Скандал с Ростроповичем: в Большом все-таки дали "Войну и мир"
На Новой сцене Большого театра России состоялась премьера оперы Сергея Прокофьева "Война и мир", выпуск которой две недели назад оказался под угрозой из-за демарша ее инициатора Мстислава Ростроповича.
Изначально Большой театр планировал подготовить эту постановку к открытию основного здания после ремонта. Однако Ростропович попросил не откладывать так надолго, и театр пошел ему навстречу.
Ростропович провел весь репетиционный процесс, однако незадолго до премьеры потребовал дополнительных репетиций. Выполнить его просьбу театр не смог, и Ростропович объявил о том, что отказывается от участия в спектакле.
Впрочем, к конфликту это не привело, стороны сумели разойтись мирно. Премьеру отложили на три дня, и она прошла по управлением главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова.
Комментарий
Подготовка такой огромной оперы, где только солистов занято около двух десятков, - тест на профессионализм для любой труппы. А в ситуации, когда Большой театр работает в стесненных условиях ремонта и артисты вынуждены репетировать на разных чужих площадках, эта работа подобна тем самым сражениям, о которых ведется речь в спектакле. К счастью, результат не требует скидок на обстоятельства.
Поскольку главной звездой постановки должен был быть Ростропович, выстроена она так, чтобы в центре внимания была интерпретация музыки, а не фантазии постановщиков. Режиссура Ивана Поповски и сценография Александра Боровского нарочито схематичны. Белые гладкие прямоугольные панели, за которыми скрыты двухэтажные конструкции, то выдвигаются до рампы, то уезжают вглубь, выгораживая комнаты, бальные залы, поля сражений и командные пункты. Когда сверху на них опускаются панели цвета кремлевских стен, все должны понять, что это образ Москвы, сожженной, но непокоренной.
Мизансценам, увы, недостает графичности и выверенности рисунка. Они просты, но суетливы и не образуют тех ясных плакатных абрисов, к которым располагает сценография. Зато музыка звучит под управлением Александра Ведерникова динамично и выразительно. Ему удается избежать и чрезмерной тягостной эпичности, к которой располагает жанр этой оперы, и утомительной тщательности в передаче бесчисленных тембровых и мелодических нюансов. Ведерников акцентирует драматизм ситуаций, а ключевой образ, который в его трактовке придает цельность пестроватой музыкальной ткани, - пожар. Это и угар сражений, и накал патриотических чувств, и пламя страстей, которыми охвачены влюбленные и страдающие герои. Среди солистов его трактовку выразительнее других подхватывают дебютантка Екатерина Щербаченко (Наташа), Роман Муравицкий (Пьер), Борис Стаценко (Наполеон) и Всеволод Гривнов (Анатоль Курагин).
Ярослав Седов