Также: | Персоны: Годик

в блоге Владимир Годик, кандидат юридических наук

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 09.01.2007

26

Украина страна как никакая другая учреждена языком. Начиная с названия народа и названия страны. Но не успев принять и привыкнуть к этим названиям тут же стали отказываться от этимологии самого слова "окраина", и рассказывать что-то про "украину" как страну, поскольку название закреплялось не ради него самого, а чтобы не называться русским именем.
Новогоднее поздравление Ющенко стало очередным этапом самоучреждения Украины, где в скобках уже подразумевался отказ от произносимых слов.

В поздравлении Ющенко произнес, что "нужно уяснить: Украина государство с единым языком, культурой, тысячелетней историей, и собственным национальным характером". Однако, это осознать не просто, поскольку противоречит очевидному. По крайней мере в двух пунктах. Поскольку если признать Юг и Восток Украиной, то никакой моноязычной державы просто не существует, если конечно, признавать украинский отдельным языком вообще.

Ссылка


Комментарии
(написано анонимно) 09.01.2007 13:43 (#)

Ммммммм он кандидат каких наук? Вроде юридических,а рассуждает как филолог.Впрочем из ментов наверное,они универсалы.А Киев ,помнится ,постарше МААСКВЫ будет,мать городов русских как никак.

ЭЦН 09.01.2007 19:34 (#)

А почему не сразу - "мать городов украинских"?

(написано анонимно) 09.01.2007 20:21 (#)

Потому что русских,а не украинских.

ЭЦН 09.01.2007 20:34 (#)

Вы это толкуйте тем, кто нас почтует историями про "украинский князей" Владимира Святого да Ярослава Мудрого.

(написано анонимно) 09.01.2007 22:24 (#)

ЭЦН

Эти истории - обычный лай в ответ на истории про "окраину, где живут малые русские (Полурусские, недорусские, польские рабы, американские подстилки итд)". В те времена это была одна нация. Вы не поверите, но все славяне раньше были одним племенем. А до этого - все индоевропецы! Это же не заставляет Вас думать - кто главнее - русские или французы. Точно так же глупо думать кто главнее - русские или украинцы) что было - то было) теперь это ДРУГАЯ СТРАНА, и нужно ее УВАЖАТЬ, если мы хотим что бы уважали НАС

Киевлянин- 19-24-09 10.01.2007 13:36 (#)

С последней фразой абсолютно согласен!

Вот только никогда не поверю, что когда-либо словяне были одним племенем. Потому как словяне это этнос (или как любят выражаться русские патриоты "суперэтнос"!), и он по определению состоит из многих наций и народностей, а до этого из многих племён создались нации и народности. А никак не наоборот!Кстати, аналогично это касается и индоевропейцев, которые никогда не были одним племенем. - Учите матчасть коллега! И не ставьте следствие впереди причины. Это может быть только в единственном случае - когда преподаватель будет идти за гробом студента которого он провалил на экзамене! Студенческие анекдоты помните? Хотя для чистоты дискуссии хотелось бы узнать какие временные рамки автор обозначает словами "в те времена","раньше" и "до этого"? Так как в эти времена мало сообщить, что "Вы не поверите!", если раньше и до этого можно было поверить автору на слово, то сейчас хочется узнать аргументы посущественней! Ну а начать неплохо бы с определений, что такое племя, нация, народ, этнос - но это уже из области фантастики... Или может начнём дискуссию?

(написано анонимно) 10.01.2007 17:24 (#)

для начала предлагаю ознакомится

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%B 5 "Славяне — крупнейшая в Европе этноязыковая общность, сформировавшаяся в Центральной Европе в I тыс. до н. э." То же про индоевропейцев. Есть две гипотезы их происхождения: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%8 0%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%86%D1%8B Так или иначе, но родственные народы (говорящие на языках одной группы) когда-то говорили на одном языке. Думаю это не вызывает сомнения

Киевлянин - 14-24-00 10.01.2007 18:36 (#)

Конечно кому и википедия большой авторитет...

Но лично я предпочитаю аргументы и факты из авторитетных первоисточников которые имеют названия и авторов. И из которых можно сделать собственные, достаточно обоснованные выводы... Что касается Вашего поста, то хочется обратить внимание на терминологию - "крупнейшая в Европе этноязыковая общность", а также -"но родственные народы (говорящие на языках одной группы) когда-то говорили на одном языке", которая в принципе не даёт возможности дискутировать на эту тему в связи с неопределённостью терминологии... Хотя это уже явно не словянские племена говорящие на одном языке, но еще неопределённые ни в пространстве ни во времени - "но родственные народы (говорящие на языках одной группы)". Как видим движение намечено в правильном направлении - вместо "племён" -"общность", - вместо "одного языка"- "языки одной группы" - ещё немного подучите историю и сможете согласиться, что в Вавилоне было множество языков до постройки известной башни...

(написано анонимно) 10.01.2007 19:22 (#)

википедия ничего не придумывает - она копирует тексты от авторитетов

прежде чем кидать пальцы - ответьте: если народы говорят на схожих языках - значит ли это, что когда-то они говорили на одном языке? или (к примеру) чешский и хорватский просто случайно похожи друг на друга?

Киевлянин 10.01.2007 20:50 (#)

Коллега, простите немного не в тему, но не могу общаться с человеком без имени. Не могли бы Вы себя как-то обозначить?

Что касается википедии, то я нигде не писал, что она? что-либо придумывает.Просто имел в виду, что в неё вносят разную информацию и порой очень тенденциозно. Следите внимательней за оппонентом, коллега! Это касается и распальцовки с моей стороны... А если ближние или дальние народы говорят на схожих языках, то на это может быть множество причин, одна из которых, (но никак не определяющая!)- то что они в древности общались на близких наречиях... Конкретно о чехах и хорватах ответить не могу, так как они не в сфере моих интересов, но с удовольствием ознакомлюсь с Вашей версией. Тем более, что мы явственно приближаемся к общепризнаным понятиям и терминам - от племён общающихся на одном языке и "этнической общности с родственными языками" перешли к отдельным народам с разными языками- прогресс налицо, однако!

Пусть я буду коллега 10.01.2007 21:37 (#)

А разве тенденциозна приведенная мною статья в википедии? В вики есть множество ужасных вещей, вплоть до перепечаток газеты "советский коммунист" за 1937 год, но эта статья явно к ней не относится. Хорошо, пусть два славянских народа будут не чехи и хорваты, а русские и украинцы. Они когда-то общались на близких наречиях. А почему? Не потому ли, что за N веков до этого язык у них был один?

Киевлянин 10.01.2007 22:19 (#)

К сожалению коллега я не смог открыть предлагаемые Вами статьи...

Потому об них ничего не могу написать плохого... К вопросам похожести украинского и русского языка нужно подходить, на мой взгляд со времён развития у древних людей носоглоточного отдела как прототипа речевого аппарата. Если Вам интересно узнать мою версию развития похожести и разности наших языков будьте готовы рассматривать версию развития от племён полян, кривичей и древлян живших на территории нанешней Украины и соответственно племён мерь, чудь и мурома - проживающих на территории нынешней РФ... А вот на мой взгляд одного языка у них никогда не было! Но это простите не сегодня,(предлагаю завтра), а если действительно интересно прошу предложить подходящую площадку - потому как название этого сайта не вдохновляет. Могу со своей стороны предложить подходящий украинский сайт, но не знаю как Вы реагируете на патриотов Украины. Прошу меня за это извинить...

коллега 10.01.2007 23:08 (#)

это глюки граней

http://ru.wikipedia.org/wiki/ñëàâÿíå http://ru.wikipedia.org/wiki/�íäîåâðîïåéöû íå æìèòå ññûëêè - ñêîïèðóéòå èõ â àäðåñíóþ ñòðîêó è íàæìèòå enter. Ìíåíèå Âàøå ìíå âñå æ òàêè èíòåðåñíî. Íåêîòîðûå âîçãëîñû (íàïðèìåð "îé") èëè ñëîâà ("è", "ïàïà è ìàìà") äåéñòâèòåëüíî ïîõîæè âî ìíîãèõ ÿçûêàõ ïî ïðè÷èíå ôèçè÷åñêîé ñõîæåñòè ëþäåé (òåîðèÿ íåïðîèçâîëüíûõ âûêðèêîâ). Íî âðÿäëè (ê ïðèìåðó) ñõîäñòâî ñëîâà "ÿçûê" ñî ñëîâàìè "jazyk", "åçèê", "jezik", "język" îáúÿñíÿåòñÿ òåì æå. Òåì ïà÷å ÷òî ýòè ñëàâÿíñêèå ñëîâà ñîâñåì íå ïîõîæè íà (íàïðèìåð) àíãëèéñêîå "language". Ê ïàòðèîòàì îòíîøóñü õîðîøî ( ê ëþáûì ), íåëþáëþ òîëüêî íàöèîíàëèñòîâ ( ëþáûõ ). Íî èäòè êóäà-òî ëåíèâî, ìîæåò âñå òàêè îáúÿñíèòå òóò?

коллега 10.01.2007 23:09 (#)

это глюки граней

http://ru.wikipedia.org/wiki/славяне http://ru.wikipedia.org/wiki/Индоевропейцы не жмите ссылки - скопируйте их в адресную строку и нажмите enter. Мнение Ваше мне все ж таки интересно. Некоторые возглосы (например "ой") или слова ("и", "папа и мама") действительно похожи во многих языках по причине физической схожести людей (теория непроизвольных выкриков). Но врядли (к примеру) сходство слова "язык" со словами "jazyk", "език", "jezik", "jezyk" объясняется тем же. Тем паче что эти славянские слова совсем не похожи на (например) английское "language". К патриотам отношусь хорошо ( к любым ), нелюблю только националистов ( любых ). Но идти куда-то лениво, может все таки объясните тут?

Киевлянин 11.01.2007 17:44 (#)

Ну что Коллега, - если интересно, то читайте..Что немного украиноцентрически получилось, то шо делать? - Ведь я украинец..

