Андрея Ерофеева уволили из Третьяковки
Руководство Третьяковской галереи уволило заведующего отделом новейших течений Андрея Ерофеева, куратора выставки "Запретное искусство-2006". Как передает интернет-портал Open Space, сам Ерофеев подтвердил информацию о своем увольнении, заявив, что получил приказ в пятницу утром. В Третьяковке отказались подтвердить или опровергнуть эту информацию и заявили, что комментариев можно ожидать не раньше понедельника.
"Это логичное завершение операции, суть которой – сопротивление модернизации, которую я и мой отдел внесли в Третьяковскую галерею. Мы не просто пришли в советский официозный музей с коллекцией нонконформистского искусства, мы пришли с другими взглядами на искусство и с другими взглядами на то, как искусство должно взаимодействовать с публикой, то есть с идеей, что музей – это место встреч, дискуссий и обсуждений", - заявил Ерофеев Граням.Ру, комментируя свое увольнение.
В основу выставки "Запретное искусство" легли работы, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами в 2006 году: обнаженная натура, произведения с использованием религиозных символов и ненормативной лексики. Среди экспонатов были, в частности, изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов. Увидеть экспонаты выставки можно было через дырки в простыне.
Произведения вызвали недовольство радикальной православной организации "Народный собор", которая подала жалобу в прокуратуру.
Прокуратура предъявила Ерофееву и директору Центра Сахарова Юрию Самодурову обвинение по статье "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием служебного положения". По этой статье им грозит до двух лет лишения свободы. В настоящее время они отпущены под подписку о невыезде.
Юрий Самодуров считает уголовное дело по факту проведения выставки спецоперацией ФСБ. По словам Самодурова, к такому выводу привела его информация, накопившаяся за последнее время. "Несколько месяцев назад Андрея Ерофеева вызвали на допрос, на который он пошел вместе с адвокатом Сергеем Насоновым, они вернулись пораженные. В кабинете старшего следователя Евгения Коробкова на стене висела листовка РНЕ. А после окончания допроса, когда разговор становится более свободным, следователь почти буквально цитировал опубликованную в Интернете статью некоего Олега Кассина, который является лидером Народного Собора", - заявил Самодуров.
Ранее следователь Коробков сказал Самодурову в присутствии адвокатов Елены Липцер и Анны Ставицкой, что им допрошено около 160 свидетелей обвинения, и что "народ требует закрыть Сахаровский центр, но посадить Самодурова хотят не все". На вопрос Самодурова, почему он допрашивал только тех, кто хочет закрытия Центра, Коробков "ответил, смеясь, что выполняет требование народа".
"Все это позволяет мне думать, что уголовное дело по поводу выставки – это спецоперация ФСБ или иных силовых структур. С моей точки зрения, важно, чтобы это прозвучало. Пусть это гипотеза, но ее стоило бы публично обсудить", - заключает Самодуров.
Ранее в поддержку Самодурова выступили известные правозащитники и общественные деятели. "Государство делает очевидную попытку объявить уголовным преступлением любое расхождение с эстетическими представлениями клерикальных кругов и таким образом, узаконить в нашем, еще формально светском государстве, религиозную цензуру", - говорится в заявлении.
"Cодержание обвинения носит саморазоблачительный характер, вскрывает его абсурдность, его, в сущности, инквизиторскую основу, - утверждают авторы документа. - Прокурорское постановление буквально пропитано атмосферой ведовских процессов".
Самодуров ранее уже был признан виновным по 282-й статье в связи с выставкой "Осторожно, религия!". Экспозиция была разгромлена шестью прихожанами церкви Святителя Николая в Пыжах в январе 2003 года, также дошло до Таганской межрайонной прокуратуры, а затем разбиралось в Таганском суде. В тот раз прокурор требовал для него трех лет колонии с поселением. Дело ограничилось штрафом.
Справка
Открытое письмо академика Виталия Гинзбурга
Заместителю председателя Совета Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Л.Б. Литинскому
7 июня 2008 г.
Уважаемый Леонид Борисович!
Спасибо за Ваше письмо (e-mail), полученное 6 июня.
Ю.В.Самодурова и А.В.Ерофеева, конечно же, нужно защищать, но я болен (не могу ходить и т.п.), да и мне 91 год. Поэтому я не могу и не хочу заниматься перепиской с прокуратурой. Свое мнение высказываю в нижеследующем письме. Оно, так сказать, открытое (а не личное), и Вы можете посылать его и показывать кому угодно.
Я не люблю ссылаться на свои регалии, но для того, чтобы мое письмо не выбросили в корзинку не читая, сообщу, что я - лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий, член Российской Академии наук и ряда иностранных Академий наук, награжден рядом орденов, в том числе и орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени. Так что придется суду принять мое письмо во внимание.
Теперь по существу.
Во-первых, я, конечно, был знаком с А.Д.Сахаровым и даже писал о нем, но никогда не был в музее его имени и не знаком с Ю.В.Самодуровым и А.В.Ерофеевым. Во-вторых, поскольку я выставку в музее имени Сахарова, естественно, не видел, хочу уточнить, насколько понимаю, речь идет о закрытой (т.е. не выходящей на улицу) антирелигиозной выставке со свободным посещением.
Если это так, то о каком же уголовном преследовании может идти речь? Такое преследование является нарушением Конституции РФ, согласно которой граждане России имеют право исповедовать любую религию (кроме, конечно, бандитских) или быть атеистами.
Поскольку недобросовестные или неосведомленные люди произвольно отождествляют атеистов с воинствующими безбожниками (Ленин, кажется, называл их воинствующими атеистами), подчеркну, что совершенно неверно считать каждого атеиста (т.е. человека, считающего, что никакого бога не существует) воинствующим безбожником. Это так же абсурдно, как считать каждого католика сторонником инквизиции.
Так вот, как и у верующих, так и у атеистов, признающих положение о свободе совести (я, конечно, принадлежу к их числу), есть свои права. Верующим и, конкретно, православным, нельзя запрещать ходить в церковь или на различные выставки религиозного или даже культового характера (демонстрацию так называемых мощей, различных икон и т.п.). А атеистам нельзя запрещать организовывать и ходить на антирелигиозные выставки. Другое дело, что эти выставки можно критиковать за их содержание с эстетической и культуроведческой точек зрения. Но это не дело суда.
В присланном мне Постановлении о привлечении Ю.В.Самодурова к уголовной ответственности, сообщается также, что посещение выставки нанесло якобы какой-то вред посетившим ее. Ну, это просто похоже на известный анекдот: некий гражданин смотрел в замочную скважину в двери супружеской спальни и то, что он увидел, его, бедняжку, травмировало. Ведь тот, кто не хотел на выставку, мог не ходить (или если уже пошел, то уйти).
Еще раз подчеркну, что я не защищаю конкретного содержания выставки, которую не видел. Давать оценку содержанию выставки дело в первую очередь, искусствоведов и представителей Министерства культуры. Я не знаком с законодательством, но допускаю, что по закону можно закрывать выставки по представлению Министерства культуры.
Привлекать же к уголовной ответственности лиц, организующих антирелигиозную выставку - значит преследовать атеистов в нарушение Конституции РФ, декларирующей свободу совести.
Надеюсь, суд не согласится с представлением прокуратуры, а если он, тем не менее, осудит Ю.В.Самодурова и А.В.Ерофеева, то советую, помимо обжалования этого решения в вышестоящем суде, обратиться к Президенту РФ Д.А.Медведеву. Он юрист и политик, а потому понимает, как я уверен, что "отстрел" атеистов не принесет пользы и славы России.
Справка
Уголовное дело против организаторов выставки "Запретное искусство-2006" как спецоперация
Возбуждение и ведение уголовного дела против меня и Андрея Ерофеева, куратора выставки "Запретное искусство–2006", состоявшейся у нас в музее в марте 2007 года, я считаю спецоперацией ФСБ или иных силовых структур. Накопилась разного рода информация, которая привела меня к такому выводу.
Несколько месяцев назад Андрея Ерофеева вызвали на допрос, на который он пошел вместе с адвокатом Сергеем Насоновым. Они вернулись пораженные: в кабинете старшего следователя Евгения Коробкова на стене висела листовка РНЕ. А после окончания допроса, когда разговор становится более свободным, следователь почти буквально цитировал опубликованную в Интернете статью некоего Олега Кассина, лидера Народного собора. Текст статьи (я ее прочел) - зубодробительно националистический. Кассин – интересная фигура. Говорят, он публично не делает ничего существенного без согласования с соответствующими органами. Фамилия Кассина есть в материалах следственного дела, он был допрошен следователем, а протокол его допроса был предоставлен наряду с несколькими другими протоколами и фотографиями экспонатов эксперту, делавшему искусствоведческую экспертизу, хотя эксперты должны оценивать исключительно работы – больше ничего.
Буквально несколько дней назад следователь Коробков сказал мне в присутствии адвокатов Елены Липцер и Анны Ставицкой (мы приходили по вызову для участия в следственном действии), что им допрошено около 160 свидетелей обвинения и что "народ требует закрыть Сахаровский центр, но посадить вас хотят не все", а на вопрос, почему же он допрашивал только тех, кто хочет закрытия Центра, ответил, смеясь, что выполняет требование народа.
Все это позволяет мне думать, что уголовное дело по поводу выставки – это спецоперация ФСБ или иных силовых структур. С моей точки зрения, важно, чтобы это прозвучало. Пусть это гипотеза, но ее стоило бы публично обсудить.
Искусствоведческая экспертиза была поручена следователем Наталье Энеевой – кандидату искусствоведения, научному сотруднику Центра изучения истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН. Она уже была экспертом на процессе по делу о выставке "Осторожно, религия!". Она искренний и честный человек. Выступая в суде, госпожа Энеева сказала, что последний раз была на выставке современного искусства в 1993 году, что на нее она произвела ужасное впечатление и с тех пор на подобные мероприятия она не ходит и ходить не будет. Вот такому эксперту выданы не только изображения экспонатов, но и протоколы допросов людей, которые выступили инициаторами обвинения.
В материалах дела фигурируют фотографии, которые были добыты неизвестным образом. Следствие хранит абсолютное молчание по поводу их происхождения. Это молчание вполне объяснимо. Ни один экспонат выставки не был нами опубликован на сайте музея. Это наша принципиальная позиция. Работы на выставке современного искусства могут быть многим непонятны, могут быть восприняты как оскорбительные. Музейное помещение – место особого рода, посетитель должен быть заранее готов постараться понять выставленные экспонаты, интерпретировать их. Выставочный зал – это культурное пространство со своими рамками допустимого, точно такое же, как пространство университета или церкви. Поэтому, если изображения экспонатов вырвать из контекста зала и опубликовать в Интернете или в газете, впечатление будет совершенно иным.
Вот как следователь определил результат выставки:
"В результате проведения выставки "Запретное искусство–2006" граждане, приверженные традиционным культурным ценностям русского народа, в особенности граждане, исповедующие православную веру либо выражающие принадлежность или предпочтительное отношение к православному христианству, в том числе и в наибольшей степени посетители выставки, подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства".
Это язык юридического документа, который предъявляет мне обвинение. Заявление о том, что выставка способна разрушить сложившуюся у граждан картину мира, придает ей эпохальное значение. С начала XX века было четыре события, разрушившие картину мира у наших людей: начало Первой мировой войны, социалистическая революция, Великая Отечественная война и распад Советского Союза. Наша выставка становится пятым.
До сих пор ни в одном СМИ не была произнесена важная вещь: эта выставка посвящена проблеме цензуры и самоцензуры в современном изобразительном искусстве. Представленные на ней работы были отвергнуты различными музеями и галереями не из-за низкого качества, а по причинам иного порядка. Мы бы хотели, чтобы на суде выступили люди, которые не считают выставку произведений, подвергнутых цензуре, разжиганием межнациональной и межрелигиозной розни. Я надеюсь, что люди культуры будут свидетельствовать, что обсуждение проблемы цензуры не может быть уголовным преступлением по определению.
Юрий Самодуров
Справка
Уголовное дело против Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова – это возвращение инквизиции
Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров и заведующий отделом новейших течений современного искусства Государственной Третьяковской галереи Андрей Ерофеев признаны обвиняемыми "в разжигании религиозной вражды" к христианам и к православным "в особенности". Это статья 282 (часть 2) УК РФ.
Предлогом для этого обвинения стало проведение 7-31 марта 2007 года выставки "Запретное искусство - 2006". Участниками этой выставки стали многие известные российские художники, чьи произведения часто выставляются в нашей стране и за рубежом. Дело было возбуждено по заявлениям от общественных организаций религиозно-националистической направленности и от нескольких депутатов Госдумы прошлого созыва. Следователь откровенно сказал Ерофееву, что тот занимается антигосударственной деятельностью, а Самодурову – что народ требует закрытия Сахаровского центра.
Само содержание обвинения носит саморазоблачительный характер, вскрывает его абсурдность, его, в сущности, инквизиторскую основу. Так, например, обвинение утверждает, что экспонирование за ширмой произведений современного искусства означает распространение "нетерпимости и экстремистских идей в отношении Русской Православной Церкви как религиозной организации и ее последователей в российском обществе, для целенаправленного, осознанного и умышленного показа кощунственных в религиозном смысле произведений".
Для обоснований обвинения в экстремизме использованы обвинения в совмещении "сакральных символов" с "профанными", размещение "образов, являющихся по смыслу антонимами основных ценностей христианской веры и культа или же ассоциируются с образами его исторических противников".
В результате, по мнению следствия, "посетители выставки (смотрящие через дырочку в ширме!) подверглись при просмотре указанных экспонатов сильнейшему психотравмирующему воздействию чрезмерной силы, несущему прямую угрозу целостности личности и разрушения сложившейся у них картины мира, что явилось психотравмирующим событием и сильнейшим стрессовым фактором для них, причинило им непереносимые нравственные страдания и стресс, а также чувства униженности их человеческого достоинства".
Это прокурорское постановление буквально пропитано атмосферой ведовских процессов.
Мы видим, что государство делает очевидную попытку объявить уголовным преступлением любое расхождение с эстетическими представлениями клерикальных кругов и таким образом, узаконить в нашем, еще формально светском государстве, религиозную цензуру.
Нам очевидна политическая подоплека этого обвинения.
Происходящее находится в вопиющем противоречии с правами, зафиксированными статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, статьей 15 Международного пакта о социальных, экономических и культурных правах, статьями 13 и 14 Декларации прав человека и гражданина РСФСР и Конституцией РФ.
Мы требуем немедленного прекращения этого позорного дела и призываем надзирающую прокуратуру признать обвинения в отношении Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова незаконными.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы
Валерий Борщев, член Московской Хельсинской группы
Сергей Ковалев (Институт прав человека)
Алла Гербер, член Общественной палаты
Лев Пономарев, Евгений Ихлов (Общероссийское движение "За права человека")
священник Глеб Якунин (Комитет в защиту свободы совести)
Алексей Яблоков, профессор, советник РАН
Александр Рыклин, главный редактор "Ежедневного журнала"
Эрнст Черный, ответственный секретарь Общественного комитета в защиту ученых
и другие.