статья Агрессия не за горами

Борис Соколов, 16.02.2021

Ровно сто лет назад Россия напала на Грузию. Подрывная работа, поддержка сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, провокация на границе и военное вторжение "по запросу" - этот сценарий повторится в 2008 году. В 1921 году, несмотря на героическое грузинское сопротивление, судьбу страны решил договор Ленина с Кемалем при попустительстве западных держав.


Комментарии
User reg265, 16.02.2021 11:42 (#)
51371

Спасибо за экскурс в историю.

Да. Сейчас об этих событиях мало кто помнит.

User orge, 16.02.2021 11:55 (#)
4479

Балалайня неисправима в своей ненасытности. Причем настоящим трофеем после своих набегов считает стыренный унитаз.

User bormotun, 16.02.2021 14:02 (#)

Большой ошибкой Деникина было в свое время военное противостояние с Грузией (а потом с Украиной). Он сумел победить военной силой и там, и там, но потерял на это очень много времени, потратил много ресурсов, и настроил против себя (и против всех белых) два соседних государства, которые могли бы во многом помочь в борьбе с подлинным врагом, большевиками.

А вот в 2008, на мой взгляд, ошибку совершил уже Саакашвили, не разбомбив вовремя Рокский тоннель. Физическая возможность у него была, авиация имелась, и либо это был огромный просчет, либо я чего-то не знаю. Если бы российские войска потеряли тогда возможность войти в Осетию, то, конечно, Грузия легко справилась бы с осетинскими формированиями и смогла бы так или иначе нейтрализовать российских "миротворцев" в Цхинвали.

Как бы то ни было, иностранная поддержка всегда имеет лишь некоторое значение, и очень странно, на мой взгляд, что в статье исход всех событий возлагается как будто на Англию и Францию. Ведь они не нанимались нам тут наши проблемы решать.

User asac, 16.02.2021 15:10 (#)

Не было у Саакашвили такой возможности. Уже с 8 числа в Грузии активно действовала российская авиация. Все грузинские Су были бы сбиты очень далеко от тоннеля. И ни ракеты, ни бомбы не давали никакой гарантии, учитывая прочность его конструкции. Единственный способ, каким можно было бы надежно взорвать тоннель - захватить выход из него, и подорвать подвезенной взрывчаткой. Для этого грузинские танки и прошли через Цхинвали. Но было уже слишком поздно. Кроме того, не забывайте, что РФ вторглась также и из Абхазии, так что даже взрыв тоннеля ничем бы грузинам в итоге не помог, разве что немного затянул бы военные действия.

User bormotun, 16.02.2021 15:20 (#)

Абхазия все же не была основным театром действий. Любая затяжка, и, тем более, установление полного грузинского контроля над Осетией, могли бы помочь Западу определиться и занять более определенную позицию - в итоге Абхазия могла остаться в том же статусе, что и сейчас, а вот Осетия перешла бы к Грузии.

Но, вероятно, вы правы в отношении невозможности подрыва тоннеля. Я, правда, не понимаю, почему бомбы и ракеты недостаточно хороши для того, чтобы завалить вход в тоннель. И грузинская авиация тоже действовала поначалу, я это хорошо помню. Так что возник бы вопрос, это еще кто кого собьет. Но что-то где-то не срослось.

User jurij_d, 16.02.2021 17:19 (#)
51373

Белое движение вообще "подорвалось" на имперских амбициях. И в Украине, и на Кавказе, и в Прибалтике оно настаивало на "единой-неделимой". Тот же Юденич не получил помощи от Маннергейма, т.к. и слышать не желал о независимости Финляндии. Да и украинский фронт оторвал изрядную часть деникинской армии как раз в тот момент, когда под Орлом шла речь о её существовании.

User bormotun, 16.02.2021 20:34 (#)

На самом деле, не совсем так. Юденич был готов признать кого угодно, и, например, признал Эстонию - причем не просто де-факто, а и подтвердив это словесно. К сожалению, в отношении Финляндии вопрос решался сложнее, поскольку Юденич признал над собой верховную власть Колчака, и "неместные" вопросы отдавались на рассмотрение Омска. Собственно, и ген. Маннергейм слал свои предложения помощи на условиях признания Финляндии Колчаку, а не Юденичу. Колчак же, увы, под бременем своей всероссийской ответственности не счел себя вправе обещать Маннергейму то, что, по его мнению могло решить только Учредительное Собрание. То-есть и тут, на самом деле, были не столько имперские амбиции, сколько вопросы права. Любой большевик на его месте наобещал бы с три короба и получил бы всю помощь, какую надо. А Колчак, вы будете смеяться, вел ответственную политику.

Вот Деникин, действительно, мог избрать путь Юденича - сотрудничать со всеми местными антибольшевистскими силами. Ген.барон Врангель позднее так и поступил, и налаживал связи как с Грузией, так и с Украиной, и даже Горским правительством.

Царская Россия напала на Грузию за сто лет до большевиков. И общее у всех агрессий не царизм, большевики или гэбня, общее - Россия. Пока этот монстр не будет разделён на несколько частей, пока он не будет лишён возможности вывозить сырье и на эти деньги вести войны, история будет повторяться. Отдельно умилила близорукая политика Запада - и тут тоже ничего не поменялось. .

User samedov_25, 16.02.2021 14:33 (#)
51633

И общее у всех агрессий не царизм, большевики или гэбня, общее - Россия.
--------------------------------------------------------------------
Ах..Борис, Борис. Хот белые, хоть красные. Хоть Деникин, хоть Фрунзе. Один хрен для лишнехромосомных дикарей этого необъятного Мордора. Великоросских шовинистов. Убийц и грабителей.

User bormotun, 16.02.2021 15:43 (#)

Общее у всех агрессий не национальность, и не размер страны, а отсутствие либеральной демократии. Это путь любой империи. Германия нападала на других, пока была Рейхом под тем или иным номером, но перестала это делать, когда там установилась демократия (слабая Веймарская или сильная нынешняя).

User sinepuz, 17.02.2021 08:45 (#)

Англия в 19-м веке была вполне себе либеральной демократией, что не мешало прирастать всем что плохо лежит.

User bormotun, 17.02.2021 10:45 (#)

Нет, она не была, конечно, демократией современного типа. Чего стоит хотя бы отсутствие избирательных прав у женщин. Полной свободы слова в современном понимании тоже не было, хотя Британия и была в этом смысле относительно свободной по сравнению с другими странами того времени, но действовал закон о святотатстве, например. Не было свободы сексуалных меньшинств, и Оскар Уайльд на пике своей славы сидел в тюрьме. Профсоюзам было позволено действовать только в последней четверти века, и то, свобода забастовок и др. была достигнута только уже в 20 веке. Ну а первую треть века просто-напросто было еще даже рабство. После отмены которого, понятно, расизм не исчез в мгновение ока, и даже в начале 20 века взгляды, например, нобелевского лауреата Киплинга были вполне расистскими. Вообще, до создания Декларации Прав Человека трудно, на мой взгляд, говорить о либеральных демократиях где бы то ни было.

(комментарий удалён)
User boris_k, 17.02.2021 15:27 (#)
3734

Удивительная для Соколова ошибка: ПЕРВОЕ нападение России на Грузию в 1921 г. Как будто не Россия захватила Грузию за 100 лет до этого. Напомню, что под властью и турок, и персов Грузия сохраняла какую-то частичную автономию, и только русские полностью лишили эту страну независимости, просто включив ее, как свою губернию.

И я ж про что! Удивительное дело, даже сейчас встречаю много умных людей, считающих, что уж тогда-то все было добровольно - и с удивлением узнающих о сопротивлении, заговорах, восстаниях...

User erevanets_levon, 16.02.2021 15:54 (#)

Интересная статья, спасибо.

"16 марта между Советской Россией и кемалистской Турцией был заключен Московский договор о дружбе, согласно которому Батум оставался в составе Советской Грузии, а Южно-Батумский округ с городами Ардаган, Артвин и Ахалцих отходил к Турции. Что характерно, в тот же день было заключено торговое соглашение между РСФСР и Англией."

Потрясающе. Уважаемый автор разгоняет туман, насылаемый Альбионом!

User jurij_d, 16.02.2021 17:24 (#)
51373

Вообще-то, ни Ардаган, ни тем более Карс в состав Российской империи никогда не входили. Откуда у Еревана взялись претензии на них - непонятно.

User erevanets_levon, 16.02.2021 19:48 (#)

"...ни Ардаган, ни тем более Карс в состав Российской империи никогда не входили."

Входили.

"Откуда у Еревана взялись претензии на них..."

ru.wikipedia.org/wiki/Карс
"Карс имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, являлся центром провинции Вананд Айраратской области. Город также был крупным центром ремесла и торговли, через него шли пути международной торговли. В 928—961 гг. являлся столицей Армении[3], в 961 году армянский царь Ашот III переносит столицу в Ани[3][6]. После этого, в X—XI веках Карс остаётся столицей независимого армянского Ванандского или Карсского царства[4], которым управляет младшая ветвь армянской царской династии Багратидов."