Íó, ÷òî-æå, Âû, êîëëåãà, ñâîþ ïîçèöèþ äîñòàòî÷íî ÿñíî èçëîæèëè. Çà ÷òî áëàãîäàðþ. Î÷åðåäü çà ìíîé. Çàðàíåå ïðåäóïðåæäàþ, è ïðîøó ïðîùåíèÿ çà ìíîãî áóêîôô, íî ïîäíÿòûé âîïðîñ êîðîòêî è ÿñíî íå îñâåòèòü. Íî ÿ áóäó ñòàðàòüñÿ… Íà÷í¸ì, ïîæàëóé – â îïðåäåë¸ííûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ðå÷åâîãî àïïàðàòà ó íàøèõ ïðåäêîâ âîçíèê ÿçûê êàê ìåòîä îáùåíèÿ. ß ïðèäåðæèâàþñü ìûñëè, ÷òî ýâîëþöèÿ íå âñåãäà íåïðåðûâíà è ïîñëåäîâàòåëüíà, à, ñêîðå¸ âñåãî, ïðåðûâèñòà è ÷àñòî ñìåíÿåòñÿ ðåâîëþöèîííûìè ñäâèãàìè. Îá îäíîì èç íèõ ïèñàë íåìåöêèé ìûñëèòåëü Â.Ãóìáîëüò (1767-1835) –«Êàêèì áû ïðèðîäíûì íå êàçàëîñü íàì ïðåäëîæåíèå î ïîñòåïåííîì ñîçäàíèè ÿçûêîâ, îíè ìîãëè âîçíèêíóòü òîëüêî ñðàçó… ×òîáû ñìîã îñîçíàòü õîòÿ-áû îäíî-åäèíñòâåííîå ñëîâî, âåñü ÿçûê ïîëíîñòüþ, ñî âñåìè ñâîèìè âçàèìîñâÿçÿìè óæå äîëæåí áûòü çàëîæåí â í¸ì. Ïîäòâåðæäåíèå ýòîìó åñòü òî, ÷òî, ñóùåñòâóÿ â èñòîðè÷åñêîì âðåìåíè ÿçûêè, íå äåëÿòñÿ íà «ïðîñòûå» è «ñëîæíûå», è âåðîÿòíî, ÷òî òàêèìè îíè áûëè è â áîëåå îòäàë¸ííîé ãèïîòåòè÷åñêîé ýïîõå. (Ïîõîæå íà Âàøå âðåìÿ N – ïðàâäà Êîëëåãà? Ê.) Äàæå ÿçûêè ó òàê íàçûâàåìûõ äèêàðåé, êîòîðûå êàçàëîñü-áû äîëæíû áûòü ïðèáëèæ¸ííûå ê ïðèðîäíîìó ñîñòîÿíèþ, èìåþò íåèñ÷èñëèìîå êîëè÷åñòâî è ðàçíîîáðàçèå âûðàæåíèé, ÷òî ïðåâûøàåò ëþáóþ æèçíåííóþ íåîáõîäèìîñòü». Êîíåö öèòàòû. ß âûíóæäåí ñîãëàñèòüñÿ ñ ïðèâåäåííûì âûñêàçûâàíèåì, òàê êàê íàø¸ë ïîäòâåðæäåíèå ýòèõ ñëîâ âî ìíîãèõ äðóãèõ èñòî÷íèêàõ. Ïðèìåì çà îñíîâó òî, ÷òî ÿçûê áûë äàí (ïåðåäàí?) ïîäãîòîâëåííûì ïëåìåíàì ÷åëîâå÷åñòâà. Î ñïîñîáàõ ïåðåäà÷è ìîæíî ãîâîðèòü äîëãî, íî íå çäåñü, ÿ äóìàþ… Õî÷åòñÿ òîëüêî óïîìÿíóòü î íå âñåì âèäèìîé íî íåñîìíåííîé ñàêðàëüíîé ñâÿçè ìåæäó ÿçûêîì, íàðîäîì è çåìë¸é, êîòîðîé íàðîä âëàäååò. �ç ÷åãî âûõîäèò, ÷òî ÷åì äîëüøå ïðîæèâàåò íàðîä íà ñâîåé çåìëå, ñî ñâîèì ÿçûêîì òåì ïðî÷íå¸ ñâÿçè åãî ñ ïðåäûäóùèìè ïîêîëåíèÿìè… Íî îá ýòîì òîæå – íå çäåñü. Ïðèìåì òàêæå çà îñíîâó, ÷òî ïëåìåíà ÷åëîâå÷åñêèå èìåëè ðàçíîå ðàçâèòèå â òî âðåìÿ… (ß èñïîëüçóþ íåîïðåäåë¸ííîñòü â äàòèðîâêå ïî íåîáõîäèìîñòè, òàê êàê îïðåäåëèòü òî÷íîå âðåìÿ ïîÿâëåíèÿ ÿçûêà ó ÷åëîâåêà íà äàííîì ýòàïå ÿâëÿåòñÿ çàòðóäíèòåëüíûì. Åäèíñòâåííî, ÷òî ìîæíî ñêàçàòü îïðåäåë¸ííî – óñòíàÿ ðå÷ü ïîÿâèëàñü ó ëþäåé íàìíîãî ðàíåå ïèñüìåííîé… ) �, (÷òî åñòåñòâåííî â ïðèðîäå), - áîëåå ñèëüíûå ïëåìåíà ïîäàâëÿëè áîëåå ñëàáûå, ÷òîáû â ñâîþ î÷åðåäü íàéòè íà ñâîþ ãîëîâó áîëåå ñèëüíîãî ñîïåðíèêà. Âñ¸ ðàíåå íàïèñàííîå ìàëî ìîæåò áûòü ïîäòâåðæäåíî ìàòåðèàëüíûìè ôàêòàìè è ïèñüìåííûìè àðãóìåíòàìè, òàê êàê êàñàåòñÿ òåõ âðåìåí, êîòîðûå ïðàêòè÷åñêè íå ôèêñèðîâàëèñü ìàòåðèàëüíîé êóëüòóðîé. À ñåé÷àñ íóæíî ïåðåõîäèòü êî âðåìåíè, ñîáûòèÿ â êîòîðîì, (è èõ èíòåðïðåòàöèè), ìîãóò áûòü ïîäòâåðäæåíû àðõåîëîãèåé, ëèíãâèñòèêîé è ãèäðîíîìèêîé. Íåìíîãî àðõåîëîãè÷åñêèé ôàêòîâ -  I òûñÿ÷åëåòèè í.ý. íà òåððèòîðèè Óêðàèíû è ïðèáëèæ¸ííûõ çåìëÿõ ñóùåñòâîâàëè áîëåå äåñÿòè ïîëíîñòüþ ñôîðìèðîâàííûõ ýòíîêóëüòóðíûõ îáúåäèíåíèé, ÷òî ïðåäâåùàëî ðàííåñðåäíåâåêîâûì ñëîâÿíñêèì ñîþçàì. Ýòî Çàðóáèíåöêàÿ, Ïøåâîðñêàÿ, Ïîçíåëàòåíñêàÿ, Ïîåíåøòè-Ëóêàøèâñêàÿ, Ëèïèöêàÿ, Âîëûíñêî-Ïîäîëüñêàÿ, Ïîçíåçàðóáèíåöêàÿ, Ñêèôî-Ñàðìàòñêàÿ êóëüòóðû. Äàëåå – íà òåððèòîðèè Âîñòî÷íîé è Öåíòðàëüíîé Åâðîïû âûäåëåíî ïÿòü ãðóïï ñëîâÿíñêèõ íàõîäîê ðàíååãî ñðåäíåâåêîâüÿ, êîòîðûå äàòèðóþòñÿ â ãðàíèöàõ V-VII èëè VI-VII ñò. Ýòî Êîëî÷èíñêàÿ, Ïåíüêîâñêàÿ, Ïðàæñêî-Êîð÷àöêàÿ, Äçåäçèöêàÿ è �ëüìåíñêàÿ êóëòóðû. Íåêîòîðûå èç íèõ áåç ñîìíåíèÿ ïðèíàäëåæàò èñòîðè÷åñêèì ñëîâÿíàì, èçâåñòíûì ïî ïèñüìåííûì èñòî÷íèêàì, ïîä èìåíàìè âåíåäîâ, ñêëàâèíîâ è àíòîâ… Áîëüøîå ðàññåëåíèå ñëîâÿí â VI-VII ñò. ñòàëî îñíîâîé èõíåãî ðàçäåëåíèÿ íà âîñòî÷íûõ, çàïàäíûõ è þæíûõ ñëîâÿí, è íà÷àëî ïðîöåññû èõ äàëüíåéøåãî ðàçäåëåíèÿ Äàëåå - â VII-IX ñò. íå ñóùåñòâîâàëî íè âîñòî÷íîãî, íè çàïàäíîãî, íè þæíîãî ñëîâÿíñêîãî ýòíè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà êàê ñîöèàëüíî-ýòíè÷åñêîé åäèíèöû, à áûëè âîñòî÷íûå, çàïàäíûå è þæíîñëîâÿíñêèå ïëåìåíà è èõ ñîþçû. �çó÷åíèå ñëîâÿíñêèõ àðõåîëîãè÷åñêèõ íàõîäîê V-VIII ñò. ïîëíîñòüþ ïåðå÷åðêíóëî âñå ïðåäûäóùèå èñòîðè÷åñêèå ïîñòðîåíèÿ, ïî êîòîðûì ñëîâÿíå ÿêîáû èñïîêîí âåêîâ æèëè â Ïîäóíàâüå è áûëè âèòåñíåíû «âîëîõàìè» â ïåðâîé ïîëîâèíå I òûñ. í.ý. Ñîâðåì¸ííàÿ àðõåîëîãèÿ äîêàçàëà, ÷òî Áîëüøîå ðàññåëåíèå ñëîâÿí ïðîèñõîäèëî èç Ñåâåðíîãî Ïðèêàðïàòüÿ íà Äóíàé, à ñ Âåðõíåãî Íàääíåïðîâüÿ íà Âîëãó, à íå íàîáîðîò. �ñõîäÿ èç àðõåîëîãè÷åñêèõ èñòî÷íèêîâ ñêëàâèíû, ïðåäñòàâëåííûå Ïðàæñêî-Êîð÷àöêîé êóëüòóðîé ñòàëè íå òîëüêî ïðàùóðàìè óêðàèíñêîãî íàðîäà, à è ñëîæèëè îñíîâíîé êîìïîíåíò ïðàùóðîâ ñëîâàêîâ, ìîðàâöåâ, è ÷åõîâ, à òàêæå óêðàèíñêî-ïîëüñêîãî íàñåëåíèÿ íà Âåðõíåé Âèñëå. Ïîëÿêè ñðåäíåé è ñåâåðíîé ÷àñòè ñîâðåì¸ííîé Ïîëüùè èìåþò ñâîè îòäåëüíûå èñòîðè÷åñêèå èñòîêè, ÷òî äîñòèãàþò Äçåäçèíñêîé êóëüòóðû. Ïåíüêîâñêèå íàõîäêè àíòîâ íà òåððèòîðèè Óêðàèíû áûëè èíòåãðèðîâàíû Ïðàæñêî-Êîð÷àöêîé êóëüòóðîé. Ýòî ñìåøàííîå àíòî-ñêëàâèíñêîå íàñåëåíèå «äàëî» ñèâåðÿí – ïðàùóðîâ ëåâîáåðåæíûõ óêðàèíöåâ. Òà ÷àñòü àíòîâ, ÷òî íåñëà ñ ñîáîé Ïåíüêîâñêóþ êóëüòóðó íà Áàëêàíû, ñòàëà îñíîâîé áîëãàðñêîãî, ñåðáñêîãî, õîðâàòñêîãî è äðóãèõ ýòíè÷åñêèõ ãðóïï þæíûõ ñëîâÿí. Ïðàùóðàìè áåëîðóñîâ è ðîññèÿí áûëî íàñåëåíèå, ïðåäñòàâëåííîå V-VII ñò. Êîëî÷èíñêîé, Òóøåìëèíñêîé è �ëüìåíñêîé êóëüòóðàìè, êîòîðîå ïîñòåïåííî çàíèìàëî îáëàñòè ñ áàëòñêèì è óãðî-ôèíñêèì ñóáñòðàòîì. Ýòè âûâîäû íàõîäÿò ïîäòâåðæäåíèå â êóëüòóðàõ VIII-X ñò., ÷òî ïîêàçûâàþò ñîñòîÿíèå ðàçâèòèÿ îáùåñòâà â Âîñòî÷íîé Åâðîïå íàêàíóíå ñîçäàíèÿ ãîñóäàðñòâà Êèåâñêàÿ Ðóñü. Îá ýòîì ïåðèîäå åñòü äîñòàòî÷íî èñòî÷íèêîâ - ÿ íå ñîìíåâàþñü, ÷òî Âû ñ íèìè çíàêîìû… Ïåðåéäó äàëåå – Ñàì ðåçóëüòàò ðàñïàäà Êèåâñêîé Ðóñè, ÷òî îêîí÷àòåëüíî îáîçíà÷èëñÿ ïîñëå ìîíãîëî-òàòàðñêîãî çàâîåâàíèÿ è ïðèâ¸ë ê îòäåëåíèþ áåëîðóñêîãî, ðîññèéñêîãî è óêðàèíñêîãî íàðîäîâ (óæå íàðîäîâ! Ê.), óêàçûâàåò íà òî, ÷òî ïðîöåññû ýòíîãåíåçèñà â ñðåäå îòäåëüíûõ êóëüòóðíî-ÿçûêîâûõ ãðóïï, äàæå â ïåðèîä ñóùåñòâîâàíèÿ îäíîãî ãîñóäàðñòâà áûëè ñèëüíåå è äåéñòâîâàëè áîëåå ñòàáèëüíî, ÷åì áîëåå îáùèå ïîëèòèêî-ýêîíîìè÷åñêèå. Âîñòî÷íûå ñëîâÿíå, ðàçáðîñàííûå íà îãðîìíûõ ïðîñòðàíñòâàõ, ðàçúåäèí¸ííûå íåïðîõîäèìûìè ïðèðîäíûìè áàðüåðàìè, èç-çà îòñóòñòâèÿ ñóõîïóòíûõ ïóòåé, íèêîãäà íå ÷óâñòâîâàëè ñåáÿ îäíèì ýòíè÷íîÿçûêîâûì ñîîáùåñòâîì è íèêîãäà åãî íå îòñòàèâàëè. Ïîäâîäÿ èòîãè ìîæíî ñêàçàòü – Íå áûëî îáùåðóññêîé íàðîäíîñòè – íåò îáùåðóññêîé èñòîðèè. Êàæäûé èç âîñòî÷íîñëîâÿíñêèõ íàðîäîâ èìååò ñâîè ãëóáîêèå äîãîñóäàðñòâåííûå èñòîêè è ïðàâî ëèøü íà ÷àñòü âîñòî÷íîñëîâÿíñêîãî íàñëåäèÿ… À çäåñü íåìíîãî ëèíãâèñòèêè -  äàâíèå âðåìåíà íà Ðóñè ïîëüçîâàëèñü îïðåäåëåííîé ôîíåòè÷åñêîé ïèñüìåííîñòüþ «÷åðòàìè è ðåçàìè», îäíàêî ïàìÿòíèêîâ ýòèõ íàäïèñåé ñîõðàíèëîñü ìàëî. Õîðîøèì èñòî÷íèêîì äëÿ èçó÷åíèÿ ÿçûêîâ Ðóñè ÿâëÿþòñÿ áåðåñòÿíûå ãðàìîòû, äîêóìåíòû è ïèñüìà ïðîñòûõ ëþäåé, íàéäåííûå â Íîâãîðîäå, â Óêðàèíå íà Âîëûíè è â Ãàëè÷èíå â ðàéîíå Çâåíèãîðîäà, à åùå â Ñìîëåíñêå è ò.ä. Òîëüêî íåêîòîðûå èç íèõ íàïèñàíû íà öåðêîâíîñëàâÿíñêîì. �ìåííî â ýòèõ ìåñòíîñòÿõ ïî÷âà áëàãîäàòíî ñîõðàíèëà áåðåñòó. Ê ñîæàëåíèþ çåìëè âîêðóã Êèåâà òàêèì êà÷åñòâîì ïî÷òè íå îáëàäàþò, â ñèëó êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèé è õàðàêòåðèñòèê ãðóíòà. Àðõåîëîãè÷åñêèå íàõîäêè îòëè÷íî ñîõðàíÿþòñÿ òîëüêî â òîðôÿíûõ ãðóíòàõ. Áåðåñòÿíûå ãðàìîòû íàõîäèëè åùå äî âîéíû â 1930-40 ã. è ïîçæå â 1950-õ, íî ïî èäåîëîãè÷åñêèì ïðè÷èíàì â ÑÑÑÐ ïî÷òè íå èçó÷àëèñü. Ýòî ëîìàëî «èñòîðè÷åñêóþ êàðòèíó» íàïèñàííóþ â Öàðñêîé Ðîññèè è Ñîâåòñêîé èñòîðèîãðàôèè. Âîò êàê ÷èòàåòñÿ ôîíåòè÷åñêè èçâåñòíûé Íîâãîðîäñêèé áåðåñòÿíîé ïàìÿòíèê 13 â. íàïèñàííûé êèðèëëèöåé íà êàðåëüñêîì ÿçûêå: þìîëàíóîëèiíèìèæè íîóëèñåõàíîëèîìîáîó þìîëàñîóäüíèèîõîâè (�ìåííî òàê, íå ðàçäåëÿÿ íà ñëîâà, ïèñàëè â áåðåñòÿíûõ ãðàìîòàõ â ñðåäíåâåêîâîé Ðóñè)  ïåðåâîäå: Ñòðåëà áîãà ñ äåñÿòêàìè èì¸í Áîæüÿ ýòà ñòðåëà Âåðøèò áîæèé ñóä. Çäåñü âèäèì â êàðåëüñêîì 13 â. çàèìñòâîâàíèå èç öåðêîâíîñëàâÿíñêîãî «ñîóäüíè» ò.å. ñóäíûé. Áåðåñòÿíûå ãðàìîòû Íîâãîðîäà íàéäåííûå ïðè ðàñêîïêàõ 2002-2005, íàïèñàíû íà ñåâåðî-çàïàäíîì ñëàâÿíñêîì äèàëåêòå, ôàêòè÷åñêè ýòî Íîâãîðîäñêèé ÿçûê, ê êîòîðîìó ìîæíî îòíåñòè è Ïñêîâñêèé è êîòîðûé ñóùåñòâåííî îòëè÷àëñÿ îò Êèåâñêîãî, ò.å. âîñòî÷íîñëàâÿíñêîãî. Ðàíåå ýòî áûëî çàìåòíî òîëüêî ïî âêðàïëåíèÿì â öåðêîâíîñëàâÿíñêèõ òåêñòàõ íàïèñàííûõ â Íîâãîðîäå. Äåñÿòêè ñëîâ, âñòðå÷àþùèõñÿ â áåðåñòÿíûõ ãðàìîòàõ, ïî äðóãèì èñòî÷íèêàì äðåâíåé Ðóñè íåèçâåñòíû. Ïðåèìóùåñòâåííî ýòî áûòîâàÿ ëåêñèêà, ó êîòîðîé ïðàêòè÷åñêè íå áûëî øàíñîâ ïîïàñòü â ëèòåðàòóðíûå ñî÷èíåíèÿ ñ èõ óñòàíîâêîé íà âûñîêóþ òåìàòèêó è ñîîòâåòñòâóþùèé îòáîð ñëîâ. Ãðàìîòû ïðàêòè÷åñêè íåïîñðåäñòâåííî îòðàæàþò æèâóþ ðàçãîâîðíóþ ðå÷ü Äðåâíåé Ðóñè è íå íåñóò íà ñåáå, êàê ïðàâèëî, ñëåäîâ ëèòåðàòóðíîé «øëèôîâêè» ñòèëÿ, êíèæíîãî âëèÿíèÿ â ìîðôîëîãèè è ñèíòàêñèñå è ò. ï.  ýòîì îòíîøåíèè èõ òðóäíî ïåðåîöåíèòü.  Äðåâíåé Ðóñè áóìàãè ïî÷òè íå áûëî, à îôèöèàëüíûå äîêóìåíòû ïèñàëè íà ïåðãàìåíòå, è ýòî áûëî î÷åíü äîðîãî. Îáû÷íûå ëþäè ïèñàëè íà áåðåçîâîé êîðå – áåðåñòå èñïîëüçóÿ ñâîé ðàçãîâîðíûé ÿçûê. Äîñòóïíûå òåêñòû äàòèðóþòñÿ 12-15 â.  îäíîé èç íàéäåííûõ ãðàìîò äàæå ñîäåðæèòñÿ íåáîëüøîé êàðåëüñêèé ñëîâàðèê; îíà ïðåäíàçíà÷åíà äëÿ Íîâãîðîäñêîãî ñáîðùèêà äàíè, êîòîðûé óæå íåñêîëüêî óìåë îáúÿñíÿòüñÿ ïî-êàðåëüñêè. Âîò äðóãîé îáðàçåö Íîâãîðîäñêîãî ÿçûêà 12-13 â.: ãðàìîòàѿæèðî÷üêàèѿòѣøüêà êúâúäîâèíîóìëâèøèëüöåâèöå ìîóïîøèáàåøèñâèíüѣöþæѣàïú íåñëàíúäðüêà�àåñèïîñîðîìèëúêî íüöüâúõúëþäèíü�ñîîíîãîïîëîó ãðàìàòàïðîêúíèæåòàáûñ�îæåå ñèòàêîñúòâîðèëú Ñ ðàçäåëåíèåì íà ñëîâà: Ãðàìîòà ѿ Æèðî÷üêà è ѿ Òѣøüêà êú Âúäîâèíîó. Ìëâè �èëüöåâè: «Öåìîó ïîøèáàåøè ñâèíüѣ öþæѣ? À ïúíåñëà Íúäðüêà. À åñè ïîñîðîìèëú êîíüöü âúõú Ëþäèíü: ñî îíîãî ïîëîó ãðàìàòà ïðî êúíè æå òà áûñ, îæå åñè òàêî ñúòâîðèëú». (èç äîêëàäà 2005 î Íîâãîðîäñêèõ ãðàìîòàõ ïðîô. ÌÃÓ À.À. Çàëåçíÿêà, ïî ðàñêîïêàì 2002-2005 ãã.). Ôàêòè÷åñêè íåäàâíèå íàõîäêè çàñòàâëÿþò ïåðåñìîòðåòü âñå, ÷òî íàïèñàíî ïî èñòîðèè ðóññêîé êóëüòóðû è ÿçûêà ðàíåå. Ýòî ïðèìåð æèâîãî ðàçãîâîðíîãî ÿçûêà Íîâãîðîäà 12-13 âåêà, ñî ñâîèìè îñîáåííîñòÿìè â êîòîðîì ïî÷òè ïîëíîñòüþ îòñóòñòâóåò öåðêîâíîñëàâÿíñêîå âëèÿíèå è êîòîðûé äàåò ïðåäñòàâëåíèå î íàñòîÿùåì ðàçãîâîðíîì ÿçûêå Íîâãîðîäà. Ñèëüíî ëè îí ïîõîæ íà öåðêîâíîñëàâÿíñêèé, êîòîðûé íàçûâàþò «äðåâíåðóññêèì», è íà êîòîðîì íàïèñàíî «Ñëîâî»? Î÷åâèäíî, ÷òî Êèåâñêèé äèàëåêò âîñòî÷íîñëàâÿíñêîãî ðàçãîâîðíîãî ÿçûêà, ðàçâèâàâøèéñÿ îáîñîáëåííî îò íîâãîðîäñêîãî, òàêæå èìåë ñâîè õàðàêòåðíûå îñîáåííîñòè è ìàëî ïîõîäèë íà öåðêîâíîñëàâÿíñêèé ïèñüìåííûé õîòÿ, â îáùåì è áûë ïîíÿòåí. Îäíàêî ÿçûêó äðåâíåãî Íîâãîðîäà íå ñóæäåíî áûëî ðàçâèâàòüñÿ. Ïîñëå çàõâàòà Ìîñêîâñêèì êíÿæåñòâîì Íîâãîðîäà â 1478 ãîäó. Ñïåöèàëüíûì óêàçîì öàðÿ ìåñòíûé ÿçûê áûë çàïðåùåí, à çíàòü è êíÿçüÿ ïåðåñåëåíû â Ìîñêâó. Äðåâíèé Íîâãîðîäñêèé äèàëåêò, à ôàêòè÷åñêè ÿçûê áûë óíè÷òîæåí. Íåïîíÿòíî, ïî÷åìó èñòîðèÿ Íîâãîðîäà íàïðÿìóþ ïðèïèñûâàåòñÿ ê èñòîðèè Ìîñêîâèè è Ðîññèè? Íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî Ìîñêîâèÿ åãî çàâîåâàëà? Òîãäà Ñ�À äîëæíû âåñòè ñâîþ èñòîðèþ ñ èñòîðèè Àíãëèè, à Êàíàäà ñ èñòîðèè Ôðàíöèè íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî ïåðâûìè ïîñåëåíöàìè è îñíîâàòåëÿìè Êâåáåêà áûëè ôðàíöóçû? Ïî òàêîé ëîãèêå âûõîäèò ÷òî, åñëè áû �âàí Ãðîçíûé ïîâåë âîéñêà â Êèòàé è çàâîåâàë Ïåêèí, òî ê èñòîðèè Ðîññèè ñëåäóåò äîáàâèòü åùå 3000-5000 ëåò, ïðàâäà, óæå ïîñëå òîãî êàê áóäóò ñíà÷àëà ïåðåïèñàíû «êîïèè ñ îðèãèíàëîâ» íà «öåðêîâíîñëàâÿíñêèé-ðóññêèé» ÿçûê, à ïîòîì «óòåðÿíû» â ïîæàðàõ îðèãèíàëû êèòàéñêèõ ðóêîïèñåé.  