Сахаровский центр против РПЦ: нас предали
Наш суд по выставке «Запретное искусство – 2006» долго уже идет, у нас скоро два года подписка о невыезде. И понятно, что собственное отношение к этому развивается. Я свое много раз высказывал, оно не оставалось одним и тем же. Я писал об этом («Искусство табу», к примеру).
На данный момент я пришел к мысли, что это дело, вообще говоря, мы проиграли. Не в судебном плане. В суде приговор будет обвинительный – это понятно. Но мы проиграли дело о выставке «Запретное искусство – 2006» потому, что те ценности, которые я разделяю, наши ценности, их, в общем-то, предали.
Что я имею ввиду? Музей и общественный центр имени Андрей Сахарова – это единственное учреждение культуры в стране, которое выполняет функции музея и одновременно общественного центра. Это не значит, что функция общественного центра – предоставлять помещение разным общественным организациям для проведения их встреч и т.д. Это значит, что мы брали на себя миссию говорить об острых и важных проблемах как музей имени Сахарова, и говорили об этом как учреждение культуры. Теми средствами, которые для культуры адекватны и естественны.
Для меня, в отличие от Андрея Ерофеева, речь идет не только об искусстве, но и о вызове Русской православной церкви (РПЦ). Я чувствую это как ее претензии на духовное и идеологическое господство в нашем обществе. Я этих претензий не принимаю, меня они дико раздражают. Выставка «Осторожно, религия!» оказалась узловым, поворотным моментом. Я совершенно не ожидал, что эти претензии сфокусируются на этой выставке. Это получилось таким катализатором.
Музей и общественный центр Сахарова выступил тогда единственным институтом, который прямо выставкой «Осторожно, религия!» заявил, что мы против претензий РПЦ на духовное идеологическое господство в обществе. Дальше церковь сумела очень много сделать. Священники в армии появились. Сейчас уже второй так называемый учебник написан по православию. Эти события в течение этих лет как-то развились, и я не вижу ни одного института, который бы этой тенденции противостоял, кроме правозащитников. Была какая-то группа учителей, которая как могла сопротивлялась. Но дело в том, что это не институты, это была группа единомышленников, которых это тревожит.
Когда появилась выставка «Запретное искусство – 2006», для меня речь шла о противостоянии этим претензиям церкви. Там три предмета являются центром особого внимания, спора и конфликта. Первое – это религиозные символы не для выражения веры в бога, совершенно в другом контексте для выражения каких-то других идей и отношения художника к тому, что происходит. Второе – это границы эротики и порнографии, третье – использование нецензурной лексики в искусстве. Это часто необходимо и оправданно в современном искусстве. Хотя часто можно и без этого обойтись.
Я считаю, что наши ценности предали. Потому что на процессе по выставке «Осторожно, религия!» участником процесса был Музей в лице меня как директора. И это придавало противостоянию определенный статус. Т.е. был субъект по процессу – Музей. А сейчас на процессе бодаются уволенный из Третьяковской галереи Андрей Ерофеев и практически уволенный из Музея имени Сахарова Юрий Самодуров. Я говорю «уволенный», потому что я подал заявление об уходе по собственному желанию после того, как мне сказали: «Мы приняли решение вас сменить». Это решение было в основном из-за выставки, но не только, были и другие конфликты между мной и учредителями.
Получилось так, что для общественного мнения в этом суде РПЦ противостоят бывший куратор, заведующий отдела Третьяковки Андрей Ерофеев, хотя он делал эту выставку не как завотдела Третьяковки, а как искусствовед, и я, который делал выставку в качестве директора Музея и после этого стал никем. Т.е. меня сделали никем. И получается, что с одной стороны против нас церковь действует руками «Народного собора» и ряда других организаций, а на этой стороне субъекта нет.
Ни один институт культуры в этом суде не отстаивает право на светское государство, на светское пространство деятельности для институтов культуры, где цензура церкви неуместна, где она не принимается. Может быть плохое искусство, может быть хорошее, но это искусство не оглядывается на то, что считают РПЦ и верующие. Должна быть у светского такая территория, и ее должен кто-то защищать. Раньше это защищал Музей и Общественный центр им. Андрея Сахарова. И даже если найдется галерея, которая покажет эту выставку, это будет лишено уже политической координаты, это будет внутри искусства.
Мы говорили о том, что это будет программа на несколько лет. Мы объявили об этом на выставке «Запретное искусство – 2006». Дальше мы хотели сделать «Запретное искусство – 2007», «Запретное искусство – 2008», «Запретное искусство – 2009». Уже прошло три года, когда этого никто не сделал. Музей Сахарова от этого отказался. Музей в этом смысле эти ценности предал. Члены Фонда Сахарова не считают это искусством, к сожалению. В этом смысле они не одиноки, это не считает искусством масса людей. Не только Светлана Алексеевна Ганнушкина, Сергей Адамович Ковалев или Елена Георгиевна Боннэр. Для них это все что-то ужасное и непонятное.
Но дело не в этом. Неважно, насколько это нравится или не нравится, насколько это любил сам Андрей Дмитриевич Сахаров. Я видел подписи в нашу защиту от Боннэр и Ковалева, но одно дело сказать, что за это нельзя судить, другое дело – показать выставку «Запретное искусство – 2007», «Запретное искусство – 2008», «Запретное искусство – 2009» на своей территории, придав этому принципиальное политическое звучание. Показать, что мы не принимаем политических претензий РПЦ на духовное господство в обществе.
Субъект, который не принимал, – пропал. Музей был таким субъектом, когда я был его директором. В этом суде его нет. Поэтому в общественном мнении этот процесс существует как препирательство странных, конфликтных, неуживчивых людей, которым чего-то нам не хватало. Как сказал Сергей Адамович Ковалев на Радио «Свобода» обо мне: «Вы хотели скандала, вы его получили».
Был бы я директором другого музея - я бы, наверное, побоялся провести эти выставки. Я и здесь думал... боялся и на самом деле не хотел скандала. Но я не хотел уступить, я не мог уступить. И не жалею, хотя меня за это поперли из музея. Я считал своим профессиональным долгом говорить об острых проблемах, в том числе языком современного искусства. Это стало той точкой, которая, оказывается, всех задела. У других конфессий, кстати, претензий таких нет. Они есть только у РПЦ.
Комментарии
Вы, дорогой Юрий Вадимович, с выставкой «Запретное искусство» выступили не с позиции правозащитника, а с оппозиции к религии, тобишь, многим верующим в душу плюнули. К примеру, у меня много набожных знакомых, я иногда подсмеиваюсь над их религиозностью, они над моим неверием в божественное мироздание, - это нисколько не мешает поддерживать дружеские отношения. Надо же уметь отделять мух от котлет – да, верхушка РПЦ особенно при Кирилле явный отдел идеологической пропаганды русского фашизма, на котором сделала головокружительную карьеру кгбиская вша путин. Но именно им на руку ваша выставка, ибо политическим покойникам воскресших пороков советской и царской империи пофигу чем разделять народ лишь бы властвовать. Ведь вы клин вбили не в паразитов во власти, а в духовность, которая как не крути связана с православием связана. Я вот не верю в божественное мироздания, но не собираюсь отказываться от того, что меня мать крестила и у меня в детстве была крёстная, что вторая мать. А когда мою мать, Иванову Полину Алексеевну, участника ВОВ 41-43, дежурного по станции Гагарин(Гжатск) 43-74, коммуниста, в 79 году, убили, - верующие отпевали её в церкви, а коммунисты митинговали у могилы – вот такая духовность была советская – а вы, как и полит-паразиты в Кремле, разделяем по ней …..
Уважаемый Никив! Вот вы сами написали:"Верхушка РПЦ...отдел пропаганды русского фашизма" А каков поп - таков и приход.
А против фашистов многие средства хороши, в частности, акция Юрия Самодурова, позволившая религиозноозабоченным фашистам проявить себя во всей красе именно как фашистские штурмовики. За это Юрию огромное спасибо, ибо теперь мы знаем какой камень за пазухой скрывают те, у кого мёд на устах.
Интересно, а дело против Интернета еще не пробовали заводить? Или хотя бы ютуба? Там, например, выложен ролик к отличному мультфильму "Judas and Jesus" (кто хочет найти, найдет, мульт 2009 года). И, чем больше "Русские Против Центавриан" будут сопротивляться, тем больше такого искусства будет. Все же жаль, что процесс не получил сильной огласки, все могло повернуться иначе.
Мне кажется, Вам стоит не останавливаться, а судиться дальше - в Страсбурге том же самом. В конце концов, этих верующих на выставку никто оселом не тянул.
Понятно, что запретительное государство, выстроенное Сурковым, не готово разрешать такие выставки -- а жаль. Хорошо бы иметь все перечисленные выше выставки в работающем состоянии пока где-нибудь в другой или других странах, для их сохранения и пополнения. Я уверен, что яркие мысли создателей этих выставок дойдут в конце концов и до русских людей.
Дорогой k__autsky, что ж вы ко мне с уважением обращаетесь – я ведь в приходе кгбисткой вши живу, бежать не собираюсь, потерплю, коль руки коротки в правовом поле достать до паразитирующей власти. Цель оправдывает средства это большевизма лом – одолеть его можно только терпеньем и трудом. Капитализма цивилизованный рост формировал демократические ценности, как раз терпеньем и трудом – вот когда, у труда, не хватало терпенья для житья, шла протестная волна, и она формировала и политику и политиков здравого ума. А в России, второй век, политики заднего ума, впереди труда, - и экономика, вновь и вновь, своим особенным путём, всё ни туда и ни туда. Причём здесь Бог? Им задницу свою прикрыла кгбизма вша, специально для самодуров – долбите святое господа.
to nikivG: Уважаемый NikivG, в своем посте про плевок в души верующих Вы перепутали две разные выставки
Вы, наверное, имели ввиду выстваку "Осторожно, религия!". Согласитесь, что это несколько разные темы.
-
Искусство преломляет дейтвительность в сторону прекрасного.
-
Подобные субъекты - в сторону пошлого.
-
-
Извините, комментировать эту запись могут только члены клуба "Граней". :-)
-
Вы правы – перепутал. Но сейчас восполнил пробел - разницы не вижу. К кому обращён призыв «БОГА НЕТ!» к верующим или атеистам? То-то и оно - к разделяю обращён. Я вверху настучал, что подшучиваю над знакомыми верующими, иногда даже таким выводом, - вот где есть разница. Моё окружение знакомых сформировалось годами столярной практики, меня просто хорошо знают, а Всевышний, как известно всё прощающий. Так что, я подтруниваю над их чудоверием, а они - над моим духовным «невежеством». Хороша мудрость – СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО. Но когда есть дела, хорошие дела, а религия много хорошего дала, когда наука была слаба и сейчас даёт, особенно тем, кто себя потерял, - со словами надо быть осторожней.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: