Минкульт: Русский музей согласился передать икону в коттеджный поселок
Реставрационный совет Русского музея и экспертная фондово-закупочная комиссия разрешили выдать икону "Богоматерь Торопецкая" из музея в недавно построенный храм Александра Невского близ подмосковного элитного поселка "Княжье озеро". Об этом РИА "Новости" сообщил директор департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры Рамазан Колоев. О выдаче этого образа министерство ходатайствовало по запросу патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
По словам Колоева, эксперты решили, что икону можно на время передать в храм при обеспечении оптимальных условий ее хранения и возможности транспортировки в специальном киоте, обеспечивающем должный уровень температуры и влажности.
Замдиректора Русского музея Евгения Петрова отметила, что "в музее сочли нецелесообразным выдачу этой иконы из-за ее состояния и уникальности, однако, учитывая просьбу патриарха и подчиняясь Министерству культуры, мы вынуждены выдать икону". Она добавила, что "сроки экспонирования были сокращены с года до полугода". По словам Петровой, эксперты музея и Минкульта в прошлую пятницу посетили храм Александра Невского, чтобы на месте оценить обстановку. Она сказала, что "все условия, которые требуются, соблюдены, и придраться не к чему".
По словам Колоева, "приход готов заключить договор с Русским музеем на оплату услуг специалистов, которые будут наблюдать за состоянием иконы и контролировать необходимый режим".
Предполагается, что икона должна оказаться на новом месте уже 5 декабря, в день, на который назначено освящение храма Александра Невского.
Колоев напомнил, что "подобные выдачи музейных реликвий являются обычной практикой музеев" и привел в пример икону "Богоматерь Донская" из Третьяковской галереи, посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, икону "Богоматерь Толгская" XVI века из коллекции Ярославского художественного музея, а также Корсунский Крест из Переславль-Залесского музея-заповедника. Все они в определенный момент выдавались на временное хранение в храмы.
"Коммерсант" сообщал ранее, что храм Святого Александра Невского начал строиться вместе с элитным коттеджным поселком на Новорижском шоссе в 2001 году. Компания "Сапсан" полностью завершила строительство к 2008 году. Президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков в 2006 году выделил средства районным больнице и спортклубу в Торопце, а также пожертвовал 300 тысяч рублей на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора. Другой связи иконы и коттеджного поселка издание не обнаружило.
Справка
Икона Торопецкой Божией Матери
"Богоматерь Одигитрия", которую называют иногда "Эфесской", "Полоцкой", "Корсунской" или "Торопецкой" — одна из самых старых икон в собрании Государственного Русского музея. Ее появление относят к XII-XIV векам. Специалисты музея считают, что древний образ XII века был некогда утрачен и в XIV заменен новым, написанным псковским мастером.
Икону одни ученые датируют XII веком и приписывают византийскому мастеру, другие — началом XIV века и считают, что ее написал русский, псковский мастер. История образа начинается в середине XII века, когда княжна Ефросинья Полоцкая основала в Полоцке два Богородичных монастыря и для них из Эфеса привезли икону Божией Матери. С момента захвата Полоцка войсками Стефана Батория в 1579 году икона пропадает из поля зрения историков и появляется в XVII веке в городе Торопец, в Корсунско-Богородицком соборе. Там она находилась до 1920-х годов, когда собор был закрыт, а икона оказалась в местном краеведческом музее. В 1930 году икону передали на постоянное хранение в Государственный Русский музей, но к этому времени живопись на оборотной стороне полностью осыпалась, и только по описаниям известно, что там был Николай Чудотворец.
"Коммерсант"
Дословно
Левон Нерсесян
Икона может просто рассыпаться. Я очень надеюсь, что сотрудники музея проявят принципиальность и не будут делать того, что, с моей точки зрения, делать категорически нельзя. Никакого нормального повода для переноса этой иконы нет. Речь идет о том, что кому-то захотелось получить в свои руки престижную игрушку.
"Эхо Москвы", 26.11.2009
Матвей Ганапольский
На какую моральную компенсацию от общества меценат может рассчитывать? Я понимаю, он должен попросить что-то другое. Что-то попроще, подешевле, помалозначимей.
А он не хочет попроще. Он в это вложил кучу денег – своих, негосударственных. И это он не возьмет с собой в могилу – это навсегда останется обществу. Так чем мы наградим его?
Я полагаю, что как бизнес не готов к широкому меценатству из-за отсутствия института списывания налогов, так и общество не готово уважительно воспринять меценатство и ищет в каждом поступке мецената двойное дно.
Блог на сайте "Эха Москвы", 26.11.2009