1950-70 ãîäàõ èññëåäîâàòåëè áåðåñòÿíûõ ãðàìîò, âîçìîæíî ïî èäåîëîãè÷åñêèì ïðè÷èíàì, íåðåäêî òðàêòîâàëè íåïîíÿòíûå ìåñòà â áåðåñòàõ íàïèñàííûõ íà Íîâãîðîäñêîì èëè Ñìîëåíñêîì, Ãàëèöêîì, Âîëûíñêîì äèàëåêòå êàê îøèáêè ìàëîãðàìîòíûõ ïèñöîâ, íàïèñàííûå íà «íåïðàâèëüíîì äðåâíåðóññêîì» ÿçûêå: ýòî ïîçâîëÿëî èñòîëêîâûâàòü ñïîðíûå ìåñòà ïðàêòè÷åñêè êàê óãîäíî. (Íå ïðàâäà ëè, çíàêîìûé ïîäõîä!?) Îäíàêî ãðàìîòû áûëè íàïèñàíû ïðàâèëüíî – íà ìåñòíûõ ðàçãîâîðíûõ ÿçûêàõ. Íàì ðàññêàçûâàëè â øêîëå íà óðîêàõ èñòîðèè è ëèòåðàòóðû î òîì, êàêîé äðåâíèé ðóññêèé ÿçûê, è êàê ïîõîæ ñîâðåìåííûé ðóññêèé ÿçûê íà ÿçûê Äðåâíåé Ðóñè – â äîêàçàòåëüñòâî ïðèâîäèëèñü ìíîãî÷èñëåííûå ïàìÿòíèêè ïèñüìåííîñòè Ðóñè. Ãëàâíûì èç íèõ è ïîäëåæàùèì èçó÷åíèþ â øêîëå áûë «Ñëîâî î ïîëêó �ãîðåâ养, êîòîðîå íàïèñàíî íà öåðêîâíîñëàâÿíñêèì ÿçûêå ñ ýëåìåíòàìè äðåâíåãî âîñòî÷íîñëàâÿíñêîãî ÿçûêà Êèåâñêîé Ðóñè. ×òî ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò öåðêîâíîñëàâÿíñêèì ÿçûê, è îòêóäà îí âçÿëñÿ íà Ðóñè, çíàþò ïîâåðõíîñòíî äàæå øêîëüíèêè. Îäíàêî ðàññìîòðèì åùå ðàç ýòîò âîïðîñ ãëóáæå. Öåðêîâíîñëàâÿíñêèé (ñëîâѣíüñêûè ѩçûêú - ñòàðî áîëãàðñêèé, ñòàðî ìàêåäîíñêèé) èñêóññòâåííûé ÿçûê ñîçäàííûé íà îñíîâå ñëàâÿíñêîãî äèàëåêòà äðåâíåáîëãàðñêîãî îáëàñòè Ñàëîíèêè, Ìàêåäîíèÿ ( Thessaloniki, Solun) â 9-ì âåêå Âèçàíòèéñêèìè ìîíàõàìè ìèññèîíåðàìè Êèðèëëîì è Ìåôîäèåì. Ïî çàìûñëó ìîíàõîâ îí äîëæåí áûë áûòü ïîíÿòåí âñåì ñëàâÿíàì. Ýòîò ÿçûê èñïîëüçîâàëñÿ äëÿ ïåðåâîäà Áèáëèè, ãðå÷åñêèõ òåêñòîâ, à òàêæå öåðêîâíûõ òåêñòîâ. Ïîçæå íàçûâàåòñÿ Öåðêîâíî-Ñëàâÿíñêèé. Ýòîò ÿçûê íèêîãäà íå áûë ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì, íà Ðóñè íà íåì íèêîãäà è íèêòî íå ðàçãîâàðèâàë. Ñíà÷àëà íà ãëàãîëèöå, à ïîçæå íà êèðèëëèöå îí èñïîëüçîâàëñÿ òîëüêî äëÿ ëèòóðãèè, öåðêîâíûõ òåêñòîâ è êàê ïèñüìåííûé ÿçûê. Íàðîä Ðóñè õîòü è ïîíèìàë åãî, êàê ñëàâÿíñêèé, íî íå ãîâîðèë íà ýòîì ÿçûêå. Îòêðûâàåì ÁÑÝ, ÷èòàåì: «Öåðêîâíîñëàâÿíñêèé ÿçûê, äðåâíåñëàâÿíñêèé ëèòåðàòóðíûé ÿçûê 11-18 ââ.» [www.oval.ru] Î òîì, ÷òî ýòîò ÿçûê áûë ðàçãîâîðíûì óïîìèíàíèé íåò. Îòêðûâàåì ýíöèêëîïåäèþ «Êèðèëë è Ìåôîäèé», ÷èòàåì: «ÑÒÀÐÎÑËÀÂßÍÑÊ�É ßÇÛÊ, ïåðâûé ïèñüìåííî-ëèòåðàòóðíûé ÿçûê ñëàâÿí â 9-11 ââ. Îòíîñèòñÿ ê ñëàâÿíñêèì ÿçûêàì . Ñëîæèëñÿ íà îñíîâå ïåðåâîäîâ Êèðèëëîì è Ìåôîäèåì áîãîñëóæåáíûõ êíèã ñ ãðå÷åñêîãî ÿçûêà íà þæíîñëàâÿíñêèé ñîëóíñêèé äèàëåêò.» [mega.km.ru] Î òîì, ÷òî íà ýòîì ÿçûêå íà Ðóñè êòî-ëèáî ðàçãîâàðèâàë, êðîìå ìîíàõîâ ïèñöîâ, íå ìîæåò áûòü è ðå÷è. Ëèòîâñêèå ìåòðèêè (óñòàâû) 15-16 â íàïèñàíû íà ðóñèíñêîì ÿçûêå, â êîòîðîì ïîëíî óêðàèíèçìîâ íà ôîíå öåðêîâíîñëàâÿíñêîãî ñòðîÿ, íî óæå òîãäà ðóñèíñêèé (ëèòâèíñêèé) ñóùåñòâåííî îòëè÷àëñÿ îò ìîñêîâñêîãî äèàëåêòà. Ïðåêðàñíûì ïðèìåðîì ðóñèíñêîãî (ñòàðîóêðàèíñêîãî) ÿçûêà åñòü Ïåðåñîïíèöêîå Åâàíãåëèå 1556-61. [www.archives.gov.ua] Îò÷åòëèâî ÿçûê Óêðàèíû 16-17 â. îòîáðàæåí ⠫˳òîïèñ³ Ñàìîâèäöÿ» 17 â. ðàññêàçûâàþùåì î ñîáûòèÿõ â Óêðàèíå òîãî âðåìåíè. [litopys.org.ua] Îäíàêî ïå÷àòàòü êíèã íà ýòîì ëèòåðàòóðíîì ñòàðîóêðàèíñêîì ÿçûêå 17 âåêà áûëî çàïðåùåíî óêàçîì Ïåòðà I, ñîãëàñíî ðåøåíèþ Ñèíîäà, â 1720. Åùå ÷åðåç 20 ëåò â 1740-48 áóäåò çàïðåùåíî åãî óïîòðåáëåíèå â öåðêîâíûõ ñëóæáàõ è äåëàõ. Íî, íåñìîòðÿ íà çàïðåòû èìåííî ïðîèçâåäåíèÿ 18 âåêà íà óêðàèíñêîì ÿçûêå – ïîýçèÿ Ã.Ñ. Ñêîâîðîäû 1750-õ è «Ýíåèäà» �.Êîòëÿðåâñüêîãî 1798 ã. óæå ñòàíîâÿòñÿ êëàññèêîé óêðàèíñêîé ëèòåðàòóðû, êîòîðàÿ ñòàëà îñíîâîé ñîâðåìåííîãî óêðàèíñêîãî ÿçûêà. Óêðàèíñêèé ÿçûê, â òîé åãî íàðîäíîé è ðàçãîâîðíîé, íî óæå ëèòåðàòóðíîé ôîðìå â êàêîé îí åñòü ó Ñêîâîðîäû è Êîòëÿðåâñüêîãî ãîâîðèò ñàì çà ñåáÿ – ýòîò ÿçûê ïîÿâèëñÿ íå 100 è íå 200 ëåò íàçàä, à ãîðàçäî ðàíüøå, èáî ñôîðìèðîâàòüñÿ è ñèëüíî èçìåíèòüñÿ çà 100-150 ëåò íå ìîæåò íè îäèí ÿçûê. «Â Âåëèêîì Êíÿæåñòâå Ëèòîâñêîì, ðóñèíñêèå (óêðàèíñêèå è áåëîðóññêèå) çåìëè èçíà÷àëüíî èìåëè øèðîêóþ àâòîíîìèþ. ßçû÷íèêè ëèòîâöû ñàìè îáðàùàëèñü â õðèñòèàíñòâî è àññèìèëèðîâàëèñü â ðóñèíñêóþ êóëüòóðó. Ñèñòåìà ãîñóäàðñòâåííîãî óñòðîéñòâà â ÂÊË, ñèñòåìà ïðàâà îñíîâûâàëèñü èìåííî íà ñëàâÿíñêèõ òðàäèöèÿõ, à Ðóñèíñêèé ÿçûê (ñëàâÿíñêèé ÿçûê ñ áîëüøèìè ýëåìåíòàìè ðàçãîâîðíîãî óêðàèíñêîãî è áåëîðóññêîãî) ñòàë îôèöèàëüíûì ÿçûêîì ãîñóäàðñòâà. (Ýíöèêëîïåäèÿ Áðèòàííèêà: www.britannica.com/eb/article-30063/Ukraine#404395.hook ) Êàê è ëàòûíü, «öåðêîâíîñëàâÿíñêèé» ñòàë ÿçûêîì äîêóìåíòîâ è ëèòåðàòóðû, íî íå áûë ðàçãîâîðíûì íèãäå êðîìå îáëàñòè Ìàêåäîíèÿ â Ãðåöèè 9-10 â. Áåëîðóññêèé: ñòàðàæûòíàñëàâÿíñêàÿ ìîâà, Áîñíèéñêèé staro(crkveno)slavenski, Áîëãàðñêèé ñòàðîáúëãàðñêè, ×åøñêèé staroslověnština, Õîðâàòñêèé staro(crkveno)slavenski, Ìàêåäîíñêèé ñòàðîñëîâåíñêè, Ïîëüñêèé staro-cerkiewno-słowiański, Ðóññêèé: ñòàðîñëàâÿíñêèé ÿçûê, Ñåðáñêèé ñòàðî(öðêâåíî)ñëîâåíñêè, Ñëîâàöêèé staro)slovienčina, Ñëîâåíå staro cerkvena slovanščina, Óêðàèíñêèé: ñòàðîñëîâ’ÿíñüêà ìîâà.  ñàìèõ òåêñòàõ òîãî âðåìåíè ýòîò ÿçûê íàçâàëè íå öåðêîâíîñëàâÿíñêèì, à ñëîâåíñêèì îò ñëîâѣíå – slověne. Îäíàêî ðàçãîâîðíûì ïðàÿçûêîì è îáùåñëàâÿíñêèì ýòîò ÿçûê íèêîãäà íå áûë.  19 âåêå áîëüøóþ ñõîæåñòü è áëèçîñòü öåðêîâíîñëàâÿíñêîãî (ñòàðîìàêåäîíñêîãî) è ñòàðîáîëãàðñêîãî îòìåòèëè íåìåöêèå ëèíãâèñòû. Ýòîò ÿçûê ñåãîäíÿ â Áîëãàðèè íàçûâàþò ñòàðîáîëãàðñêèì. Ðîññèéñêèé ÿçûêîâåä, ñïåöèàëèñò ïî öåðêîâíîñëàâÿíñêîìó ÿçûêó, À.Âîñòîêîâ íàçûâàåò åãî «ñëàâÿíñêî-áîëãàðñêèì». Îäíàêî íà ñàìîì äåëå, åñëè ñëåäîâàòü èñòîðè÷åñêîé ëîãèêå òî Êèðèëë è Ìåôîäèé ãîâîðèëè è ïèñàëè íà äèàëåêòå äðåâíåáîëãàðñêîãî, ò.å. ñòàðî-ìàêåäîíñêîãî ÿçûêà îáëàñòè Ñàëîíèêè, êîòîðûé è ñòàë îñíîâîé äëÿ ò.í. «öåðêîâíîñëàâÿíñêîãî». Ðàçóìååòñÿ, ÷òî óæå â òî âðåìÿ â Åâðîïå ñëàâÿíñêèå ïëåìåíà ãîâîðèëè íà îòëè÷íûõ äðóãó îò äðóãà è êîí÷åíî îò ñòàðîìàêåäîíñêîãî ÿçûêàõ (Ìàêåäîíèÿ îáëàñòü â Ãðåöèè è òåðìèí «ñòàðî-ìåêåäîñíêèé» íå èìååò ýòíè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ñîâðåìåííîé Ìàêåäîíèè). ×àñòî â ëèòåðàòóðå óïîòðåáëÿåòñÿ òåðìèí «ñòàðîñëàâÿíñêèé», êàê áû íàìåêàÿ, ÷òî ýòî ÿçûê áûë îáùèì äëÿ âñåõ ñëàâÿí, íî ýòî íå òàê – òàêèì îáùèì ÿçûêîì äëÿ âñåõ ñëàâÿí åñëè è áûë òî «ïðîòîñëàâÿíñêèé», íî íàóêà çíàåò î íåì ìàëî.  òîò ìîìåíò, êîãäà ïèñüìåííûì öåðêîâíîñëàâÿíñêèì ÿçûêîì öåðêâè ñòàë ñòàðîìàêåäîíñêèé (ñòàðîáîëãàðñêèé), ñëàâÿíñêèå ÿçûêè íàðîäîâ Åâðîïû óæå èìåëè äîñòàòî÷íûå îòëè÷èÿ äðóã îò äðóãà è áûëè ïî÷òè ðàçíûìè ÿçûêàìè îäíîé ãðóïïû. Ïðàêòè÷åñêè ñóùåñòâîâàëî 2 ÿçûêà, ïèñüìåííûé è ðàçãîâîðíûé è îíè ñèëüíî îòëè÷àëèñü äðóã îò äðóãà. Ïîñòåïåííî â ñðåäíèå âåêà íàðîä ñòàíîâèëñÿ áîëåå ãðàìîòíûì, ÿçûêè ðàçâèâàëèñü è ïîñòåïåííî â öåðêîâíîñëàâÿíñêèõ òåêñòàõ 14-16 âåêîâ, ïîÿâëÿåòñÿ âñå áîëüøå ñëîâ ðàçãîâîðíîé ðå÷è. Âûñîêèé ñòèëü öåðêîâíîñëàâÿíñêîãî âûòåñíÿåòñÿ åñòåñòâåííûìè îáîðîòàìè è ëåêñèêîé æèâîé ðàçãîâîðíîé ðå÷è íàðîäà. Òàê ïðîèçîøëî ïî÷òè âî âñåõ ñëàâÿíñêèõ ÿçûêàõ, êðîìå ðóññêîãî. Òàê, íàïðèìåð òåêñò «Ñëîâà î ïîëêó �ãîðåâå» äîøåë äî íàñ íå â îðèãèíàëå, à â ïåðåïèñè ñîñòàâëåííîé äëÿ öàðèöû Åêàòåðèíû, êîïèè ñäåëàííîé ìîíàõàìè â Ïñêîâå, ÷òî òàêæå îòëîæèëî ñâîé îòïå÷àòîê. Íî, òåì íå ìåíåå, „Ñëîâî” íàïèñàíî íà ïèñüìåííîì ëèòåðàòóðíîì ÿçûêå òîãî âðåìåíè, ò.å. íà öåðêîâíîñëàâÿíñêîì, íî íåñåò â ñåáå öåëûé ïëàñò ðàçãîâîðíîé ðå÷è Ðóñè, êîòîðûé ÷åòêî óêàçûâàåò íà îñîáåííîñòè ðàçãîâîðíîãî ÿçûêà Êèåâà òîãî âðåìåíè. Òàê â íà÷àëå àâòîð „Ñëîâà” óïîòðåáëÿåò ñëîâî öåðêîâíîñëàâÿíñêîå „íà÷ÿòè», íî ïîòîì ïåðåõîäèò íà «ïî÷íåìú æå, áðàòèå» è äàëåå ïî òåêñòó èñïîëüçóþòñÿ: «ïîëîíåíó, õîùó áî, ïðèëîìèòè, ïðèëîæèòè, ñâåäîìè, òðóáàìè ïîâèòè, ÿðóãû èìü çíàåìè, Çàðÿ ñâåò çàïàëà, îêñàìèòû, êîïèåìú ïðèëàìàòè, ñàáëÿìú ïîòðó÷ÿòè, ñú çàðàíèà äî âå÷åðà, êðîâàâàãî âèíà íå äîñòà, î÷èìà ñúãëÿäàòè, ïîãàíûõú, óæå êíÿæå òóãà óìü ïîëîíèëà, çàñòóïèâú êîðîëåâè ïóòü, çàòâîðèâú Äóíàþ âîðîòà ñóäà áîæèà íå ìèíóòè, òî ïî÷íóòú íàþ ïòèöè áèòè». Íå íóæíî áûòü ëèíãâèñòîì, äëÿ òîãî ÷òîáû óâèäåòü, ÷òî äàííûå ñëîâà è îáîðîòû õàðàêòåðíû äëÿ ñîâðåìåííîãî óêðàèíñêîãî ÿçûêà. Òàêæå õàðàêòåðíî îòëè÷èå îêîí÷àíèé ãëàãîëîâ: ïîâûòû, êíÿæûòû â îòëè÷èå îò ðóññêèõ ãîâîðèòü, êíÿæèòü. Öåðêîâíîñëàâÿíñêèé èñïîëüçîâàëñÿ êàê ïèñüìåííûé ÿçûê âî ìíîãèõ ñòðàíàõ - Õîðâàòèè, Ðóìûíèè, Ñåðáèè, Áîãåìèè (×åõèÿ), çåìëÿõ Ïîëüøè, êíÿæåñòâàõ Ìîñêîâèè è çåìëÿõ Ðóñè è êàê ïèñüìåííûé äëÿ íå ñëîâÿíñêèõ ÿçûêîâ Ìîëäîâû. Öåðêîâíîñëàâÿíñêèé, êàê è Ëàòûíü, áûë íàäíàöèîíàëüíûì ÿçûêîì.  êàæäîé ñòðàíå ìåñòíûå òåêñòû ïîñòåïåííî ïðèîáðåòàëè ýëåìåíòû ðàçãîâîðíîãî ÿçûêà íàðîäîâ ýòèõ ñòðàí. Öåðêîâíîñëàâÿí