User boris_k, 17.02.2021 15:22 (#)
3734

При чем тут 928-961 гг., уважаемый? Товарищ пишет ясно: Карс никогда не входил в состав Российской империи". Что, в 928-961 гг. существовала Российская империя?
Да, в средние века Карс входил в состав армянского государства. А Москва в это время входила в состав монгольского государства. Что из того?

User erevanets_levon, 17.02.2021 15:38 (#)

"...пишет ясно: Карс никогда не входил в состав Российской империи"."

"В ноябре 1877 года Карс был взят русскими войсками в результате стремительного штурма и по Сан-Стефанскому мирному договору 1878 года отошёл к России.
В 1878—1917 гг. Карс — центр Карсской области Российской империи. Окрестности города активно заселяли русские переселенцы — в частности, молокане" (там же).

User dniprovsky, 19.02.2021 14:28 (#)

Как же не входили в состав, дарагой? Был даже Карская губерния, а также оттуда пошли шашлыки по-карски.

User american_uncle, 16.02.2021 15:59 (#)
25290

На этот раз, в отличие от событий столетней давности, Грузии удалось сохранить свою независимость, потому что западные державы оказались все же не готовы отдать международно признанное государство на растерзание агрессору.
=============================================================

Ну, значит, всё-таки, попустительство было не такого масштаба, что сто лет назад. Кое-чему история всё-таки научила "западные державы".

User anticom1, 16.02.2021 17:44 (#)
35440

Группа террористов разных национальностей захватила власть в одной стране, используя марксистскую идеологию и современные для того времени технологии, стали захватывать соседние государства. Их принадлежность непосредственно к России определяется только тем, что их первой жертвой стала Россия.

User mizantrop_s, 16.02.2021 20:20 (#)

На эту же тему есть замечательная лекция Андрея Зубова. Попробуйте найти в архиве "Новой". Лекция в основном о тех, кому удалось отскочить - Польша, Финляндия, страны Балтии. Но в конце чуть-чуть о тех, кому отскочить не удалось, конкретно, о Грузии. Так вот, если за прибалтов обещал вписаться Черчилль (вписался бы или нет без успеха Пилсудского другой вопрос, но обещал), то грузины впервые тогда (а не в 2008 от Меркель) услышали: "А вы числитесь за Россией".
Зато грузины помогли всем нам. Союз как объединение с правом выхода (72 статья, которая формально и сработала через 70 лет), а не сталинский план автономий в составе России появился благодаря грузинам.

User antidot222, 16.02.2021 23:01 (#)
50817

про войну с Финляндией (их, на самом деле, по факту было 3) очень хорошо рассказывает Солонин. Тоже легко найти в Ютюбе

User bespartijnen, 16.02.2021 21:48 (#)

Спасибо Борису Соколову! Вот как оно, оказывается, было. Советско-турецкий сговор на крови. И кровь в Закавказье льется в 21 веке, тоже из-за Турции и Путина, креплевского убийцы-вора из питерской подворотни, мечтающего воссоздать совдепию.

User natala, 16.02.2021 23:19 (#)
3006

"Ровно сто лет назад Россия напала на Грузию. Подрывная работа, поддержка сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, провокация на границе и военное вторжение "по запросу" - этот сценарий повторится в 2008 году. В 1921 году, несмотря на героическое грузинское сопротивление, судьбу страны решил договор Ленина с Кемалем при попустительстве западных держав."

Увы, но за 100 лет мало что изменилось. Россия как была агрессивной при блоьшевиках, таковой и осталась. Слава богу западные державы всё-таки не отдали Грузию на полное растерзание этому чекистскому монстру.

User natala, 17.02.2021 13:42 (#)
3006

"16 февраля 1921 года произошло первое нападение России на Грузию. И это при том, что в Российской империи из всех кавказских территорий Грузия наряду с Арменией считалась наиболее лояльной Петербургу."

А сколько лет коммуняцкая пропаганда вешала на уши лапшу - как мировая буржуазия пыталась задушить молодую советскую республику. Да эта совдеповская республика сама душила все независимые государства по периметру - где безуспешно (Финляндия, Польша, Татарбунарское восстание в Румынии), а где и успешно (Украина, Закавказье, Средняя Азия, Дальний Восток).

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: