Памяти Алексея Германа
Эпитетов "великий" и "гениальный" Алексей Герман дождался еще при жизни. Поэтому говорить сегодня о "траурной экзальтации" не приходится. И он нес эти навязанные ему регалии с большим спокойствием и достоинством. Именно потому, что они были для него не столько тяжелыми и неуклюжими орденами или скипетрами, а скорее повседневной одеждой. Не просто повседневной - рабочей.
Он и сам вполне, как мне кажется, знал себе настоящую цену, а потому был совершенно беспощаден к себе как к мастеру. Он знал, что не имеет права на проходной кадр, на кляксу, на то, что "гениальность" все спишет.
Мне-то как раз не так важно, был ли он гениальным художником. Гениальные есть и без него. Для меня гораздо важнее, что был он, пожалуй, самым близким мне киномастером.
Недавно я спросил у знакомого кинорежиссера, существует ли в современном киноведении такая категория, как интонация. Применительно именно к кино. Он ответить затруднился, сказав лишь, что, возможно, и есть, но он лично никогда с этим не сталкивался. Не знаю, есть ли в киноведении такая категория, но именно германовская интонация отзывается во мне как в зрителе как больше ничья.
Мне и вообще в жизни везет, я считаю. А отдельным своим везением я считаю то, что успел с ним познакомиться. И, кажется, чуть ли первый вопрос, который я ему задал, был таким. Как это так получилось, спросил я, что ленинградский мальчик из благополучной писательской семьи сумел угадать ощущения другого мальчика, москвича, моложе его лет на десять, в те самые мартовские дни 53-го года, снятые им в "Хрусталеве". Как это он так сумел увидеть московские тусклые фонари, дворы и сугробы моего детства? Как удалось ему увидеть эти фонари и сугробы с небольшой высоты маленького московского близорукого мальчика в вытертой цигейковой шубке и заледеневших варежках, то есть меня? Откуда он знает об этом коммунальном скученном надышанном тепле? Где он мог слышать это постоянно взвинченное, но все равно счастливое для ребенка кухонное многоголосье? Где он видел эту жизнь, состоящую из бестолковой и бесформенной толкотни, суетливой беготни и судорожных завихрений пара, в которых, между тем, волей большого художника тихой, но властной нотой обозначались четкий ритм и безукоризненный порядок?
Он ответил как-то настолько уклончиво, что я даже не запомнил, что он сказал. Впрочем, я его понимаю - на такие вопросы определенных ответов не бывает.
Он, как известно, работал тяжело и мучительно, с огромными паузами между фильмами. Но в его случае эти паузы были не менее значительны и трагедийны, чем и сами его шедевры. Каждый из его фильмов таким образом аккумулировал в себе и всю ту энергию, которая накапливалась годами его наполненного смыслом молчания.
Существуют люди (и Герман из их числа), чье даже просто физическое существование в одном с тобой пространстве и времени оправдывает и очеловечивает и наше существование. И чей уход пробивает в пространстве и времени настолько гигантскую озоновую дыру, что залатывать ее приходится долго, усилиями не одного поколения.
Комментарии
Вечная память. Большой Человек ушел.
Присоединяюсь...
Присоединяюсь...Вечная память.
В "Особом мнении" сейчас Шендерович идет.
Лев Рубинштейн очень точно, по-моему, подметил наличие "обертонов" в творчестве АЮ Германа. Можно иметь музыкальный слух, можно точно воспроизвести мелодию, но этого недостаточно. Талант воссоздания "обертонов" времени, духа, атмосферы - это дар Божий, да ещё честная работа, да ещё честная любовь к стране и народу, "в котором" он жил.
"Коммуналка" - это да, она самая (как сейчас помню). А откуда он знал (помнил?) быт военного тыла? Откуда взялась Ахеджакова, пронзительно знакомая "эвакуированная"? А отряд Локоткова? А по-иезуитски аскетичный, психически больной от ненависти к немцам "комиссар" Солоницын? А сержант с "мёртвыми глазами" (Заманский), вернувшийся в отряд умереть, только умереть среди своих, ни на что другое не надеясь? Где он их взял, откуда? Он ТАМ был? Нет, братцы, это был чистый Божий дар.
Высоцкого тоже все спрашивали, был ли на фронте (фронтовики уверены - был!), сидел ли там-то и там-то (урки готовы зуб отдать - сидел), был ли в штрафных батальонах (один мой знакомый так и говорил: "Штрафные батальоны" написаны с натуры. И спорить с ним было бесполезно). Так и с Германом. Наверное, они путешествуют в машине времени и по коммуналкам, и по тюрьмам и зонам, и по голодной послевоенной Москве, и по окопам штрафников, и в свирепых воздушных боях такой проклятой и святой войны. Мы просто живём, а они летают по времени...
здорово написали, очень душевно...
Когда я впервые увидел "Хрусталёв,машину!" я был более чем поражён! Это невероятно-так снять фильм! Что теперь с "ТББ",кто доведёт картину до конца?! Какое Горе!!! Вечная Память!!!
=увидел "Хрусталёв,машину!" я был более чем поражён! = И не удавился?
Даже в Венеции показали вне конкурса -журналистам! Те уходили через 10 мин, и фестивальная критика была УЖАЗНОЙ! Полный провал! Это уже учебное пособие для 3 курсников/ Эстетика и язык фильма напоминает фильмы-шедевры по ГО = Последстввия ядерного удара по городу=, или =Защита от оружия массового поражения=
Вот ведь снял же П.Тодоровский =Анкор,еще Анкор= Сам Фронтовик, b снял -про МРАЧНЫЕ времена! Но ведь с юмором- показаны живые, нормальные советские люди, а не клиенты ДурДома им 17 ПартСъезда!
Странный,однако у Вас взгляд на киноискусство! Интересно выслушать Вас,когда начнёте обсуждать живопись Шульженко и Босха! А в литературе-Кафку и скажем,Ионеску!
Странный,однако у Вас взгляд на киноискусство!
Но я то привел свою точку зрения и к ней допАргументы! А в ответ- странная...Так где ваша, не странная?Раз отвечаете, принято что то сказать конкретное
Нет,не стану! Конкретику? Да уже столько сказано и написано про творчество Германа(прочитайте подборку Шамана на ветке о кончине А. Г.-очень интересно! Вот Вам и аргументы.) разными людьми,что мне добавить нечего,да и нелепо бы это выглядело. А что ж Вы сразу сердиться на 'странное'? Это же,тоже моя точка зрения. Я совсем не хотел Вас задеть,хотя и немного иронизировал.
=что мне добавить нечего,да и нелепо странное'?= Это же,тоже моя точка зрения. =
По русски. это называется -взгляд( мне каажется...) Точка зрения- это когда приводят- аргументы!
Что цитаты - личное то мнение не приведено! Здесь не семинар по истории КПСС- где важны были цитаты!
А насчет того, что =мне добавить нечего=, так ясно по исходному -посту-
Катарсис и Трансцендентальное-вот какие были у меня чувства после просмотра! А Вы пытаетесь заставить меня предъявить Вам аргументы. Да разве это возможно? Я честно и откровенно говорю Вам-не могу! Может сравнение и хромает,но попробуйте описать свой сон! Нет,конечно же,встречаются люди,которые это делают очень даже охотно. Но согласитесь,быть их слушателем-весьма тоскливое занятие!
=быть их слушателем-весьма тоскливое занятие!=
Да, мрак и безъисходность!
А собственно - ЗАЧЕМ?
Этот ответ лучше.. У нас разные взгляды. Вот я люблю А. Тарковского, и очень сдержан в отношении А.Германа.
Искусство кино, в частности, (мне каажется) должно высветлять ДУШУ Человека и вселять Надежду! А не предлагать петлю на шею!
"У нас разные взгляды." // Может и разные,но А. Т.-один из моих любимых режиссёров: "Солярис","Сталкер","Зеркало","Рублёв"-каждый фильм смотрел с десяток раз не меньше,и каждый раз с огромным интересом,не отрываясь от экрана,потому-что А. Т.,А. Герм.,Л. фон Триера,С. Кубрика etc,нельзя смотреть жуя бутерброды,разговаривая по телефону,и допустим перебраниваясь с кем-то на "Гранях". P. S. А с чего Вы взяли,что я-Коммунист?! Если я-К.,то Вы,извините,премьер-министр Израиля. Вы ошиблись!
=cмотрел с десяток раз не меньше,и каждый раз с огромным интересом,=
Это возрастное, и скоро пройдет.Искусство - это не то, что секс по молодости! Он то оправдан природой, а до потребности к большому искусству -нужно ДОРОСТИ Всех перечисленных мастеров нужно смотреть раз в ГОД, а А.Германа -дважды в жизни! Закончим, и спасибо!
И Вам-Спасибо,было интересно!
=сквозь ткань фильмов высвечивается то, что многие называют "русской душой".=
Да ради Бога! Сделал ноги - и плати налоги! Приезжай, да поживи= тебе еще не то высветится!
Простите, но какие же это глупости, что кино, пусть и Германа надо смотреть только раз. Во-первых, вообще нет никаких норм (что сколько раз смотреть), а во-вторых, смотреть кино несколько раз это то же самое, что перечитывать книгу: находить всё новые грани, оттенки, мелочи. Впрочем, зачем убеждать человека, которому Герман так или иначе чужд?
=которому Герман так или иначе чужд?=
Как русскому, который все ЭТО видел живьем,-НЕ чужд! Но мне И.Авербах нравится больше!
Да смотри как угодно,мне плевать!
А насчёт провалов-мало ли что где проваливается! Вон "Чайка",например,с треском провалилась!
мало ли что где проваливается!
Не ,коммудист, не мало ЛИ! Венеция - Международный КиноФорум в 98, а -Чайка- это провиннциальная Москва- в нач 20 века. И в России критика на фильм была аналогичной!Так в чем худдостоинства фильма, с вашей точки зрения?
Он участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля (1998), но был непонят зрителями и практически освистан. Многие зрители покинули зал; показ «просто шёл под хлопание кресел». Темне менее Дж. Хоберман, например, назвал его одним из великих фильмов десятилетия. Кинопоказ в Японии прошёл с триумфом.
Российские кинокритики восприняли ленту куда более однозначно. Например, АндрейПлахов предрекал, что «Хрусталёв» «займет свое место в истории кинематографакак самый личный и самый жёсткий фильм выдающегося режиссера». В 1999 фильм собрал премии «Ника» в номинациях «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучшая музыка», «лучшая работа оператора», «лучшая работа художника-костюмера», «лучшая работа художника-постановщика».
Награды
Каннский кинофестиваль, 1998 год
Номинация: Золотая пальмоваяветвь
Кинотавр, 1998 год
Номинация: Главный приз
Премия «Триумф», 1998 год
Победитель: Лучший режиссёр
Национальная премия российской кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен», 1999 год
Победитель: Лучший фильм
Победитель: Лучший режиссёр
Победитель: Лучшая работа художников
Приз актёру – от Попечительского совета (Юрий Цурило)
Ника, 2000 год
Победитель: Лучший фильм
Победитель: Лучший режиссер (Алексей Герман)
Победитель: Лучшая операторская работа (Владимир Ильин)
Победитель: Лучшая работа художника по костюмам
Победитель: Лучшая музыка
Победитель: Лучшая работа художника-постановщика
Номинация: Лучшая женская роль (Нина Русланова)
Номинация: Лучший сценарий
Номинация: Лучший звук
Почетная бельгийская кинопремия «Золотой век», 2000 год
Кинофестиваль «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге, 2000 год
Приз за Лучшую женскую роль (Нина Русланова)
http://klub-nostalgia.ucoz.com/forum/45-218-1
Мододец! Полезная вещь ВИКИ!
Номинация -- это не премия! А премия -НИКА-, это не Михалков!? Премия - это стук в зале кресел публики!
Да. АртХаузное кино для узкого круга! Да. А.Герман - мастер...! Я. что , утверждал обратное? Кому то понравилось, мне НЕТ! А за качество пленки =Свема= ч\б, спец приза нет?
Насчёт 'взгляда' и 'точки зрения'-принято! А Вику я не люблю,да она у меня и не работает на этом браузере.
=она у меня и не работает на этом браузере.=
ОК! Так нет придела совершенству! То, что вы не ШАМАН., я внимание обратил! И в завершении - есть такое понятие. как ГУМАНИЗМ в искусстве! Не пустой звук, а то теряется смысл -кому и зачем ВСЕ это надо!
+++++++++++++++++
Спасибо, Риварес. Вы выразили то, что мы чувствовали, но не смогли обратить в слова.
Царствие небесное.
Светлая память. Сожалею об одном: снял Герман мало. Мне нужно ещё.
А для меня анатомия коммуналки это не Хрусталев, а Лапшин
а Хрусталев - это послевоенное трофейное буржуйство, такой контраст аскетизму "Лапшина". Ампирный страх, роскошь в сочетании с пещерной жестокостью. Коммидея, еще такая сильная в Лапшине (Заводы - вставайте...) мертва...
Конечно, время Герман передает бесподобно, именно дух времени, не знаю никого, кто бы мог с ним в этом сравниться (Разве что Тарковский в "Зеркале").
И это вечное со времен Петра сосуществование в России двух народов говорящих по сути на разных языках и имеющих смутное представление о жизни друг друга... В этом А.Г. настоящий питерец. И в свете этого, раз уж начал писать буду откровенен до конца. Меня как ножом по сердцу полоснуло, когда А.Г. поддержал агрессию Путина в Чечне. Кто угодно только не он ! До сих пор боль не прошла...
Мне кажется, что страх перед собирательным русским Пугачем, бессмысленной жестокой вольницей был в нем не менее силен, чем отвращение от "рук брадобрея" расейской власти.
Вечная память великому режиссеру...
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: