Фильм Звягинцева "Левиафан" номинирован на "Оскар"
Фильм режиссера Андрея Звягинцева "Левиафан" номинирован на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". Объявление номинантов в прямом эфире транслировалось на сайте главной кинопремии.
За награду в этой категории также будут бороться аргентинская лента "Дикие истории" Даминана Шифрона, эстонская картина "Мандарины" Зазы Урушадзе, фильм "Ида" польского режиссера Павла Павликовски и "Тимбукту" мавританца Абдеррахмана Сиссако.
Между тем в четверг стало известно, что власти Мурманской области запретили прокат фильма "Левиафан" на территории региона. Решение о запрете проката фильма приняла губернатор Марина Ковтун, сообщил источник в правительстве области. Ей не понравилось, как в фильме показаны жители Севера.
Устная рекомендация воздержаться от показа фильма направлена всем компаниям-владельцам кинотеатров. При этом пресс-секретарь губернатора Денис Пушин опроверг запрет на показ "Левиафана". "Такие рекомендации не давались и даваться не могли", — сказал он агентству FlashNord.
Ранее против проката фильма высказалась Татьяна Трубилина, глава заполярного поселка Териберка, где проходили съемки фильма. "Впечатлений особых нет, мы здесь все алкаши, живущие в собственной помойке. С эстетической точки зрения я против показа, я вообще не знаю, кому этот фильм стоит смотреть", - сказала она.
Кроме того, Ассоциация православных экспертов намерена обратиться к главе Минкульта Владимиру Мединскому с просьбой об отзыве прокатного удостоверения у "Левиафана". По словам главы ассоциации Кирилла Фролова, это обращение поддержат также представители Союза православных граждан, Союза православного действия и молодежного движения "Сорок сороков".
"Я бы перестал стесняться того, что нашу организацию обвиняют в попрании свобод, - заметил Фролов. - Мы не должны ни перед кем оправдываться. "Левиафан" - это зло, а злу не место в прокате".
Между тем председатель СПГ Валентин Лебедев скептически воспринял инициативу отозвать у "Левиафана" прокатное удостоверение. "У нас свободная страна, и запрещать этот фильм к прокату не нужно", - пояснил он. В то же время Лебедев назвал правильным поинтересоваться у Мединского, "на каком основании весомая часть бюджета антироссийского фильма финансировалась государством".
Сам Мединский заявил "Известиям", что не считает фильм антироссийским. Такая история, по мнению министра культуры, могла произойти где угодно. При этом он считает, что в погоне за международным успехом фильм был сделан "запредельно конъюнктурным".
11 января картина Андрея Звягинцева "Левиафан" получила приз Международной федерации кинопрессы, а днем позже - вторую по престижности после "Оскара" премию "Золотой глобус". Кроме того, фильм номинирован на премию Британской академии кино- и телевизионных искусств. В прошлом году картина получила награды на ряде значимых европейских фестивалей.
В России фильм Звягинцева столкнулся с трудностями при получении прокатного удостоверения из-за наличия в репликах героев мата. В результате до вступления в силу закона о полном запрете мата в кино удостоверение было получено с ограничением по возрасту "18+". Позже, однако, стало известно, что для проката в России картину переозвучили. В российский прокат картина выйдет в феврале.
Владимир Мединский, министр культуры, литератор
А вообще это универсальный сюжет, который мог развернуться в любой точке мира, в том числе и у нас. С бездушием чиновников, круговой порукой можно столкнуться везде. Вижу ли я в героях фильма некую русскую особость? Не вижу. Сколько бы авторы ни заставляли их материться и пить литрами водку из горла, настоящими русскими это их не делает.Себя, своих коллег, знакомых и даже знакомых знакомых в персонажах «Левиафана» я не увидел. Странно, но среди героев фильма вообще нет ни одного положительного героя. То есть что и кого ненавидит Звягинцев, более-менее ясно. А кого он любит? Славу, красные дорожки и статуэтки — это понятно. А любит ли кого-то из своих героев? В этом большие сомнения.
Наверное, можно было бы снять нечто подобное и в штате Колорадо (где, к слову, произошла реальная история, легшая в основу сценария), и в арабском пригороде Парижа, и в депрессивных районах Юга Италии. Правда, в этом случае авторы вряд ли получили бы столько престижных западных премий. Признаемся, что в погоне за международным успехом этот фильм запредельно конъюнктурен.