Хасиды обещают не требовать конфискации произведений искусства
Американское движение хасидов Хабад-Любавич не будет добиваться конфискации российских предметов искусства на выставках в качестве компенсации. Об этом сообщает "Голос Америки" со ссылкой на заявление пресс-службы движения. В движении не согласны с мнением российского Минкульта, согласно которому вынесенное недавно против России постановление федерального суда США может повредить двусторонним культурным обменам.
"Движение Хабад не будет добиваться исполнения предписания или ордера о неисполнении судебного решения в отношении какого-либо предмета искусства, имеющего культурную ценность", - подчеркивается в заявлении. Отмечается, что движение изложило суду свою позицию, и "суд в очередной раз подтвердил неприкосновенность подобных произведений искусства в соответствии с законами Соединенных Штатов".
В среду федеральный судья в США постановил, что Россия должна платить штраф в размере 50 тысяч долларов в день за неисполнение вынесенного в 2010 году вердикта о передаче хасидской общине "Хабад Любавич" в США собрания книг и манускриптов, известных как библиотека Шнеерсона.
Последствия принятого судом в США решения в отношении библиотеки Шнеерсона негативно скажутся на доступе американских граждан к российским культурным ценностям, заявил на следующий день замминистра культуры Григорий Ивлев. Он отметил, что на данный момент никакого культурного имущества России, которому могли бы грозить санкции со стороны США, на территории этой страны нет, однако различные программы сотрудничества, например, обмены выставками между музеями, после решения американского суда будут приостановлены.
Ивлев подчеркнул, что библиотека Шнеерсона является частью библиотечного фонда России. Материалы хранится в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве. Там созданы условия для их хранения и работы с ними всем гражданам России и иностранным гражданам.
Ранее в четверг в Министерстве иностранных дел выразили возмущение решением американского суда о штрафе и назвали "абсолютно неправомерным и провокационным". Сам вердикт, требующий передать библиотеку Шнеерсона хасидам, был охарактеризован как "одиозный". В МИДе пообещали жесткий ответ в случае, если против России введут санкции.
"Коллекция Шнеерсона" исторически формировалась на территории нашей страны, представляет собой национальное достояние всего российского народа и как государственная собственность Российской Федерации пользуется юрисдикционными иммунитетами", - заявили в МИДе.
В среду госсекретарь США Хиллари Клинтон пообещала поддерживать "честное и справедливое" разрешение претензий по поводу предметов искусства, разграбленных во время Второй мировой войны. При этом она не стала комментировать решение суда. "Госдепартамент не выражает никакой точки зрения по какому-либо текущему судебному спору", – сказала она.
С конца 1980-х годов община добивается возвращения коллекции Шнеерсона. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего, вернуть хасидам священные для них документы.
Основой собрания древнееврейских книг и рукописей была коллекция, начало которой было положено в XVIII веке. Собрание Шнеерсона насчитывает около 12 тысяч книг и 50 тысяч редких документов, в том числе 381 рукопись. В ходе Первой мировой войны, когда Любавичи оказались в зоне военных действий, раввин Иосиф Шнеерсон перевез часть библиотеки в Москву, где доверил ее хранение книжному складу Персица и Полякова. С приходом к власти в России большевиков собрание Шнеерсона было национализировано, как того требовал декрет Совета народных комиссаров от 26 ноября 1918 года. Около 25 тысяч страниц рукописей были конфискованы нацистами в Польше, а затем захвачены Красной Армией и переправлены в Москву.
Статьи по теме
Книги - евреям
Напрасно участники дискуссии о судьбе библиотеки Шнеерсона ссылаются на международные конвенции о перемещенном искусстве. Библиотека эта – не перемещенное и не искусство. Называть ее "коллекцией книг и рукописей" тоже неправильно. Для любавичских хасидов это религиозная святыня, предмет почитания. Именно в этом определении и содержится ключ к решению проблемы.