Умер драматург Михаил Шатров
В Москве на 79 году жизни умер сценарист и драматург Михаил Шатров. Он ставил спектакли в театрах "Современник", "Ленком", в театре Ермоловой. Им написаны пьесы "Синие кони на красной траве", "Диктатура совести", "Шестое июля", "Именем революции". Также он написал сценарии к фильмам "Две строчки мелким шрифтом", "Тегеран-43".
Комментарии
Прокладка между народом и кпсс.
У него было достаточно времени распознать правду и
А я теперь только рад, что так и не сходил в Ленком, несмотря на ажиотаж вокруг него.
Не стоит так строго и безоговорочно судить М.Ф.Шатрова. Да, в своих пьесах он пудрил нам мозги. Но почему-то кажется, что делал это не по заказу "партии и правительства", а по убежденности.
Он был из тех шестидесятников, которые еще питали иллюзии и верили в "коммунизм с человеческим лицом".
Этим переболели многие - вспомните Б.Окуджаву с его "комиссарами в пыльных шлемах".
Беда Шатрова, что он даже в период перестройки не отказался от этих иллюзий и продолжал верить, что все беды только от Сталина, а "ленинский путь" принес бы стране только процветание, хотя всем уже стало ясно, что Сталин это продолжение пути, указанного Лениным.
Хорошо быть "умным" сейчас, а для Шатрова было мучительно расстаться со своими заблуждениями.
Плохо это? Да!
Но можно и посочувствовать. Все же подлостей, вроде с-михалковских, он не делал.
Помянем!
Во первых, я - adig или адиг в русской транскрипции;
Во-вторых, некорректоно сравнивать преступления уголовные (нарушение закона) и заблуждения нравствственные.
Это не в оправдание Шатрова, а из-за желания смягчить к нему претензии, потому что его заблуждения какое-то время были и наши (если вам больше 50-ти, то вы это сможете понять).
Вы сами признаете, что он был талантлив. Да, к сожалению, талант, помноженный на заблуждение, порождает НЕПРАВДУ. Но если пройтись по любому виду искусства, советского времени, то эта неправда присутствовала у всех авторов (ну, разве за исключением Шаламова и раннего Солженицина - но была ли для многих в то время возможность их читать? И вообще это несколько другая история.).
Кто из остальных не кривил душой в той или иной степени? Даже почитаемые мной Шостакович, Ю.Трифонов, Пастернак, тот же М.Булгаков, Окуджава, Галич (в раннем своем творчестве), Чухрай-отец и т.д всех не перечесть. А вместе с тем русская культура неотделима от этих имен.
Да, Шатров не того калибра. Но он и не С.Михалков. А это для сов. периода уже не мало. И поэтому я, не оправдывая, призываю проявить к нему снисхождение и помянуть простым, без пиетета, словом - прощай.
в назидание современным писакам
Ах, оставьте!
История учит тому, что ничему не учит.(с)
Писаки, на то они и писаки, были, есть и будут.
по убежденности.
Честно говоря, я больше, чем кого бы то ни было на этом белом свете, не люблю идейных палачей. Любая трусость, любая корысть пусть непростительны, но по-человечески понятны. А вот идейная влюбленность в людоеда... Верно вы пишете: Сталин это продолжение пути, указанного Лениным. И когда взрослый человек до конца своих дней этого не понимает, цепляется за обман, очевидный любому шестикласснику, смотреть на это больно и обидно. Человек умер, не хочется говорить о нем плохо. Одно надо признать: со своей "Ленинианой" (уж какой ни на есть) Шатров здорово расшатал основы "совка". Правда, это не столько его заслуга, сколько гнилость "совка", но спасибо и на этом.
Шатров здорово расшатал основы "совка"
Это правильно - совок был настолько гнил, что даже неправда расшатывала его, если в этой неправде был хоть какой-то намек на человечность и здравость.
Я не стремлюсь превозносить Шатрова, но чисто по-человечески отношусь к нему неплохо. А уж я-то заматеревший антисоветчик, уж поверьте.
Но хорошо быть "умным" задним числом. А до определенного момента, признаемся - бегали, бегали на спектакли по его пьесам. Кто где - москвичи в Современник и МХАТ, ленинградцы в БДТ.
Интересно, чем верный ленинец лучше верного сталинца.
Пошёл бы он подальше, со своей "пудрой".
Правда, дальше уже некуда.
чем верный ленинец лучше верного сталинца?
Ничем!
Но ... для Шатрова, так мне кажется, есть смягчающие обстоятельства - читай выше.
Тем, что верных ленинцев сгноили в Гулаге, а верные сталинцы ди сих пор сидят в Кремле и на Лубянке.
imho.
Когда Сталин умер, то оказалось, что такой строй в СССР не нужен уже никому -
Но вот за пределами СССР, среди сталинских сателлитов нашлись отдельные монстры (Мао Цзэдун в Китае, Ким Ир Сен в Северной Корее, Энвер Ходжа в Албании), которые встретили в штыки "советский ревизионизм" и навсегда отбились от рук - с самыми кошмарными последствиями для их подданных...
Пол Пота забыли.
Тем, что верных ленинцев сгноили в Гулаге, а верные сталинцы до сих пор сидят в Кремле и на Лубянке
Ну, справедливости ради надо заметить, что многих сталинцев тоже сгноили в Гулаге, но по сути вы правы: верных ленинцев в Кремле и на Лубянке не сыщешь. Мне даже кажется, что нынешние кремлевско-лубянские сидельцы - это не сталинцы даже, а сплощь бериевцы: такие прагматики-прагматики, реки крови проливать не хотят, и вообще их лозунг "Фабрики рабочим, земля крестьянам, "ауди" к подъезду".
не сталинцы даже, а сплощь бериевцы
Не вижу никакой разницы между этими отродьями - Сталин и Берия. Так уж сложилось - один был выше и указывал, а другой ревностно исполнял, добавляя и от себя "художества". Но, принципиально, и тот и другой палачи. Их идейный вдохновитель Ленин тоже из той же породы.
А осталось ли в его творчестве хоть что-нибудь, выдержавшее проверку временем???
Шатровская "Лениниана" - абсолютно тенденциозна и давным-давно отправлена на свалку истории литературы и драматургии. Осталось ли от него хоть что-нибудь, заслуживающее внимания свободных, просвещённых людей? Я что-то не знаю.
Вот например гениальнейший Михаил Афанасьевич Булгаков написал в своё время хвалебную пьесу про Сталина "Батум". Старался видимо изо всех сил. Насколько я знаю, с одной стороны пьеса Сталину понравилась, с другой стороны - была им полностью запрещена для постановок в театрах. Видать cлишком непохож был полностью выдуманный образ доброго, высоконравственного, бескорыстного революционера-гуманиста на всё ещё живой якобы прототип...
Но ведь М. А. Булгаков написал ещё "Мастера и Маргариту", "Белую гвардию", "Театральный роман", "Жизнь господина де Мольера", "Собачье сердце", "Роковые яйца", несколько замечательных пьес, вполне выдержавших проверку временем... А Шатров похоже не написал ничего, достойного внимания и теперь канет в Лету.
Даже от покойного Владимира Солоухина что-то осталось - нaпример книжка про Ленина "При свете дня", которая очень не нравилась покойному Анатолию Рыбакову, до самой смерти верившему в Ленина и ненавидевшему Сталина.
Останется что-то и от весьма одиозного Никиты Михалкова - например фильм "Несколько дней из жизни Обломова" (С Табаковым и Богатырёвым), колоритная роль Паратова в фильме Рязанова "Жестокий романс"...
От Шатрова похоже не останется, увы, ничего...
Да уж. Вашими устами это звучит как приговор истории.
тут он прав
Прав, но не до конца.
Во-первых, от скурвившегося Н.Михалкова останутся еще и "Пять вечеров", но прежде всего великолепное "Механическое пианино".
Ю.Трифонов написал "Отблеск костра", но будет ценим за "Время и место", "Дом на набережной" и прочие великолепные повести.
Шостакович написал "Нас утро встречает прохладой", но мы не забываем его Ленинградскую, Тринадцатую и пр. симфонии.
Список можно продолжить.
Даже подонок М.Шолохов останется в памяти как автор (?) "Тихого Дона", несмотря на его вкрапления в эту высокую трагедию отдельных пробольшевистских эпизодов.
И от Шатрова кое что останется. Останутся воспоминания о том, как мы, молодые, бегали на спектакли по его пьесам. И ахали: как смело, как ново, как он этим гадам, которые у власти, намекнул
о их ничтожестве.
but Vampilov
И на Вампилова тоже бегали.
Один другого не исключал.
Тут уже и я с Вами в основном согласен (кроме Шолохова)
Когда я написал о Н. Михалкове, то заметьте - поставил многоточие.
А вот насчёт Шолохова я пока всё же склоняюсь к мнению, что Нобелевскую премию он получил за книгу, которую написали другие люди - возможно Фёдор Крюков и отчасти его тесть Пётр Громославский (предположительно написавший за Шолохова и все остальные его художественные произведения). А сам Шолохов, я так полагаю, только переписал "Тихий Дон", причём не слишком умело.
Пардон, ляп
Сам я в писатели явно не гожусь: Пётр Громославский был тестем конечно же Шолохова, а не Крюкова - я нечётко выразился.
многоточие
Дело, конечно, вкуса, но я бы поставил многоточие не после "Обломова", а после "Мех.пианино".
Авторство Ф.Крюкова или П.Громославского это тоже многоточие (в смысле сомнения), а не утверждение. Пока не доказано, что не Шолохов.
Если вы способны на сие доказательство, то безусловно меня обрадуете, так мое отношение к Шолохову как к человеку выражается одним словом - подонок.
А пока, до вашего открытия, автор - он, Шолохов.
Желаю успеха в исследовании
Не согласен. От Шатрова останется "Две строчки мелким шрифтом". Сам и придумал.
Но шрифт должен быть очень, очень мелким...
От Шатрова останется "Две строчки мелким шрифтом".
Как сказал герой фильма "Доживем до понедельника": А от большинства из нас остаётся только прочерк между двумя датами.
Слышите, г-да молодые нигилисты-ниспровергатели - от большинства из НАС!
А тут, аж две строчки!
Жестоко мы тут поступили в этой ветке. Имхо.
Жестоко мы тут поступили
Разумное признание
Интересно, похоронят его под псевдонимом,
как Рамона Меркадера?
под псевдонимом
палач Сталин, писатель Горький и много-много похороненных под псевдонимами.
А кого то похоронят под кличкой, например russivan1,2,3...
Писатель Горький - это мировой уровень.
Писатель Шатров выплыл на волне "перестройки" и с ее окончанием исчез из культурного контекста.
PS. Я бессмертен.
Был бы Горький мировым уровнем - остался бы на Западе, а не вернулся бы в 1936 в Совок.
Пардон, в 1928, конечно, а не в 1936.
бессмертен ...
или нетонущий?
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: