Ученые прочли послание, предназначенное одному лишь Богу
Жарким летом множатся сообщения о находках подводных археологов, сделанных в самых разных частях нашей страны. Так, питерские археологи обнаружили на дне Выборгского залива в Ленинградской области шведские фрегат и яхту, погибшие в морском сражении в конце XVIII века. Об этом в интервью РИА "Новости" сообщил Константин Шопотов - начальник подводно-археологической экспедиции "Память Балтики", проводившей работы в этом районе.
"Мы обнаружили 44-пушечный шведский корабль "Земира", который во время сражения 22 июня 1790 года загорелся от другого корабля - "Эникхеттен", а затем взорвался и затонул вместе со всем экипажем. Кроме того, была найдена яхта "Аврора", также задействованная шведами в сражении", - рассказал Шопотов. Корабли были обнаружены с помощью гидролокатора бокового обзора. Затем к месту находки спустились археологи с аквалангами. Более подробное изучение специалисты "Памяти Балтики" планируют провести в июле.
Правильность идентификации находок археологов подтверждают изученные архивные материалы и богатый опыт - этот сезон стал пятнадцатым в работе экспедиции на месте Выборгского морского сражения. "Исследования этого года экспедиция посвятила 280-летию Василия Чичагова, который командовал российским флотом в этом победоносном для нашей страны сражении", - сказал Шопотов. За годы работы экспедиция "Память Балтики" обнаружила, исследовала и паспортизировала более 20 затонувших кораблей. Среди них - линейные шведские корабли "Ловиса-Ульрика", "Хедвиг Элизабет Шарлота", "Эникхеттен", галера "Эртрус" и бриг-коттер "Драгун", погибшие в ходе Выборгского морского сражения. Некоторые из находок были подняты специалистами со дна залива, они экспонируются в Музее подводной археологии, открытом в Выборгском замке Ленобласти.
В то же время новгородские археологи в результате подводных археологических работ на дне реки Волхов в Великом Новгороде обнаружили долгожданные остатки так называемого "Великого моста". Об этом сообщили Новгородский областной комитет по культуре, кино и туризму, Новгородское общество любителей древности и Новгородский клуб подводного плавания.
Согласно летописным источникам, этот грандиозный деревянный мост был построен в Великом Новгороде в XI-XIII веках и, постоянно подновляясь, просуществовал до XVII века, когда был заменен мостом на каменных опорах. Изогнутый средневековый мост, связывавший находившиеся по разным берегам Волхова Новгородский кремль и Ярославово Дворище, возможно, являлся древнейшим постоянным гидротехническим сооружением славян. "Великий мост" в течение нескольких столетий не только связывал берега реки, он служил также пристанью для кораблей и местом оживленной торговли, здесь проводились казни, народные гуляния и схватки "стенка на стенку".
На основе сохранившихся архивных данных специалисты при помощи самой современной аппаратуры в 2004 году провели многократные исследования волховского дна на наиболее вероятном участке расположения "Великого моста". В результате этих исследований примерно на 50 метров выше по течению реки от современного пешеходного моста, связывающего Кремль и Ярославово Дворище, удалось обнаружить донные образования, похожие на опоры моста, так называемые "городни".
Непосредственно водолазные работы на Волхове начались в июне 2005 года и продолжались несколько месяцев, в том числе зимой. Исследования дна реки проводила группа аквалангистов из Новгородского клуба подводного плавания. Водолазы заложили на дне реки 3 шурфа. Сняв более поздние донные отложения, аквалангисты достигли так называемого "материка" и обнаружили на дне шурфов сваи различной длины, изготовленные из разных пород дерева. Затем было произведено несколько десятков спилов. Спилы делались обычной пилой, что крайне удивило зарубежных коллег, использующих в подобных случаях очень удобную, но, к сожалению, пока еще слишком дорогостоящую для российской глубинки аппаратуру. Сделанные аквалангистами спилы были отправлены на лабораторные анализы.
Результаты радиоуглеродного анализа показали, что самыми древними из вбитых в дно Волхова свай оказались сравнительно короткие дубовые. Эксперты датировали их приблизительно концом XII - началом XIV веков. Более длинные сваи из других пород дерева, по мнению ученых, были вбиты в дно реки позднее, при проведении на мосту ремонтных работ. Примерно полутораметровые и очень крепкие дубовые сваи забивались древними мостостроителями на метровую глубину. Для равномерного распределения нагрузки и для придания мосту дополнительной устойчивости вертикальные бревна крест-накрест фиксировались толстыми досками. После этого на свайном основании возводились надводные опоры моста.
Археологи установили, что "Великий мост" не имел так называемых "ряжевых" конструкций, как ранее предполагали некоторые ученые. То есть можно считать доказанным, что "Великий мост" был свайным. В настоящий момент историкам остается лишь догадываться, имело ли это гидротехническое сооружение посередине разборную часть для пропуска кораблей вверх по Волхову. Ученые считают, что, возможно, этой "разводной" части на "Великом мосту" не было, и корабли, следовавшие по знаменитому пути "из варяг в греки", огибали Великий Новгород по реке Малый Волховец.
Двухлетние подводные исследования на реке Волхов в настоящий момент полностью завершились. Археологические работы проводились в рамках реализации в Российской Федерации международного проекта научно-исследовательского фонда ИНТАС (Брюссель, Бельгия). Кроме России исследования в местах предполагаемого расположения средневековых мостов велись в Италии, Франции и Армении.
В Новгороде было совершено и еще одно открытие, имеющее отношение к древнему мореплаванию. Петербургские ученые сделали заключение, что автором уникального граффити в новгородской церкви Успения Богоматери на Волотовом поле являлся византийский мореплаватель.
Согласно информации, распространенной специалистами Новгородского государственного музея-заповедника, эта церковь была построена в окрестностях Великого Новгорода в 1352 году. Во время Великой Отечественной войны уникальный православный храм оказался почти полностью разрушен. Реставрация церкви началась в 2001 году благодаря межправительственному российско-германскому соглашению и завершилась 28 августа 2003 года. А 19 июля 2002 года реставратор Александр Федоренко обнаружил в храме кирпич с уникальным граффити. Находка была оценена экспертами как "действительно сенсационная". В настоящее время уникальное граффити хранится в фондах Новгородского государственного музея художественной культуры.
Граффити - это древние и средневековые посвятительные, магические или бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудах и т.д. По словам специалистов, до обнаружения рисунка в церкви Успения Богоматери на Волотовом поле изображения кораблей среди граффити в древнерусских православных храмах не встречались.
Подлинность рисунка не вызвала у ученых никаких сомнений. Автор граффити прочертил его по сырой глине, после чего кирпич был обожжен и, таким образом, изображение - силуэт парусно-весельного корабля, три мужские фигуры, а также три буквы - сохранилось навеки. Исследователи сошлись в том, что рисунок выполнен на высоком художественном уровне. Эксперты датировали граффити временем между постройкой церкви и ее росписью (1363 год).
После сенсационной находки российскими учеными в попытках объяснении появления уникального граффити в новгородской церкви был сделан ряд предположений. Некоторые из специалистов не вкладывали в рисунок особый смысл и полагали, что он случайно появился в храме. Другие эксперты, напротив, считали граффити своеобразным "посланием к будущим поколениям".
Автором оригинальной научной гипотезы стал ведущий научный сотрудник санкт-петербургского Института истории материальной культуры доктор исторических наук Александр Мусин. Он провел сравнительный анализ обнаруженных в Великом Новгороде граффити с античными и средневековыми изображениями кораблей, которые ранее были найдены в храмах в странах средиземноморского региона от Испании до Кавказа, а также с западноевропейскими рисунками из стран, омываемых Балтийским, Баренцевым, Белым и Северным морями. Эти рисунки чаще всего оказывались своего рода молитвами о спасении. Моряки оставляли их на стенах святилищ либо перед выходом в море, либо после возвращения из похода как символ надежды на благополучный исход их путешествий или как знак благодарности за избавление от бедствий.
В результате проведенного анализа Мусин пришел к выводу, что в храме Успения Богоматери на Волотовом поле было обнаружено "морское граффити византийского круга древностей". Как заявил ученый, "тип изображенного на граффити судна с особой парой весельного управления был хорошо известен на Средиземном море". По мнению исследователя, этот уникальный для Древней Руси рисунок выполнил выходец из региона, для которого была характерна эта античная культурная традиция. "Попав в Великий Новгород водным путем и избежав погибели, автор или авторы рисунка совершили приношение по обету так, как они были приучены у себя на родине", - считает петербургский ученый. Исследователь предположил, что греческие буквы, нанесенные рядом с рисунком, являются началом недописанного имени "Иоаннис".
После того, как граффити было завершено и кирпич был обожжен, автор рисунка заложил его в стену храма. "Граффити было заложено так, чтобы об этом знал один Бог и только Он единственный мог созерцать спрятанный в толще кладки рисунок", - считает Мусин. Таким образом, петербургский ученый считает доказанным участие в строительстве храма Успения Богоматери на Волотовом поле греческих мастеров, совершивших тяжелое и опасное путешествие в Великий Новгород.
Статьи по теме
Самые древние письмена давали прямую связь с небесами
Знаки, вырезанные на панцирях черепах свыше 8 тыс лет назад, могут оказаться самыми старыми словами в мире из всех найденных на сегодняшний момент. Результаты их расшифровки могут также помочь узнать кое-что о ритуалах Китая времен неолита. Одна из могил содержит в себе безголовый скелет с 8 черепаховыми панцирями, помещенными на то место, где должен быть череп.
Скандал с доисторическим Пикассо из Шове: стиль против радиоуглерода <!-- Скандальные скальные росписи -->
Если скальным росписям в пещере Шове во Франции действительно 30 тыс лет, то это самый древний из известных образец человеческого искусства. Данные углеродного анализа были использованы для поддержки революционной теории, согласно которой сложное и развитое искусство чрезвычайно быстро появилось в Европе. Пабло Пикассо, посетивший одно из таких мест в 1940 году, заметил, что современное искусство не открыло с тех пор ничего нового. Однако авторитетный археолог Пауль Бан подвергает сомнению прежние выводы.
Граффити вместо Рублева
Рублевская роспись во Владимире находится в столь же тяжелом положении. Последняя реставрация, завершенная в 1983 году, показала, что больше к фрескам прикасаться нельзя - от живописи сохранился лишь тончайший слой.
Атлатли и компьютерное моделирование помогают Богу метать копья
Несколько найденных древних атлатлей имеют любопытную особенность, расположенную примерно посредине вала и называемую флажковым камнем. Некоторые археологи утверждали, что эти камни служили противовесом, увеличивающим эффективность броска, другие же полагали, что функции этой надстройки сугубо декоративные.