статья Предъявите монументы

Илья Мильштейн, 14.10.2013
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Во-первых, он внешне похож на Дзержинского. Острая бородка, истощенное лицо, печально-безумный взор. Ну вылитый Феликс Эдмундович. Только добрый.

Во-вторых, статуэтка с его изображением стояла на заваленном совсекретными донесениями рабочем столе самого Юрия Андропова. А это имя священное для тех, кто служит сегодня на Лубянке, да и для самого гаранта. Значит, взять эту статуэтку, порывшись в ящиках музейного письменного стола. Увеличить до циклопических размеров монумента и переместить на площадь.

Да, конечно, памятник выйдет несколько иной. Феликс стоял пешком, а Дон Кихот будет на лошади, причем указанная лошадь должна быть так же худа, как и всадник. Одеть его следует тоже по-другому: рыцарские латы вместо сутулой шинели, копье в дрожащей руке, щит поперек впалой груди. Зато символика какая правильная, понимаете? Щит и типа меч! Так еще фильм назывался, который произвел неизгладимое впечатление на Путина и указал ему верную дорогу в жизни.

Короче, достали уже эти споры про Дзержинского на площади Лубянка. Пора прекращать дискуссии. Надо решать проблему.

Главная проблема заключается в том, что разборки вокруг пустующей клумбы перед комплексом зданий НКВД РФ являются постоянным источником дестабилизации. Бывало, легендарный депутат Харитонов вносил на рассмотрение Думы законопроект о реинкарнации статуи первочекиста - и вся нижняя палата, а вслед за ней и политически активные граждане России буквально стояли на ушах, обсуждая эту инициативу. Потом, помнится, Лужков ностальгически восхищался "безупречностью" снесенной "скульптурной композиции" и предлагал восстановить памятник, что тоже сеяло смуту в душах и умах. Да много кто вносил и сеял смуту.

Или вот стало известно, что на реставрацию старых монументов выделено 50 миллионов рублей, из них чуть ли не половина на Дзержинского, и вице-спикер Мосгордумы Метельский сразу высказался на сей счет: мол, отреставрируем и вернем на место, непонятно только, зачем убирали. Чуть позже, правда, ему разъяснили, как и почему убирали железного Феликса, и он вроде взял свои слова назад, а спикер Платонов сообщил, что Мосгордума эти вопросы вообще не решает, но осадочек опять остался неприятный. Опять в воздухе отчетливо запахло полемикой. С исторической помойки.

Дело ведь не в Дзержинском, если углубляться во все эти споры, но опять-таки в символике. Покойный глава ВЧК олицетворяет кровь и террор гражданской войны и массовые репрессии в мирное время, и все, кто выступает за его возвращение на Лубянку, явно стремятся восстановить в правах палачество. В эпоху возобновления политических процессов он будет как-то особенно уместно смотреться в центре Москвы.

Это будет правдивый памятник. Честный такой и смачный плевок на могилы миллионов убитых и замученных в советских лагерях и тюрьмах, однако во времена управляемой демократии и прочих чекистских изысков саморазоблачения ни к чему. Оттого высшая власть, хоть и воспитанная на гэбешных образцах взаимоотношений с обществом, постоянно колеблется, размышляя на заданную тему, и по выступлениям московских начальников мы можем отслеживать частоту этих колебаний. Вроде приняли решение – и отступили. В конце концов проще снять Лужкова, чем поставить Дзержинского.

И место пустует.

А между тем водружение Дон Кихота на Лубянской площади сразу могло бы решить целый ряд проблем по принципу "и волки сыты, и общество не растревожено". С точки зрения демократически настроенных граждан памятник будет олицетворять столкновение рыцаря с чудовищем, то есть безысходную романтику противостояния России и опричнины. Вечный бой страны с ветряными мельницами, чьи жернова уже перемололи десятки поколений соотечественников. А с точки зрения власти картина будет выглядеть иначе. Мол, только сумасшедший, вообразивший себя невесть кем, рискнет воевать с чекистами.

Ну и чисто визуальное сходство, о чем уже выше сказано. Если взирать на него издали немигающим полканистым взором, из лубянского громадного окна, к примеру, то вроде Дзержинский на лошади сидит. Если же, тряся бороденкой и посверкивая очками, приблизиться к монументу, то ясно, что на памятнике изображен Дон Кихот. Возвысивший свое копье против комплекса зданий НКВД РФ.

Это будет умиротворяющий и где-то даже государствообразующий литературный памятник. На фоне общероссийских неурядиц и взрыва гражданской войны в Бирюлеве такая духовная скрепа в центре Москвы может заметно посодействовать смягчению нравов. Других способов все равно не видно.

Илья Мильштейн, 14.10.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме