Антиеврейский вопрос
В шумном дискуссионном пространстве последних дней доминирует тема Украины. А в разговорах на эту тему с повышенной частотой выскакивает слово "национализм" со всеми его производными.
Я скажу сразу, что национализм я не люблю. Любой. Хотя, разумеется, отличаю национализм имперского типа от антиимперского и не ставлю их на одну доску.
Но не люблю никакой. Прежде всего потому, что национализм не современен, он архаичен. Поэтому, кстати, и столь соблазнителен.
А любая архаика интересна и даже ценна лишь как объект исторического осмысления или художественной стилизации. А как мотивация актуальной практики - хоть социальной, хоть культурной, хоть политической – она в лучшем случае комически провинциальна, а в худшем - деструктивна и опасна для нравственного и интеллектуального здоровья общества.
Чаще всего в этих горячих спорах возникает, конечно, "еврейский вопрос" - куда ж без него. И чаще всего на эти хронически болевые точки нажимают люди, сами в той или иной мере зараженные старинным вирусом юдофобии. Более или менее те же самые, кто в списках действующих лиц отечественной истории радостно подчеркивает красным карандашом фамилии, заканчивающиеся не на "-ов" или "-ин", а на "-ман" или "-берг". Это в основном те, для кого юдофобия местного разлива - это "патриотизм", а чужая юдофобия – это "фашизм" и вообще "бандеровщина". Вроде как у нас разведчики, а у них шпионы. Если там кто-нибудь о чем-нибудь таком заикнется, то они загораются священным гуманистическом огнем. А здесь – пожалуйста, можно и про "абажуры". А чо, все свои.
Их, видите ли, страшно беспокоит антисемитизм. Прям спать не могут, расчесывая его до крови. Но это дело их беспокоит исключительно в других местах, а не в тех, где они живут сами и где им не дают уснуть другие, так сказать, симметричные чувства.
Они любят горестно сокрушаться по поводу того, что как же вы, мол, дорогой и любимый наш еврей, можете позволить себе сочувствовать, допустим, жителям Литвы или Украины, в то время как там в годы войны и немецкой оккупации... ну, понятно. И если бы не товарищ Сталин и не его полководческий гений... дальше тоже понятно.
Но повышенное беспокойство доносится и с других берегов. Из Израиля до меня дошел патетический вопрос: "Вы сами понимаете, кому вы сочувствуете? Вы не понимаете, что ли, что там на Майдане всем верховодят национал-социалисты и зоологические антисемиты? Вы что, не видите? Вы хоть вспомнили бы о своей национальной принадлежности".
Почему же не помню, скажу я, помню, конечно. А если вдруг невзначай забуду, то мне кто-нибудь тотчас же об этом и напомнит. Хоть с того берега, хоть с другого.
Но, видимо, моя натура несколько ущербна, а памяти свойственно фатальное неумение сосредоточиваться на одной, но пламенной страсти. Ей, моей памяти, свойственно непозволительно распыляться и разбрасываться на разные пустяки.
Поэтому я помню не только о своей национальной принадлежности, но также (и даже в гораздо большей степени) о своей принадлежности, например, к человечеству или, допустим, к исторической судьбе той страны, где я родился, вырос и живу, а также к тому языку, на котором я думаю, говорю и пишу, к культурному и профессиональному сообществу, а также и к множеству прочих сообществ и социальных групп.
А еще я не могу и даже не хочу заставить себя помнить лишь о собственной национальной принадлежности, забывая при этом о чужой принадлежности и о тех, кто о ней тоже помнит.
В то, что на киевском Майдане среди прочих существуют люди, с готовностью включающие "жида" или "кацапа" или по крайней мере прячущие эти камушки за пазухой, я не просто верю - я даже в этом ничуть и не сомневаюсь. А есть там и другие. А есть там, извините, и вообще евреи. И мусульмане там есть. И националисты. И космополиты. И кто угодно еще. Все там есть. Первым из погибших в этих драматических событиях был, например, молодой человек с армянской фамилией. И его имя навсегда станет одним из символов свободной Украины.
Так же было и в августе 91-го года в толпе у Белого дома. Там мирно, дружно и азартно строили общие баррикады люди, которые в "мирной жизни" никогда и близко не подошли бы друг к другу. А если бы и подошли, то только с намерением подраться.
Да, так иногда бывает. Возникает иногда вдруг помимо нас и наших частных интересов, взглядов, устремлений и "принадлежностей" общее дело такого масштаба и такой пронзительной ясности, что оно способно объединить и сплотить, пусть даже и на короткое время, совсем, мягко говоря, разных людей.
Мой отец, прошедший войну с первого до последнего дня, рассказывал о том, как многократно сталкивался с откровенным антисемитизмом со стороны однополчан. Пару раз приходилось даже и драться. Но чаще это носило относительно мирный характер и, как правило, укладывалось в бессмертную формулу "Хороший ты, Сенька, мужик, хоть и еврей".
Но они все равно воевали вместе. И вместе рисковали жизнью. И выручали друг друга. И вместе пили свои фронтовые сто грамм. Хотя и суть, и значение, и долгожданный исход этой войны не все трактовали одинаково.
"Сравнили тоже! - скажет кто-нибудь. - Так то война!" Вот и я о том же.
Статьи по теме
Страха ради иудейска
Российская госпропаганда активно разыгрывает еврейскую карту в связи с событиями на Украине. Тех, кто сочувствует Майдану, пугают разгулом антисемитизма. Кто стоит за двумя нападениями у киевской синагоги в середине января? Кому выгодны антисемитские страшилки? Что сулит украинским евреям Майдан? Читайте мнения экспертов.
Украинский акцент
Украина для меня совсем не чужое место. Заманчивое слово "Украина" сопровождало меня все мое московское детство. И эту страну я привык воспринимать и принимать близко к сердцу даже не через Гоголя или Шевченко, а скорее через семейные предания, полузабытые истории и частные проявления, которые оказываются ничуть не слабее великой литературы.
Духовная разность
Сознательные и ответственные граждане Украины уже доказали, что рабами они никогда не будут. Больше никогда. И в этом глубинное отличие Украины от моей несчастной родины, при всем сходстве языков и исторических судеб. Украина и моя родина отличны друг от друга примерно в той же мере, в какой различны в понимании своего долга и предназначения украинские и российские духовные лица.
Бабушкины сказки
Первой отсмеялась Нюра и, вытирая слезы, сказала: "Ой, не могу! Сама себя еврейкой назвала. Мосевна, ты что ж такое говоришь! Ты ж хороша баба, хоть и городска! Кака ж ты еврейка-то! Ну насмешила! Я прям чуть не обоссалася!"
Лучше иметь дружбу всегда
С любовью разобрались. Но еще осталась дружба. С дружбой, впрочем, в свое время основательно поработало другое государство - советское. Была, была дружба в советские годы, цвела она пышным цветом и щедро подкармливалась родным государством.