Не каннает
Автору "Утомленных солнцем-2" многое удалось. Ему удалось снять кино за $55 миллионов. Ему удалось пробить премьеру в Кремлевском дворце. Ему удалось с новой картиной влезть в основную конкурсную программу Каннского фестиваля.
Последнее было необычайно трудно из-за чисто формальных препятствий. Метраж картины превышал те рамки, что приняты на этом киносмотре. И режиссеру пришлось согласиться на сокращения. Проблема еще была в том, что показ нового фильма в Канне предварен был широким прокатом не только в Россиии, но и в странах Балтии и на Украине. По этой причине участие "Утомленных-2" в конкурсе противоречило регламенту фестиваля. Дирекция в порядке исключения правила нарушила - как полагают эксперты, под давлением той дистрибьюторской фирмы, что занимается прокатом михалковской картины за рубежом.
С утра 23-го, в день, когда должен был завершиться Каннский кинофестиваль, многие друзья уверяли меня, что Михалков не останется без какого-нибудь приза. Ну, невозможно, говорили они в один голос, чтобы он улетел с пустыми руками. Для него устроители чего-нибудь да придумают. Вот недавно в Венеции придумали позолоченного спецльва. Здесь, на Лазурном берегу, могли бы вырастить позолоченную спецпальму.
Но не смогли.
Велики возможности Никиты Михалкова, но не безграничны. Об этом создатель "Предстояния" не подумал и пожаловал на фестиваль собственной персоной. Пожаловал в надежде... Если не на награду, то на возможность как-то поспособствовать продвижению картины на западном кинорынке.
Решение каннского жюри подтвердило общее мнение: "великий фильм" оказался далеко не великим. И есть такая точка зрения, что даже не фильмом. Госпожа Ямпольская считает "Утомленных-2" больше чем фильмом. И в этом, полагает она, его проблема - и объяснение, почему квалифицированное жюри Каннского фестиваля прокатило создание Никиты Михалкова.
Точка зрения большей части экспертного сообщества состоит в том, что "УС-2" - финансовая кинопирамида, типа той, какую в свое время возвел Мавроди. Такого рода сооружения поражают своим стремительным ростом, а затем - внезапным обрушением.
Блогосфера злорадствовала. Кинокритики, если и обрадовались, то тем, что подтвердились кое-какие незыблемые истины. Что дважды два все-таки четыре. Что Земля имеет форму шара. Что она вертится, а не стоит на трех китах, одним из которых является председатель СК РФ.
Наконец, что фильм Никиты Михалкова - пустой номер, стоивший налогоплательщикам и инвесторам больших денег.
Теперь Михалкову и его верным оруженосцам предстоит трудная работа по объяснению и по оправданию провала.
Она уже идет.
Самое первое: провала никакого не было и нет. Туристическая публика на вечернем показе в фестивальном дворце громко и стоя аплодировала, чем тронула режиссера до слез. (Как до слез его тронуло переизбрание председателем в Гостином дворе.)
Второе: если кто и виноват в провале (которого, напоминаю, не было), так это антипатриотическая кинокритика с ее злобным нравом.
Третье: дело не обошлось без тщательно скоординированной кампании против комдива Котова и его дочери Нади. (Мы еще услышим от Михалкова, какие суммы были потрачены северо-атлантической либеральной диктатурой на дискредитацию "великого фильма". Сейчас компетентные органы подсчитывают, сколько бы она могла стоить.)
Третье: публика дура. Критикам лечиться надо. Ветераны не смогли вытерпеть картину, потому что выжили из ума. Молодежь не успела его набраться.
Далее. Наставления инвесторам, которые должны понять, что картина такого уровня, как "Предстояние", в принципе неокупаема и что они, потратившись, должны этим гордиться.
Начальство должно понять, что стране нужны картины "большого стиля", подобные "Предстоянию", и что оно, начальство, по-прежнему в большом долгу перед Михалковым. ($5 миллиардов на бочку - и он обеспечит отечественной киноиндустрии процветание.)
Население должно обеспокоиться: не выдержав испытания просмотром "Утомленных", оно погибнет. Если завтра война (Великая, Отечественная).
Шутки шутками, а положение лидера национальной киноиндустрии как выдающегося кинорежиссера нашей эпохи хуже председательского -если иметь в виду ситуацию в СК РФ, где раскол час от часу становится все глубже и необратимее.
К тому же есть признаки, что и на верхних ступеньках властной пирамиды отношение к первому лицу в нашей культуре уже не столь коленопреклоненное. Публикация колонки Ирины Петровской в "Известиях", резкий выпад против Михалкова в эфире "ТВ Центра" косвенно о том свидетельствуют.
После Ванкувера, с точки зрения профессиональных патриотов, Канн - самое чувствительное поражение, поскольку Михалков давно уже отождествляет себя с православной Русью.
Режиссер летел на Лазурный берег со щитом; вернулся на щите. И это всем понятно. И понятно, что он поставил под удар продавленную им реформу киноиндустрии, о сомнительности которой говорили многие. И господин Путин, возможно, теперь догадывается, сколь неосмотрительно он позволил своему другу проесть себе плешь.
Что остается в этой ситуации сделать самому Михалкову? По всей вероятности, он еще больше распустит свой павлиний хвост. Теперь у него будет другая роль - не триумфатора, а непонятого, травимого, гонимого гения, которого поймут и оценят через века.
Блоги
Статьи по теме
Длинно, нецензурно, шероховато
Аркадий Аверченко в свое время так отреагировал на самотечный опус: "Длинно, нецензурно, шероховато". Применительно к "Предстоянию" это исчерпывающая рецензия. Но у фильма есть и адвокаты. Это, как правило, дамы. Одна сказала, что после фильма почувствовала себя вернувшейся с фронта.
Никитовый УС
Рекордный бюджет, десять лет работы, визит Путина на съемочную площадку, премьерный показ в Кремле, мощная реклама в преддверии юбилейной даты... И вот - разгромные рецензии, глумление в блогах и вероятный провал в прокате. "Великое кино о великой войне" не оправдало ожиданий. Предлагаем подборку откликов на фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние".