Деревенская проза
Иногда бывает очень полезно вспомнить о первоначальных значениях тех или иных слов. Вот слово "политика", например, происходит от греческого слова "полис" - "город". Политика - явление сугубо городское. Это социальное устройство городской жизни. Кстати, и слово "гражданин" происходит от слова "город". Гражданин - это горожанин.
В нашей стране, увы, так и не сложилась городская жизнь в ее европейском понимании. Не один и не два раза за отечественную историю она пыталась сложиться, но не сложилась до конца. Все время мешали войны, революции и прочие социальные катаклизмы.
Города есть, есть даже мегаполисы. А городской жизни нет. Города есть. А горожан почти нет. Потому что загадочная логика, движущая нашей историей, не допускала развития того самоосознанного социального явления, называемого в разные времена то "мещанством", то "средним классом", то "гражданским обществом". А потому как были, так и остались в наших городах лишь бояре на санях, увешанных бубенцами и мигалками, да жмущиеся к заснеженным обочинам скрипучие телеги и стоящие вдоль дороги мужики, мнущие шапки в руках.
Не потому ли мы столь равнодушны к тому, как вечно и разнообразно корежат и лепят заново наши города. Не потому ли каждое новое поколение москвичей не узнает на картинке вид Пушкинской площади десятилетней давности.
Есть, конечно же, и всегда были люди с городским сознанием. В наши дни их принято называть "либералами". Но их исчезающе мало и они всегда под подозрением. Как много лет была под подозрением своих соседей по коммуналке моя однокурсница Люба. Соседи никак не могли смириться с тем, что она каждый день принимала душ. Они загадочно и зловеще говорили: "Значит, есть, чего смывать. Мы-то и без того чистые. Нам-то каждый день мыться без надобности".
А потому и политика здесь такая, какая есть. То есть она, строго говоря, и вовсе никакая не политика. Политикой здесь называются все больше стрелки да разборки, терки да толковища, сходняки да правилки. Если это понимать и не называть это "политикой", то все встает на свои места, и уже не столь мучительным кажется ощущение неизбывного абсурда.
Городскую жизнь регулирует закон. Российскую жизнь закон никаким образом не регулирует. Так же, как в крестьянском мире правили "обычаи", а в криминальном - "понятия", в нынешней квазиполитической жизни осуществляется верховенство "правил", известных и понятных лишь узкому кругу жрецов. Остальным же дано право гадать, что по правилам, а что - нет. Про свежепосаженного олигарха таинственно говорят: "Он играл не по правилам, вот и доигрался". Играешь по правилам - можешь о законе даже и не думать. В случае игры не по правилам можно уже вспомнить и о законе. "Игра не по правилам" - это уже приговор. Остальное - лишь процедура, ритуальная и не слишком обременительная уступка цивилизованному миру, с которым наша "политика" все-таки связана какими-никакими товарно-денежными отношениями.
Штатные и добровольные апологеты нынешнего положения вещей любят ссылаться на статистическое большинство. А вот большинство поддерживает, говорят они в подтверждение своей правоты. Если бы действительно большинство поддерживало, это было бы печально, но не трагично. Вкусы, как известно, меняются. И иногда стремительно. Коллективное сердце электората склонно к перемене, как ветер мая. Боюсь, что дело обстоит гораздо хуже.
Никого, разумеется, большинство не поддерживает. Оно поддерживает лишь собственные штаны, раз в четыре года обреченно бредя в ближайшую школу, чтобы окунуть в какой скажут ящичек какую укажут бумажку с какой покажут фамилией. Вот и вся поддержка. Это самое "большинство", отходящее от телевизора только в клозет или чтобы помешать борщ в кастрюле, поддержит кого угодно. Потому что ему все равно.
Знакомый социолог, изучающий телеаудиторию, поведал мне страшноватую вещь. В результате недавних опросов выяснилось, что сокрушительно большое число телезрителей, особенно жителей небольших городов, не очень умеют отличать реальных персонажей российской действительности от мнимых, не делая никаких различий в восприятии тех или иных телевизионных жанров. Новости, кино, фабрики звезд, сериалы и концерты юмора для них примерно одно и то же. Поэтому и какая-нибудь Кармелита столь же реальна, как Ксения Собчак, Петросян с Галкиным слабо отличимы от Степашки с Хрюшей, а Путин с Медведевым могут достойно мериться рейтингами с какими-нибудь доном Педро и доном Леонсио.
А потому если им предложат однажды прийти к урнам и проголосовать за Деда, например, Мороза, они это сделают с величайшей готовностью, накорябав на бюллетенях свои самые заветные мечты: починить кран на кухне, трахнуть недотрогу-соседку, выдать замуж дочку, подправить повалившийся забор... Хотя хрен с ним, с забором - есть дела и поважнее: выпереть азербайджанцев с рынка, отключить газ оранжевым хохлам и не допустить строительство американской военной базы в Гваделупе.
А начальство? Ну, какое есть, такое и есть.
Я недавно вычитал в дневнике хорошего русского писателя Пришвина удивительную запись: "Раздумывая о нынешнем циничном отношении народа к вождям, я прихожу к мысли, что это деревенская этика перекинулась в государственную, в русском деревенском народе на всякое свое близкое начальство смотрят как на необходимое зло, и в начальники идет последний человек".
Впрочем, эта запись давняя, начала 30-х годов. А с тех пор очень многое изменилось - и в жизни, и в сознании, не правда ли? Столько всего появилось за все эти годы. Вот Интернет, например...
Интернет, например, мировая, так сказать, паутина. Вот читаю я на днях в Интернете какой-то форум, где, уж не помню по какому вопросу, схлестнулись меж собой двое азартнейших пользователей. Один, как это понятно из контекста, житель России. Другой явно пишет из какой-то западной страны. В какой-то момент на что-то разгневанный россиянин пишет: "Ты не забывай, что находишься в русском Интернете. Сиди в своей Европе-Америке и не лезь в наш Интернет". "Наш Интернет" - неплохо, да? Вроде как: "Вы, зареченские, чтоб к нашим хрюпинским девкам даже близко не подходили!"
Ох, как многое меняется в нашей с вами жизни. А уж в сознании!