в блоге Мавромати и Милграм

Vip Александр Володарский (в блоге Свободное место) 21.11.2010

4543

Акцию "Свой-Чужой" Олега Мавромати многие считали заведомо самоубийственным шагом. Если предложить толпе казнить или помиловать, то она неизбежно проголосует за казнь - это не вызывало сомнений ни у противников, ни у сторонников художника. Часто перформанс Мавромати сравнивали с экспериментом Милграма, нашумевшим в 60-е годы. Его участникам предлагалось выступить в роли экзаменатора: задавать вопросы испытуемому и в случае неправильных ответов наказывать его, наносить удар током. С каждой ошибкой напряжение увеличивалось. При этом палач сохранял полную анонимность, он смотрел на жертву через зеркальное стекло. Мало кто останавливался, после того как жертва начинала просить о пощаде, а многие продолжали бить током уже неподвижное тело, после того как напряжение превышало смертельную отметку. Разумеется, за стеклом находился актер, который имитировал страдания и смерть, а настоящими объектами эксперимента были как раз студенты-палачи.

В опыте, который поставил Олег Мавромати, соотношение голосов "за" и "против" было иным. Большинство выбирало жизнь, при том что интернет сам по себе - крайне жестокая среда.

Хоть Мавромати и кажется идеальной жертвой, которая сама отдала себя в руки мучителей, количество проголосовавших за казнь почему-то не превысило критическую отметку.
Ответ заключается в психологической разнице между палачом и судьей.
Эксперимент Милграма - это как раз тест для палачей.
Студенты получали инструкцию, согласно которой они должны были наказывать человека. Они должны были всего лишь следовать этой инструкции. У участников эксперимента Милграма было лишь два пути: продолжать игру или покинуть ее, сама же игра исключала возможность выбора. Человек, во всем честно и скурпулезно следующий указаниям, снимает с себя ответственность за результат своих действий.

Опыт Мавромати превращает голосующего не в палача, а в судью. Палач и жертва тут как раз едины - это сам художник, ведь именно он подает ток нажатием на кнопку.
Судья же отличается от палача тем, что обладает свободой выбора. Пусть эта свобода выбора заключена в рамки закона, но все равно появляется ещt одна развилка помимо "играть - не играть". Казнить или помиловать.
Проголосовать за казнь - это не то механическое действие, которое выполняли испытуемые в тесте Милграма. Это осознанный поступок. Убить может и машина, но принять решение об убийстве способен лишь человек.

У Мавромати достаточно врагов, которые действительно хотели бы отведать его крови, но как раз они-то и не стали голосовать за казнь. Причина проста - нежелание играть по чужим правилам. Поставим себя на место православного инквизитора: ему предлагают спуститься в ад, взять в руки сатанинские вилы с рукояткой в виде козлиной головы и поразить ими хохочущего грешника. Инквизитор привык действовать крестом и святой водой, хоругвью и иконой, но тут они бессильны. Он догадывается, что как только убьет дьявольское отродье, используя его же оружие, тем самым подчинится воле Нечистого. Поэтому религиозных фанатиков из списка потенциальных участников проекта "Свой-Чужой" мы вычеркиваем. Остается лишь пресыщенная безликая публика, для которой бессмысленная жестокость - не выражение реальных эмоций (злости, гнева, ненависти), а их суррогат. Заменитель. Самое реалистичное из всех виртуальных развлечений.
Но и они тоже не стали убивать Мавромати.
Цена вопроса - 50 центов, именно столько стоило проголосовать за казнь.
Смешные деньги: цена чашки дешевого кофе из автомата. Любой любитель виртуального насилия вполне может позволить себе эту сумму. Разобраться с системой Paypal, через которую предлагалось платить, тоже не так уж и сложно, на всю процедуру должно уйти полчаса, от силы час времени.
Но Мавромати жив.

Дело в том, что именно эти 50 центов и превращают голосование в ответственный шаг. Если бы изъятие денег было оформлено в любой другой форме (например, осуществлялось бы посредством смс) - пожеланий смерти было бы несколько больше. Но осознанная передача денег - совсем другое дело, она имеет почти сакральное значение. Сегодня финансовый успех часто является синонимом успеха жизненного; в среде, в которой религия мертва, а следование каким-либо идеологемам - удел небольшой кучки маргиналов, материальная состоятельность становятся эквивалентом всего, деньги - это душа человека общества потребления. Заплатить за что-то, купить какой-либо объект - значит признать его серьезность, значимость, нужность. Человек, голосующий за убийство и отправляющий 50 центов через Пэйпэл, говорит тем самым: "Мне нужна смерть художника, я готов купить ее". Мимолетное развлечение превращается в осознанный поступок, деньги придают реальность виртуальному убийству.

А к этому готовы считанные единицы. При желании любой может найти десятки и сотни видеороликов с убийствами, как постановочными, так и реальными, прочесть тысячи новостей, в которых кровь будет сочиться из каждой буквы. Платить 50 центов за смерть Мавромати для простого охотника за виртуальными смертями - бессмысленная расточительность. Знак причасности к тому, что он не чувствует или боится почувствовать.

Перформанс "Свой-Чужой" не опроверг опыт Милграма, скорее дополнил его. Милграм показал, что человек легко и не задумываясь принимает и ретранслирует зло, идущее извне. Мавромати показал, что человек, как правило, не готов рождать зло самостоятельно, если ему для этого нужно приложить даже символические усилия. Результат не то чтобы оптимистичный, но и не слишком удручающий.


Материалы по теме

Комментарии
User flying_dutchman_, 22.11.2010 02:02 (#)

хмм.. интересный вывод

интересно также было бы понять, а готов в среднем среднестатистический владелец души общества потребления творить добро, если за него также надо заплатить? Я не следил за этой акцией, а в статье это не освещено, надо ли было платить за "оправдательный" голос? Также довольно интересно, как повлияло бы на распределение голосов, если б скажем голосующему за смерть обещели бы участие в лотерее по дележке всего собранного призового фонда (ну типа положил свои 50 центов, а есть шанс получить тыщу). Подобные данные были бы не менее интересны результатов Милграма.

User makaronov2, 22.11.2010 03:00 (#)

Статья - какой-то адский фрейдизм.

Казалось бы, причем тут Сталин?

User milites__victriх, 22.11.2010 09:47 (#)

У либералов культ Иосифа Виссарионыча, вы прям не знали чтоль?

User russivan025, 22.11.2010 10:11 (#)

У Мавромати достаточно врагов, которые действительно хотели бы отведать его крови,

Неуловимый Джо:)))

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: