РПЦ: ограждение от граждан
"Что культура политических дискуссий у нас как-то не слишком, признают практически все". С такой горькой констатации начинается статья Максима Соколова в журнале с гордым названием "Эксперт". В качестве свидетельства упадка приводится критическое замечание Марины Филипповны Ходорковской о нынешнем моральном состоянии Русской православной церкви. Не вступая с ней в спор по существу, обозреватель выражает недовольство тем, что г-жа Ходорковская "никак не будучи дочерью Церкви, рассуждает, к каким людям невозможно прийти на исповедь, поскольку они "чересчур мирские". Г-н Соколов уличает ее в том, что она берется судить о вещах, в которых ничего не смыслит: ей, оказывается, неведомо, что "недостоинство священнослужителя не делает правильно совершенное им таинство недействительным".
Прискорбно, что ревнитель культуры политических дискуссий допустил тут явную передержку. Подлинные слова Марины Филипповны таковы: "...те люди, которые истинно веруют, им легче жить на свете, потому что они на что-то надеются. Но я не представляю, как можно прийти на исповедь к таким людям, как... Не буду называть имена, но некоторые чересчур мирские, чересчур. И рассуждают так, как могут рассуждать только люди в погонах". Как видим, г-жа Ходорковская, не состоя в церкви, вовсе и не претендует на знание православной догматики, не задается вопросом об условиях действительности таинств и не учит верующих, как им вести себя согласно церковным канонам. Она лишь указывает на то, что ее представление о нравственности несовместимо с некоторыми бытующими в РПЦ практиками. А на такое высказывание она имеет полное право, и со столь милой сердцу г-на Соколова культурой дискуссий у нее все в порядке.
Можно предположить, что г-н Соколов на самом деле удручен не столько "невежеством" критиков РПЦ, сколько тем, что упреки по адресу церкви, и в первую очередь ее высшей иерархии, раздаются из нецерковной среды. Видимо, он убежден в том, что если в церковной жизни и есть недостатки, рассуждать о них могут только "инсайдеры", сведущие в Писании, Предании, ну и, наверное, в каких-то менее сакральных вещах. Но такое мнение по меньшей мере спорно. Мы видим и слышим, как представители церкви и ее мирские апологеты энергично высказывают самые резкие мнения о чем угодно - хоть о современном искусстве, хоть о правах сексуальных меньшинств, - зачастую не очень-то разбираясь в этих далеких от них предметах. Никто не может им это запретить (нельзя только внедрять свои взгляды принудительно, как это, увы, бывает). Но справедливость требует, чтобы и церковь была открыта для критики извне. А почему поводов для такой критики так много и становится все больше - это вопрос и к церкви, и к обществу, частью которого она является.
И позволю себе заметить, что призыв отдать обсуждение общественных проблем на откуп узким специалистам звучит несколько неожиданно в устах Максима Соколова - публициста, прославившегося, помимо прочего, исключительной широтой интересов. Можно вспомнить, к примеру, что Максим Юрьевич не раз с завидной смелостью пускался в рассуждения о боевых качествах вооруженных сил США, причем неизменно оценивал эти качества крайне низко. С ним можно было не соглашаться, но никто из оппонентов не апеллировал к тому, что г-н Соколов не обладает личным боевым опытом, а послужить в американской армии даже при желании не мог бы по целому ряду причин. В конце концов, если бы колумнист "Эксперта" последовательно держался в границах своей профессиональной компетенции, ему оставалось бы писать только о нравах столичной прессы, да и то не всей. А это, конечно, очень огорчило бы многочисленных поклонников таланта г-на Соколова. Как сказано у Козьмы Пруткова, "странно ограничивать цель стремлений".
Комментарии
Соколов сам постоянно несёт такое, что не соответствует православному учению. Я хорошо помню его высказывание, что патриарх всегда прав. Такого не писано ни в Писании, ни в Предании, напротив того, многие православные святые прославились как раз борьбой против неправедных патриархов (Федор Студит, например). Вообще это примета времени. Пользуясь невежеством одних и ленью других, многие несут такое, за что в прошлом отлучали от церкви.
=Но справедливость требует, чтобы и Церков ь была открыта ДЛЯ КРИТИКИ извне=
И желательно от образованных Граждан, которые понимают суть ВОПРОСОВ. и ширину спектра!
Спасибо автору. Он в развернутом виде изложил одну простую мысль: "Батюшка, Вы уж либо крестик снимите, либо трусы наденьте".
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: