В Пскове убит протоиерей Павел Адельгейм
В Пскове убит протоиерей Павел Адельгейм, священник церквей святых Жен-мироносиц и апостола Матфея, бывший советский политзек. Об этом сообщает в своем блоге главный редактор газеты "Псковская губерния" Лев Шлосберг. Убийство произошло вечером в понедельник. Священника зарезал 27-летний гость из Москвы, прибывший к Адельгейму по рекомендации некоей женщины и три дня проживший у него в доме. Как пишет Шлосберг, гость, страдающий душевной болезнью, убил священника во время разговора на кухне, ударив его ножом в живот.
После этого убийца попытался покончить с собой, нанеся себе два удара ножом. Сейчас он госпитализирован, ему делают операцию. По данным журналиста, фамилия убийцы - Челинцев.
Между тем Псковская лента новостей со ссылкой на неофициальную информацию передает, что убийца пытался покончить с собой при задержании. Также, по словам очевидцев, он кричал, что убить священника ему велел Сатана.
Credo.Ru со ссылкой на родных покойного пишет, что убийца не жил в доме священника. По данным издания, он посетил Адельгейма два дня назад, после чего уехал, а в понедельник внезапно вернулся и совершил убийство.
Адельгейм родился в 1938 году в Ростове-на-Дону. С 1946-го, после ареста матери, воспитывался в детдоме. Когда мать освободилась, жил вместе с ней на поселении в Казахстане. В 1954 году стал послушником Киево-Печерской лавры. Учился в Киевской духовной семинарии, откуда был исключен в 1959-м игумном Филаретом, нынешним патриархом Киевским и всея Руси-Украины, по политическим мотивам.
В 1964-м окончил Московскую духовную академию, служил священником в узбекском городе Каган. В 1969 году был арестован, а в 1970-м осужден к трем годам колонии за "клевету на советский строй". В 1971 году во время волнений в колонии потерял правую ногу. После освобождения продолжил служить священником. С 1976-го был клириком Псковской епархии.
Служил в псковском храме святых Жен-мироносиц (до 2008 года - настоятелем) и церкви апостола Матфея в пригородной деревне Писковичи. При церкви в Писковичах в 1993-м открыл приют для сирот-инвалидов. Был отстранен от настоятельства в псковском храме в результате 20-летнего конфликта с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием.
В 2012 году Адельгейм судился с приходским собранием этого храма вместе с еще 13 его бывшими членами. Все они были исключены из собрания без объяснения причин.
Адельгейм - автор ряда богословских трудов. Самый известный из них - "Догмат о церкви в канонах и практике" (2002).
Кроме того, протоиерей выступал с публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни. Так, в мае 2008 года он раскритиковал проект Положения о церковном суде РПЦ, указав на противоречие ряда норм этого документа принципам как российского законодательства, так и церковного права. Тем не менее в июне того же года положение было принято Архиерейским собором РПЦ.
Елена Санникова, бывшая политзаключенная
Отец Павел Адельгейм отсидел в 70-е годы полный срок по политическому обвинению, по ст.190-прим (распространение клеветнических измышлений о советском строе). В лагере ему подстроили очень тяжелую производственную травму: он лишился одной ноги. Это не помешало ему всю оставшуюся жизнь служить священником, то есть - все время на ногах.Сейчас многие священники, уставая, исповедуют сидя. Отец Павел принимал исповедь стоя. И многие, видя его все время в движении, в служении, в действии, просто не замечали или забывали, что он стоит на протезе. И даже не замечали его хромоты - так бодро он держался. А чего ему стоило это, какие боли испытывал он - об этом никто не подозревал...
ЖЖ Елены Санниковой, 05.08.2013
Дмитрий Свердлов, бывший православный священник
Отец Павел – человек, который шел до конца. Многие из нас недовольны, не согласны с разными вещами, которые происходят в церковной и околоцерковной жизни, но молчат. А отец Павел выбрал этот путь и вне зависимости от результата действовал по той правде, которую чувствовал как истину с большой буквы. И, видимо, дошел до логического конца.Думаю, что если бы не его сегодняшняя смерть, многие постарались бы дискредитировать роль его личности, но теперь это сделать не получится: священник погиб мученической смертью на своем посту. Так что теперь придется объяснять его конфликт с правящим архиереем, его конфликт с патриархией.
Его личность приобрела экстраординарный вес, и это можно рассматривать как перст указующий. Забыть его уже не получится.
...Думаю, что мы счастливые люди, если раз в 20 лет Господь будет нам посылать своего Александра Меня.
Газета.Ру, 06.08.2013
Елена Волкова, филолог, культуролог
Что сейчас начнется! Те, кто гнал и мучил его, те, кто молчанием своим предавал его, - все начнут петь хвалу ему. И будет это столь же невыносимо, как литии и речи Ювеналия на могиле отца Александра Меня.Facebook, 06.08.2013
Андрей Кураев, протодиакон РПЦ
Убит последний свободный священник Московской Патриархии. Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не анонимно и публично сказать "владыка, вы неправы!"?Он не был диссидентом. То есть он не искал специально поводов для критики и конфликта. У него не было аксиомы предустановленной неправоты церковной власти.
У него была одна тема - тема удушения общинно-приходской жизни. И в этом он был вполне каноничен.
Сатана душил его через псковского митрополита (да-да, страсти и капризы могут быть и у архиерея). А минувшей ночью перешел к более решительным действиям.
Блог Андрея Кураева, 06.08.2013
Яков Кротов, священник
Жизнь отца Павла Адельгейма светилась ровным постоянным светом надежды, правды, любви. Он один из троих священников, которые критиковали разложение - коррупцию и беззаконие - внутри Московской Патриархии. Двое живы, дай им Бог здоровья - отец Георгий Эдельштейн и отец Глеб Якунин. Разложение и коррупция отвечали, как им и подобает, - три года тюрьмы при Брежневе, увольнение и разгром прихода при Ельцине и Путине.Среди церковных диссидентов отец Павел - единственный, кто последовательно проводил в жизнь главный принцип диссидентства: "Соблюдайте ваши законы". Он спокойно, внятно и без устали отслеживал басманное правосудие внутри церковной системы. Ненавидели его за это, но больше всего - что он еще и священником был не ленивым, не казенным.
Радио Свобода, 05.08.2013
Владимир Вигилянский, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ
Когда кто-то критикует церковное начальство, появляются определенные силы, которые любят поднимать критиков на щит. Никогда отец Павел публично от этих сил не открещивался. Со стороны это воспринималось с недоумением."Русская планета", 05.08.2013
Павел Адельгейм, протоиерей
О деле Pussy RiotВ Евангелии я не знаю святынь, за которые Христос требовал бы отдать жизнь. Девушек можно только пожалеть и простить за их нелепые танцы в храме.
"Дождь", 14.10.2012
Реакция (на панк-молебен в ХХС. - Ред.) была естественной и возникла не на пустом месте. Она выразила общественную оценку симфонии, повторившей историческое заблуждение, приведшее к катастрофе 1917 года. Молебен заявил протест против смычки несовместимых начал: государственного механизма с церковным организмом, свободы с насилием, любви с корыстью... Ответ спровоцирован государством, презревшим общественное мнение, и РПЦ, отвергнувшей народ Божий.
...Если правоохранительные органы нарушают права и свободы граждан, жаловаться некому. Легитимные средства защиты не работают. Государство толкает граждан на «несимметричный ответ», а потом расправляется с ними "по закону".
...Как РФ поступает вопреки декларациям собственной Конституции, так РПЦ поступает вопреки канонам и традициям. Попран догмат о соборной Церкви. Упразднены Поместные соборы, приходы превращены в торговые точки, народ Божий отлучен от церковной жизни. РПЦ пренебрегает легитимными протестами, на вопросы паствы не отвечает, изгоняет несогласных. Либо лопай что дают, либо уходи. РПЦ опирается не на Евангелие и догматы, не на каноны и собственные установления. РПЦ опирается на правовые и силовые структуры РФ, давя несогласных, не считаясь с церковным правом. Под именем «церковного суда» создана неканоническая организация для расправы с неугодными епископу клириками и приходами. Жаловаться некому.
Нравственную оценку акции в ХХС следует начинать с провокационных причин, породивших её, а не делать вид, что акция совершена на пустом месте из хулиганских побуждений: "вот плохие женщины ни с того ни с сего пошли плясать в храм".
Это лицемерное объяснение исключает собственную вину власть имущих. Из каких бы побуждений женщины ни совершили акцию, их поступок ответил на многолетнее поругание церковных канонов Священным начальством. Женщины не объяснят, какие устои Церкви нарушены, но они обнажили неправду РПЦ и ее противоестественные связи с РФ.
Это объясняет невероятный успех акции. Реакция госструктур, РПЦ и общества показала, что выпущенная стрела попала в болевую точку и вызвала мощный резонанс, которого женщины заранее не могли предположить, и указывает на провиденциальный смысл акции.
Блог протоиерея Павла Адельгейма, 29.03.2013
Из последней проповеди
Есть немногие из людей, кто состоялся как человек. Они осуществили свою жизнь по замыслу Божию. Эти люди не искали ни благополучия, ни бурь. Они искали воли Божией, чтобы по ней жить.
Блог протоиерея Павла Адельгейма, 03.08.2013