Любовь побеждает смерть
Должен сознаться, сама мысль о том, что франко-британская комедия "Смерть Сталина" выйдет на экраны российских кинотеатров, вызывала у меня оторопь. Просто невозможно было вообразить эту картину: режиссер Армандо Ианнуччи на деньги натовских продюсеров снимает в сатирическом ключе кино про наш 1953 год - и Минкульт безропотно выдает ему прокатное удостоверение, и неравнодушные граждане покорно покупают билеты и занимают места в зале, где смеясь расстаются со своим прошлым. Все, что мы знаем про Минкульт с Мединским и неравнодушных граждан с канистрами, резко противоречило этой благостной картине.
Между тем до вчерашнего дня происходило нечто совершенно небывалое в современной России. Минкульт безмолвствовал. Общественность отмалчивалась. Разве что знаменитый наш культуролог-ракетчик Павел Пожигайло сообщал корреспонденту ВВС, что "если в фильме будет намек на какую-то любовь Иосифа Виссарионовича и Никиты Сергеевича, в западных фильмах такое практикуется", то этому безобразию будет поставлен заслон. Но он ошибся, бедняга, спутав традиции зарубежного кино с живой российской литературной классикой, после чего более на заданную тему не высказывался. Дошло до того, что ведомство Мединского выдало картине прокатное удостоверение, и почудилось уже, что непоправимое вот-вот случится. "Смерть Сталина" покажут в наших кинотеатрах.
Меня это событие очень огорчило. Получалось, я совсем не знаю страну, в которой прожил столько лет и о которой пишу. И о начальстве, управляющем ныне культурой, тоже ни малейшего понятия не имею. Неверно себе представляю министра Мединского. Превратно толкую про Павла Пожигайло. Как это нередко бывает с людьми, оторвавшимися от родной почвы.
Оттого так радовался я весь вчерашний день, поглощая свежие новости про Сталина и его смерть. О закрытом просмотре в Минкульте, после которого Никита Михалков заявлял, что "такие фильмы просто не должны до России доходить", а Елена Драпеко сулила "сильный пожар от этого фильма". Читая в государствообразующей газете нелестный отзыв о "потомках наших союзников по антигитлеровской коалиции", которые не постеснялись в рамках "пропагандистской войны" снять "самый тошнотворный фильм про СССР в новейшей истории". Последовательно, буквально в течение нескольких часов узнавая о том, что кино сперва отложено до лета, дабы не оскорблять ветеранов Сталинградской битвы, потом запрещено в прокате, а вот уже и отправлено на юридическую экспертизу. С целью выяснить, не поглумились ли англичане, французы и отечественные прокатчики над чувствами россиян, которые комедию не увидели и не увидят.
Это была радость узнаванья. Ясное подтверждение тому, что находящийся в послании автор этих строк не утратил на чужбине связей со своей страной и что-то самое главное о Родине знает. Нечто такое, чего гордый взор иноплеменный не просечет.
В частности, ту неоспоримую истину, что начальство в России всегда знает, какие книги, фильмы, произведения живописи народ одобрит, а какие гневно осудит. Что начальство в России порой долго чешет голову, выискивая, чего бы еще запретить, но если уж обнаружит крамолу, то кидается на нее всей руководящей толпой и долго на ней топчется. Странно даже, что сатирическая комедия про советских вождей и военачальников, причем основанная на реальных фактах, чуть не дошла до кинотеатров. Закрадывается подозрение, что в системе произошел сбой и начальство, утомленное разнообразными прежними скандалами - с огнеопасной "Матильдой", с Кириллом Серебренниковым, с диссертацией Мединского, наконец, - как-то отвлеклось и вовремя не распознало русофобскую провокацию. Вот и пришлось спешно организовывать "обращение юристов" и собирать общественный совет при Минкульте, а там уж пошло как по маслу. Все высказались, все возмутились, всех объял ужас - и отстояли Сталина, Берию и Гулаг.
Хотя не исключено, что в ходе скандала замечательным образом проявилась чиновная мудрость министра культуры. Он, быть может, терпеливо выжидал удобного момента, чтобы расправиться со своими давними врагами-прокатчиками. Неделю назад они схлестнулись с ним, требуя немедленно восстановить в прокате перенесенные было на февраль иностранные фильмы, и Мединского заставили переменить решение. Теперь же он взял реванш, пресекая вредительскую вылазку западных агентов влияния под личиной коммерсантов. Заодно и по карману им вдарил. Денег же было много истрачено - и на закупку, и на рекламу, и на озвучку этой франко-британской идеологической диверсии. Правда, прокатчики могут подать в суд на Минкульт, но бюджетных средств министру не жалко, да и едва ли его враги одержат победу. Мало ли у нас ограбленных и проигравших в тех судах, где им противостояло государство.
А главную победу мы с Владимиром Ростиславовичем и его заединщиками можем праздновать уже сейчас. Я верил в них, настоящих постсоветских патриотов, сталинских орлов, верных русланов агитпропа, как может быть себе не верю, и они не подкачали. Единственная просьба: в другой раз не надо так томить и пугать, склоняя к мысли, что в путинской России вдруг взяли и отменили цензуру. Это ведь мысли не только дурацкие, но и опасные. Один раз промедлили, другой, в третий раз не уследили - и внезапно услышали хохот. Кто, спросили, хохочет? А россияне смеются: над Сталиным, над Минкультом, страшно сказать над кем. Дома и за границей, по всей земле. Жуткая вообще картина, святотатственная, оскорбление чувств, сплошной экстремизм. Не доводить бы россиян до греха.
Блоги
Статьи по теме
Взять на прокате
Воспользовавшись очередной хамской выходкой Владимира Ростиславовича, его противники организовали вставание с колен кинопрокатчиков, призывающих Медведева покончить с волюнтаризмом в прачечной. Друзья Мединского наносят контрудар, указывая главе кабинета на то, как ему повезло с министром культуры.
Любовь и "Смерть Сталина"
"Если в фильме будет намек на какую-то любовь Иосифа Виссарионовича и Никиты Сергеевича, в западных фильмах такое практикуется, то, наверное, это будет не очень допустимо", - заявил Пожигайло, и это прозвучало диссонансом после всех его мудрых и патриотичных речей. Это опечалило как минимум по двум причинам.
Матильда в Октябре
"Матильду" не смотрел и не буду, но скажу: фильм состоялся. Хотя и вышел, по-видимому, маловысокохудожественным, пусть и зрелищным. В силу картонности отдельных персонажей и некоторой халтурности сценария. Зато очень своевременным. Подобно роману "Мать", который Ленин хвалил за актуальность, удалось это кино, но с полезным обратным знаком.