"Теперь слово и дело за нами"
В восьмидесятые и девяностые годы рок-группа "Телевизор" гремела по всей стране. Ее лидер Михаил Борзыкин известен не только как автор текстов, бичевавших разлагающийся советский строй, но и как организатор демонстрации в защиту рок-фестиваля на питерском Зимнем стадионе в 1988 году. Тогда Борзыкину удалось провести за собой толпу почти до Смольного – и власти вынуждены были разрешить мероприятие. За минувшие годы Михаил не изменил себе.
Елена Ланская: "Телевизор" всегда воспринимался как протестная группа. С чем вы не согласны сейчас?
Михаил Борзыкин: Слава Богу, тем для протеста сейчас хватает, и чем дальше, тем их больше. Например, система, которую породил Кремль. Она устроена так: работая на себя, ты работаешь против всех остальных. Врач, вымогающий взятку у больного гаишника, сам становится жертвой вышеназванного. Это диалектика взаимопожирания, российский постканнибализм - те, кого ты жрал сегодня, завтра сожрут твоих детей.
Кремлю постоянно кажется, что можно и нужно управлять всеми процессами. В том числе и рок-н-роллом в России, с помощью сурковского фонда "Наше время", с которым сотрудничают некоторые рок-коллаборационисты. Эта кагэбэшная ментальность и есть основа того бардака, что творится в России. Вместо того чтобы подстраиваться под законы природы и космоса, эти ребята, ощутив себя богоизбранной кастой, осуществляют иллюзию контроля за реальностью - с помощью дряблых вертикалей и пустопорожних информационных войн. Такая машина всегда неэффективна.
Е.Л.: Как вы относитесь к политическим взглядам ваших "звездных" коллег по цеху? Например, Бориса Гребенщикова?
М.Б.: БГ безусловно внес свой вклад в формирование сурков-путиноидов. Недаром Борис Борисович стал орденоносцем и мил сердцам Суркова, Грызлова и Эрнста, которые, как выяснилось, на нем и воспитывались. Плоды этого самого воспитания мы теперь и пожинаем. Фэнтези - это по сути своей снотворное и для разума, и для души, побочным действием которого являются навязанные галлюцинации, которые длятся недолго и заканчиваются депрессиями при малейшем контакте с грубой материей.
Меня давно уже тошнит от русского буддизма. Он похож на российскую судебную систему. Закон что дышло. Шаг ступил – уже виноват. Карма, грех и так далее. И что любопытно, больше всех кричат "начни с себя" те, кто этого делать совсем не собирается и давно уже заражен вирусом стяжательства. Обычно подобного рода политические толкиенисты очень легко находят взаимопонимание и чувствуют друг друга за версту. Наверное, это говорит о родственности творческих задач. Как говорит один мой друг, это создание информационных мороков для обработки мозгов сограждан с целью личного обогащения.
Что касается других коллег по цеху, там наблюдается разброд и шатание с элементами сумасшествия. Многих неотвратимо несет в монархизм, в том числе религиозный, при этом они подобострастно заглядывают в змеиные глазки тирана. Это тоже печальная тенденция, потому что исторический процесс не повернуть вспять и мечты о проживании в России времен Ивана Грозного – признак старческого маразма.
Е.Л.: Солидарны ли вы с людьми, участвующими в "Марше несогласных"?
М.Б.: "Марш несогласных" - это дело совести каждого. Учитывая, что средств публичного выражения своего несогласия в России почти не осталось, марш является одним из незаколоченных чердачных окошек с видом на свободу, к которым хочется приникнуть. И тут абсолютно не имеет значения, кто идет с тобой рядом, разделяешь ли ты политические убеждения организаторов. Если идеи и лозунги этого несогласия отзываются в тебе болью, ты должен встать и пойти на марш, чтобы доказать самому себе, что ты еще живой.
Обсуждение политических перспектив этого протестного движения в данный момент не имеет никакого смысла. Есть вещи, которые должны происходить по наитию, и именно тогда они наиболее гармоничны по отношению к природным процессам. Если говорить банально, настал момент истины. Нужно определяться - либо ты коллаборационист, либо ты животное, живущее мечтами о новых кредитах, либо ты все еще способен что-то чувствовать и менять в себе. Ощутить себя единым целым с собственной душой - это ли не цель любого поступка? В восточных единоборствах существует такое понятие, как "медитация действием". Именно такой медитацией и является для меня "Марш несогласных".
Е.Л.: Что, по-вашему, изменилось в политической жизни страны после 1990 года?
М.Б.: Мне кажется, что время сделало поворот по спирали на 360 градусов. Мы в определенном смысле находимся в фазе 90-го года. Обидно, что мы проспали контрреволюцию, и это еще один повод для того, чтобы сейчас выйти на "Марш несогласных". Удивительно, что вместе с коммунистическим духом вернулись и закрепленные за этим духом функционеры. Очень забавно видеть на всех ведущих полит- и телепостах тех самых комсомольцев, которые в 80-х годах душили все, что называлось словом "рок". Яркий пример - Валентина Ивановна Матвиенко. Теперь слово и дело за нами.