коллега 11.01.2007 20:30 (#)

а Вы сами-то прочли?;)

Похоже Вы поймали тот же глюк, что и я)) Он так реагирует на символы, не входящие в 1251 (видимо там была украинская i ))

(написано анонимно) 25.01.2007 20:55 (#)

Обычно хоть нет проблем с кодировкой... По каковски это?

(написано анонимно) 10.01.2007 20:48 (#)

раньше все было несколько по другому:)))

вот живет племя, а группа товарищей отселилась и стала жить за воооооон тем холмом. Там больше грибов-ягод, а они ягоды собирать больно хорошо умеют. Вот и получилось новое племя. А тут всякие кочевники бегают - надо переселится. Встало племя, и прошло немного в сторону. И стало там жить, а с прошлым племенем связь утеряло. Стало развиваться по другому, стал немного менятся язык... Потом еще продвинулось.. Чем дальше в прошлое - тем меньше границ и полосатых столбиков - народы кочевали, гуляли, меняли место жительства...

Киевлянин - 17:48:53 10.01.2007 21:15 (#)

То что раньше было по другому, так кто же спорит?

Раньше и глина была другой, а о людях и говорить неча... Вот только совремённая прямая логика не всегда может объяснить не только предполагаемые действия наших пращуров, но и конкретные исторические факты. Это касается и того, что чем дальше в прошлое - тем меньше границ, то это не есть истина. В прошлом никто так не гулял как Вы описали (если говорить о периоде становления языка в человеческих племенах), потому как мигрировали на ПМЖ, как и сейчас только по ОЧЕНЬ важным соображениям и причинам.Границы устанавливались природой болеё жёстко чем сейчас - где холодно и голодно живётся неохотно, а где наоборот - тесно! А вот когда уже образовались народы - появились и границы административные - хотя поначалу и без полосатых столбов. По причине усиленного размножения населения и их правителей! А развитие языка и наречий - это немного другая, очень обширная тема...

(написано анонимно) 10.01.2007 17:29 (#)

тоесть вы хотите сказать

что разные народы просто учились языку в одно и тоже время? и таким образом язык у них схожий, а физически народы разные?:) а вообще всё живое на планете произошло от простейших, так что человек и генокок - братья к примеру

(написано анонимно) 10.01.2007 14:47 (#)

ЭЦН Вы бы книжки по истории что ли прочли бы какие,за исключением Фоменки разумеется.Татищева например или ,скажем Костомарова.А так оно конечно,все произошли от Адама и соотвественно Евы.

(написано анонимно) 09.01.2007 14:55 (#)

"Украинский - это не язык. Украина - это не страна.". И чего это украинцы нас так не любят? Разве мы их оскорбили чем?

(написано анонимно) 09.01.2007 18:18 (#)

так и представляю толпы патриотов

гоняющих лысого под фразы "украина - не страна". "О , да! украинцы - не люди. Скажи это еще крошка... Украина переводится как окраина... кончаю". тьфу

Киевлянин 09.01.2007 19:21 (#)

Да, логика у пана Годика ещё та...

Немного ранее Московия специально называлася Московией, чтобы быть более похожей на Россию! А до неё Золотая Орда специально называлася Золотой, чтобы уж совсем походить на Россию. (Золотые куполаааа...). Жаль бацька Лукашенка совсем фамилией не россиянин, а то бы давно Белоруссию объединил в единое государство с Россией. Не повезло Белой Руси в натуре. Что заметно в последнее время - в логике патриотов? - где бы что не случилось в мире - всё имеет отношение к Рассее - кто плюнул не туда - это из-за любви к ней - матушке, а что сказал хорошего о своей стране - то из-за вредности к ней-же...

(написано анонимно) 10.01.2007 02:06 (#)

Если конечно, признавать украинский отдельным языком вообще

Господа украинцы, подайте что ли в суд на гадика, пусть вам денег заплатит.

sorok 10.01.2007 02:07 (#)

Товарищ Годик, Вы большой ученый.В языкознаньи знаете Вы толк. Что то я не пойму, чего хочет автор - унизить таким дешевым способом украинский народ и украинскую государственность или просто вы№;нуться

(комментарий удалён)
(написано анонимно) 10.01.2007 20:25 (#)

печально, что в наще время любой безграмотный долбоёб может купить научное звание

User rabnight, 18.01.2007 17:44 (#)

А...

из каких соображений Вы подумали, что он его купил?)

(написано анонимно) 11.01.2007 14:22 (#)

Все верно. Никакой тысячелетней истории у украины нет. А единый язык - это суржик который? Слепили УкрССР из того, что было, теперь вот мучаемся...

sorok 12.01.2007 02:34 (#)

А зачем ты напрасно мучаешься? Сходи к доктору

(написано анонимно) 12.01.2007 03:27 (#)

правильно. Зря добрые и умные русские создали в лаборатории плохих и вредных украинцев. Теперь добрые русские страдают. Все беды у русских потому что они очень умные и православные

(написано анонимно) 13.01.2007 15:44 (#)

Товарисчи имперцы никак не могут понять, что явление распада империи включает в себя и смерть исторической мифологии. Это у них вызывает нервную истерику. Очень хочется быть сверхчеловеком, а тут такой облом. Оказывается, что ты собой представляешь только то что собой лично представляешь. Принадлежность к титульной имперской нации ничего не значит. Обидно, однако.

(написано анонимно) 15.01.2007 16:16 (#)

во во

обидно признавать что не все деяния русских были умными добрыми и хорошими... так обидно, что даже не хочется

User rabnight, 18.01.2007 17:46 (#)

да

успокойтесь, право... Это всё Ваши комплексы)

Анонимные комментарии не принимаются.

Войти | Зарегистрироваться | Войти через:

Комментарии от анонимных пользователей не принимаются

Войти | Зарегистрироваться | Войти через: