Вексельберг вернул в Россию архив Ивана Ильина
Финансовую помощь в возвращении в Россию архива русского философа Ивана Ильина оказал известный бизнесмен Виктор Вексельберг, который в 2004 году приобрел для России коллекцию яиц Фаберже на 100 миллионов долларов. Как пишет в понедельник "Коммерсант", сделка обошлась в 60 тысяч долларов.
В прошлом году в рамках президентской программы "За примирение и согласие" в Москве был перезахоронен прах генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина, а в нынешнем - возвращен архив корреспонденции и писем Ильина, находившийся в университете штата Мичиган.
Между тем член Общественной палаты Сергей Марков заявил, что возвращение трудов Ильина было "инициировано высшей госвластью". "Очевидно, что Владимир Путин неравнодушен к Ивану Ильину, – сказал он в интервью "Коммерсанту". – Ильин – наиболее часто цитируемый в текстах президента автор. Ведь он пытался объединить идеи патриотизма, особого пути России и ее модернизации".
Труды Ильина в последнее время приобрели популярность в России, во многом благодаря тому, что довольно часто мысли философа цитировались Владимиром Путиным, Владиславом Сурковым, Владимиром Устиновым, подчеркивает издание. В частности, в администрации президента подтвердили, что в ведомстве любят философа Ильина. "Иван Ильин не только один из самых проницательных русских мыслителей, который удостаивался самого обширного переиздания своих работ, но и, по сути, единственный русский философ, который говорил в своих работах о постсоветском устройстве. Именно поэтому он так актуален для нынешней власти", – сообщил в интервью газете высокопоставленный неназванный источник в президентской администрации.
1 июня архив Ильина будет передан библиотеке Московского государственного университета, где будет доступен для всеобщего ознакомления.
Справка
Иван Ильин
Иван Александрович Ильин (1883-1954) русский религиозный философ, правовед, публицист. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. Разрабатывал идеи русского национализма. Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан из советской России за границу. Жил в Берлине, где был профессором Русского научного института и издавал журнал "Русский колокол". В 1938 году перебрался в Швейцарию, где прожил до смерти.
Дословно
Андрей Шторх
К нам обратился с просьбой помочь Георгий Полтавченко, который занимался возвращением архива. Мы оказали определенную финансовую помощь через фонд "Связь времен".
"Коммерсант", 29.05.2006
Иван Ильин (1883-1954)
Европа не понимает национал-социалистического движения. Не понимает и боится. И от страха не понимает еще больше. И чем больше не понимает, тем больше верит всем отрицательным слухам, всем россказням "очевидцев", всем пугающим предсказателям. Леворадикальные публицисты чуть ли не всех европейских наций пугают друг друга из-за угла национал-социализмом и создают настоящую перекличку ненависти и злобы. К сожалению, и русская зарубежная печать начинает постепенно втягиваться в эту перекличку; европейские страсти начинают передаваться эмиграции и мутить ее взор. Нам, находящимся в самом котле событий, видящим все своими глазами, подверженным всем новым распоряжениям и законам, но сохраняющим духовное трезвение, становится нравственно невозможным молчать. Надо говорить; и говорить правду. Но к этой правде надо еще расчистить путь...
Прежде всего я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев, урезанных в их публичной правоспособности, в связи с этим пострадавших материально или даже покинувших страну... Германский национал-социализм решительно не исчерпывается ограничением немецких евреев в правах. И мы будем обсуждать это движение по существу - и с русской национальной, и с общечеловеческой (и духовной, и политической) точки зрения...
Я отказываюсь судить о движении германского национал-социализма по тем эксцессам борьбы, отдельным столкновениям или временным преувеличениям, которые выдвигаются и подчеркиваются его врагами. То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот; сами вожди его характеризуют постоянно словом "революция". Это есть движение национальной страсти и политического кипения, сосредоточившееся в течение 12 лет, и годами, да, годами лившее кровь своих приверженцев в схватках с коммунистами. Это есть реакция на годы послевоенного упадка и уныния: реакция скорби и гнева. Когда и где такая борьба обходилась без эксцессов? Но на нас, видевших русскую советскую революцию, самые эти эксцессы производят впечатление лишь гневных жестов или отдельных случайных некорректностей. Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних "зверствах", или, как ее называют, "зверской пропаганде"...
Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе... Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию - европейской культуре дается отсрочка. Поняла ли это Европа? Кажется мне, что нет... Поймет ли это она в самом скором времени? Боюсь, что не поймет... Гитлер взял эту отсрочку прежде всего для Германии. Он и его друзья сделают все, чтобы использовать ее для национально-духовного и социального обновления страны. Но взяв эту отсрочку, он дал ее и Европе...
До сих пор европейское общественное мнение все только твердит о том, что в Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты; что они не уважают права; что они не признают свободы; что они хотят вводить какой-то новый социализм; что все это "опасно" и что... эта глава в истории Германии "надо надеяться, будет короткой"... Вряд ли нам удастся объяснить европейскому общественному мнению, что все эти суждения или поверхностны, или близоруки и пристрастны...
"Новый дух" национал-социализма имеет, конечно, и положительные определения: патриотизм, вера в самобытность германского народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению (фашистское sacrificio), дисциплина, социальная справедливость и внеклассовое, братски-всенародное единение. Этот дух составляет как бы субстанцию всего движения; у всякого искреннего национал-социалиста он горит в сердце, напрягает его мускулы, звучит в его словах и сверкает в глазах. Достаточно видеть эти верующие, именно верующие лица; достаточно увидеть эту дисциплину, чтобы понять значение происходящего и спросить себя: "Да есть ли на свете народ, который не захотел бы создать у себя движение такого подъема и такого духа?.." Словом - этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения...
Дух национал-социализма не сводится к "расизму". Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать путей к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи - неумно и неблагородно. И разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в "погромах"? Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше? Или, быть может, европейское общественное мнение чувствует себя призванным мешать всякой реальной борьбе с коммунизмом, и очистительной, и творческой, - и ищет для этого только удобного предлога? Но тогда нам надо иметь это в виду...
"Национал-социализм", 1933
Роман Гуль (1896-1986)
...Перемены Вашего духовного лица я старался понять. Но вот к власти пришел Гитлер, и Вы стали прогитлеровцем. У меня до сих пор среди вырезок статей имеются Ваши прогитлеровские (из "Возрождения" и др.) статьи, где Вы рекомендуете русским не смотреть на гитлеризм "глазами евреев" и поете сему движению хвалу! признаюсь, ЭТОГО изменения Вашего духовного лица я НИКАК НЕ ПОНИМАЛ И НЕ ПОНИМАЮ. Как Вы могли, русский человек, пойти к Гитлеру? Заметим в скобках, что категорически оказались правы те русские, кот<орые> смотрели на Гитлера "глазами евреев".
...Но в конце концов вопрос о Вашей и моей смене вех не так уж важен. Гораздо хуже иное. Во время нашего разговора Вы говорили вещи, кот<орые> вызывают во мне непреодолимое духовное отвращение. Так, напр<имер>, Кравченко для Вас оказался "чекист и жид". А когда я Вам сказал, что Кравченко и не чекист, и не еврей, то Вы категорически это "опровергли" тем, что Вы видели его фотографию и для Вас этого вполне достаточно. "Я не был при зачатии его его матерью, и потому для меня фотографии достаточно!" — сказали Вы. Итак, сего числа Кравченко произведен проф. Ильиным в евреи. Это не новость. Вся правая эмиграция заговорила так, когда оказалось, что Кравченко не правый, а левый. Конечно, Ваше утверждение отдает антисемитизмом самого дурного вкуса. И я, простите, теряю разницу между проф. И.А. Ильиным, прогитлеровцем 1933—<19>34 гг., и И.А. Ильиным 1949 г. Но еще хуже то, что Вы говорили об еп<ископе> Иоанне Шаховском. Сославшись на авторитет какого-то В<ашего> друга, православного иерарха, Вы назвали его "жиденком", потому что у него мать еврейского происхождения. Мне это глубоко отвратительно. Я уверен, что если б этот Ваш иерарх увидел бы даже живого Христа, то не нашел бы для него иного названия... Для Вас, как Вы сказали, "раса, кровь, наследственность" незыблемы. И посему еп. Иоанн Шаховской "жиденок". Но ведь по этому самому и Вы, Иван Александрович, окажетесь не очень-то русским! Ваш старый друг, москвич, хорошо знающий всю историю Вашей семьи (и Вас, и Вашего брата), говорил мне, что Ваша матушка была немецкого происхождения. Я это слыхивал еще студентом в Москве. И вот получается, что в идеологе русского национализма и православном философе чисто русской крови не очень уж много?
Письмо к И.А. Ильину, 1949