Дурная советская бесконечность
Вячеслав Сысоев, родоначальник советского "черного юмора", родился 30 октября хорошо известного 1937 года.
За свои ядовитые рисунки, вовсю ходившие по рукам и веселившие граждан СССР среди подловатой скуки развитого социализма, ему довелось уже в зрелом возрасте отсидеть два года от звонка до звонка на малой родине Михайлы Ломоносова, в местности Холмогоры Архангельской губернии, знаменитой своими мерзлыми осетрами и живыми чекистами.
Вот некоторые сюжеты его рисунков. В грязном вагоне расположились на лавке четыре мужика: Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин. На столе - пустая поллитровка, огрызки дорожной еды. На противоположной лавке - тоже четыре мужика. Соответственно, Сталин, Ленин, Энгельс, Маркс. Дурная зеркальная советская бесконечность.
Чахлая лошаденка тащит по извечной российской грязи огромную суперракету. Лошаденку погоняет оборванный мятый солдатик.
Играют деточки, "цветы жизни", строят из игрушечного набора "Сделай сам" игрушечную ЗОНУ - с вышками, вертухаями и так далее.
Лихие московские проститутки, нищий, который побирается в международном авиалайнере, болваны, болваны, болваны. Цикл так и называется "Какие болваны в стране Болвании водятся".
Понятно, что процесс Сысоева был чистой советской туфтой. Среди протестующей против его ареста мировой общественности были всемирно известные художники, писатели, артисты - Ив Монтан, Ингмар Бергман, к примеру, и даже престарелый коммунист-карикатурист Херлуф Бидструп.
И в этом была своя логика. Рисунки Сысоева вовсе не антикоммунистические, но АНТИТОТАЛИТАРНЫЕ. А виды тоталитаризма безграничны, как виды кровососущих насекомых или крыс.
Более того, мизантропия, энергическая меланхолия сопутствовали и Джонатану Свифту, и Франсиско Гойе, и Николаю Гоголю, и Уильяму Хогарту, и Францу Кафке, кровное родство Сысоева с которыми неоспоримо. Да только Сысоеву в этом смысле больше повезло, чем его предтечам, - весь материал плавал по советской поверхности, как дерьмо, и нужен был всего лишь данный Богом талант, чтобы стать тем, кем стал Сысоев.
Мне никогда не забыть, КАКИМ он появился в Москве двадцать два года назад, отведав тюремных харчей родной страны. Как напряжен он был, к месту и не к месту все вставляя про зону, да про гражданина начальника, да про отряд, да про шконку и баланду, да опять про гражданина.
"Нервы ни к черту", любили говорить о себе герои советских шпионских романов. И я думаю, что Сысоев, который к тому же испытал после выхода из тюрьмы и семейную драму, не свихнулся лишь потому, что Бог судил ему встретить тогда на своем пути скорее даже не нас - знакомых, друзей и почитателей, хлопотавших о том, чтобы сделать хоть что-то для его легализации в качестве художника, - а ту женщину, Ларису, которая выволокла его из ступора столь же решительно, как увезла из страны, где замечательному художнику непременно суждено было бы еще несколько лет служить "рабочим детского сада" - по крайней мере до того самого времени, когда коммунизм окончательно накрылся медным тазом после таинственного и халтурного путча 1991 года.
С 1988 года Вячеслав Сысоев жил и работал в Германии. И я полагаю, что вопрос "а почему он не возвратился?" является некорректным, особенно в устах людей с короткой памятью, которые под звуки гимна на слова С. Михалкова успешно пытаются забыть все, что было, уверены, что ЭТО никогда не повторится, но на всякий случай жмутся поближе к новому начальству страны.
Увы, Сысоев так и не вписался в тамошнюю жизнь. Великий рисовальщик, который любил родину больше, чем она его, умер в Берлине весной прошлого года. Сысоев был толст, могуч, знаменит, свободен, независим, одинок. Его работы последних лет стали еще более виртуозными, сочетая в едином пространстве уникальный сысоевский штрих, элементы китча и едкую фантазию мизантропа, для которого весь мир чужбина, а в отечестве, которым только и заняты были все его мысли, творится перманентный бардак.
С сюжетов начав, сюжетом и закончу. Вот вам еще один сюжет из жизни Вячеслава Сысоева, художника и патриота, как бы ни было скомпрометировано это последнее слово большевиками и их последователями.
Лет тому уж десять назад в берлинском "Русском доме", принадлежащем нашему родному демократическому правительству, была устроена его выставка, где опять же случился скандал. Некто, по терминологии Фазиля Искандера, "присматривающий" велел снять три его новые работы, сочтя, что они посягают на светлый облик нашей "неокрепшей демократии". "Да это, знаете ли... это... карикатурист, художник... он, это, знаете ли, при коммунистах два года за свои рисунки просидел", - хлопотали устроители.
"Мало дали", - услышали они тихий ответ.
Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова
Посвящается 70-летию со дня рождения художника и Дню политзаключенного в России
Выставка художника-карикатуриста Вячеслава Сысоева
"Ходите тихо, говорите тихо!"
с 30 октября по 2 декабря 2007 года
Справка
''Порнографическое'' дело Сысоева
Художника Вячеслава Сысоева посадили на два года в 1983 году, поводом осуждения было "изготовление и распространение порнографических изображений". Сюрреализм происходящего отобразился в тексте приговора. Порнографическими изображениями были признаны:
"1. Рисунок, изображающий двух обнаженных женщин, имеющих вместо ног гусиные лапы;
2. Рисунок, изображающий двух обнаженных женщин с волосами голубого и светлого цвета;
...
4. Рисунок обнаженной женщины, под которой изображен мужчина с тележкой"...
В защиту Сысоева выступили Василий Аксенов, Иосиф Бродский, Владимир Буковский, Петр Григоренко, Михаил Шемякин и другие известные люди.
На самом деле судили художника за откровенную критику той политической порнографии, которая пронизывала всю жизнь советского общества.
"Новый Крокодил", 02.09.2003