Пастырский пиар
Начавшийся визит патриарха Кирилла на Украину определяется его окружением как пастырский. Украинские власти, не желающие обострять отношения с Россией, лицемерно подыгрывают этой декларации. Президент Ющенко повторил слова о пастырском характере визита Кирилла на фоне памятника жертвам Голодомора, к которому они совместно возложили цветы - жест, морально подкрепляющий инициированную руководителем Украины кампанию. В ответ "пастырь" назвал голод 1930-х "общей бедой всего нашего народа, который в то время жил в одной стране" - что отражает политическую позицию уже российской власти. Нормальненькая такая политическая дискуссия получилась, только какое это все имеет отношение к пастырским обязанностям?
Программа визита Кирилла склеена его помощниками под одну публично не оглашаемую идею. На Украине, дескать, нет для нас ни Запада, ни Востока, а есть паства, которая ждет горячо любимого патриарха. Поэтому, отдав должное центральным властям и насладившись обожанием восточноукраинской элиты, стоит нанести визит в спокойную для московского патриарха часть Украины западной - Волынь, - где верующие есть и массовых протестов против визита не ожидается. Тем самым Кирилл будет в глазах украинцев выгодно отличаться от предшественника, который побаивался ездить по правобережью Днепра дальше Киева.
Отданная на откуп пиарщикам поездка духовного лица неизбежно превращается в очевидное и малоприятное шоу. Реальная православная Украина существует не столько на Волыни, не в политизированном Киеве и уж точно не в Донецке с Горловкой (где зарегистрированных протестантских общин больше, чем православных), сколько в непафосном центре и на севере страны. Именно там находится подавляющее большинство общин, официально состоящих в Украинской православной церкви Московского патриархата и потому канонически подчиняющихся Кириллу. Винница и Житомир, Харьков и Полтава, Сумы и Чернигов, Черкассы и Кировоград будут смотреть по телевизору, как их формальный духовный руководитель общается с донецкими хулиганами и странноватыми волыняками, поминает в Симферополе про русскую морскую славу и притом утверждает в камеру, что приехал с пастырским визитом.
Им очевидно, что заседание Священного синода, прошедшее в рамках патриаршего визита в Киеве - "южной столице русского православия", согласно актуальной церковной лексике, - является таким же пиаровским жестом, как визит в целом. Собраться в Киеве, чтобы переназначить настоятелей мордовских и пермских монастырей? При чем тут украинские верующие? Другое дело, если бы расширили квоту УПЦ (чьи приходы сейчас составляют 40% от числа всех приходов РПЦ) в Синоде. Или учли бы ее долю при формировании Межсоборного присутствия РПЦ, в котором украинских представителей меньше, чем профессоров московских православных вузов.
Для основной массы православных верующих Украины не столь актуальны интересующие российскую публику и киевских политиков вопросы, связанные с существованием в стране трех православных церквей. На низовом уровне они между собой уже давно разобрались - у кого какой храм, кто к кому ходит, кто кому подчиняется. Большая часть "альтернативщиков" находится на западе страны и в Киевской области. В остальных регионах возможность перейти из одной православной церкви в другую играет, как ни странно, позитивную роль для развития общин, хотя мало кто это готов признать открыто. Готовность прихода или священника сменить юрисдикцию в случае особого административного самодурства епископа или слишком высоких епархиальных налогов делает возможной ту самую низовую приходскую активность, к коей который год в России призывают с высоких церковных кафедр.
А если в церковном низу так, то и наверху риторика борьбы с раскольниками сменилась высказываниями о необходимости "мирного сосуществования двух систем" в призрачной надежде со стороны Московской патриархии, что глава раскольников помрет и с его наследниками можно будет о чем то договориться. Главе УПЦ МП митрополиту Владимиру удалось донести эту мысль и до патриарха Кирилла. Поэтому данный визит хоть и пиаровский, но не конфронтационный. Что уже немало.
Статьи по теме
Патриарх из машины
В Москве и Питере для проезда патриаршего "Мерседеса" с места "миссионерской работы" в каждом случае перекрывался выход людей из зала. Но это вряд ли беспокоило идеологов "кирилловщины", которые с табличками VIP обсуждали актуальные вопросы миссионерской работы среди байкеров, призванных вскоре составить часть патриаршего эскорта.