Двуусый орел
Награды Национальной киноакадемии искусств и наук "Золотой орел" нашли тех героев, миновать которых не могли по определению.
Фильм "12", представленный в шести номинациях, получил пять статуэток, в том числе самые весомые - за режиссуру, за мужскую роль (в количестве 12 статуэток), за музыку, за монтаж и за лучший фильм.
Что-то перепало и другим кинематографистам. Во-первых, номинальный глава Академии - режиссер Владимир Наумов - не остался внакладе. Он получил статуэтку "за вклад".
Во-вторых, не в обиде должен был быть Станислав Говорухин, чей киноводевиль "Артистка" приобрел три "орла" - за лучшие роли второго плана (Александр Абдулов и Мария Аронова) и за лучшую женскую роль (Евгения Добровольская).
Внакладе и в обиде картина Веры Сторожевой "Путешествие с домашними животными", удостоенная премии ММКФ и имевшая шесть номинаций на "Золотом орле", но так вообще ничего не получившая. Другой фаворит сезона - "Простые вещи" Алексея Попогребского - удостоился "орла" за сценарий.
Самый же спорный фильм сезона, расколовший кинематографическое сообщество, - "Груз 200" Алексея Балабанова - просто не попал ни в одну номинацию национальной кинопремии.
Надо сказать, что и "12" стали своего рода яблоком раздора в профессиональной среде. Кинокритика его в целом не приняла: при недавней раздаче "Белых слонов" Гильдии кинопрессы России михалковская картина фигурировала в одной номинации - актерской, в которой, впрочем, не смогла победить.
Присужденный в Венеции первому лицу нашего кино "Золотой лев", подаваемый самим автором и некоторыми благосклонными к нему СМИ как главная награда фестиваля, на самом деле является всего лишь утешительным призом. К тому же, как считают кинематографисты, знакомые с венецианской кухней, второстепенная награда нашла героя не без спецусилий, предпринятых самим героем в закулисье фестиваля.
Вообще надо заметить, что чем далее слабеет художественный дар некогда очень талантливого мастера, тем более изощряется его способность интриговать на внеэстетической поляне.
Господин Михалков все больше напоминает Охотника из шварцевской пьесы "Обыкновенное чудо". Он все тщательнее заботится о наградах и справках, удостоверяющих его превосходство над коллегами, и все менее достоин получаемых им наград.
"12" - единственная режиссерская работа Михалкова за последние восемь лет. Зато на карьерно-бюрократическом поприще ему действительно нет равных. Он успел пару раз переизбраться на должность председателя Союза кинематографистов РФ. (Во второй раз это было сделано сомнительным образом. Авторитет Никиты Сергеевича среди коллег год от года тает. Недаром он так тянет с созывом очередного cъезда.) Он президент ММКФ, он контролирует национальный комитет по отбору фильмов, претендующих на "Оскара" в номинации "лучший иностранный фильм", он руководит Российским фондом культуры, он поставлен во главе Общественного совета при Министерстве обороны, и он является безотказным доверенным лицом Первого лица Российской Федерации.
И наконец, его главное свершение последних лет - Национальная академия кинематографических искусств и наук. Напомню: она была затеяна Михалковым после нескольких его безуспешных рейдерских атак на "Нику" с целью ее отнять у Юлия Гусмана и взять под свой личный контроль. В результате шесть лет назад началась война двух национальных премий - "Золотого орла" и "Ники" - за право не только называться, но и быть "главной".
Рядовые кинематографисты-холопы были не против войны панов. У холопов нынче чубы не трещат. Напротив, они довольны. Как бывают довольны телята, сосущие двух маток. Раз две премии, значит, вдвое больше сладких пряников. На "Нике" дают статуэтку, дарят овации, теплые слова и ключи от машины. А на "Орле" - опять же статуэтку, овации, слова и пластиковую карточку, на которой деньги лежат (в этом году - по 5000 евро).
До недавних пор равновесие в расколотом киносообществе кое-как держалось. Но теперь ситуация обострилась. С ростом национальной киноиндустрии стало появляться больше фильмов, имеющих общественный резонанс, вызывающих споры среди критиков и самих кинематографистов. Не только академии судят фильмы, но и фильмы начинают "судить" национальные премии. Не только режиссеров отбирают на церемониях, но и режиссеры, случается, выбирают церемонии. Так, Александр Сокуров в этом году отказал в доверии "Золотому орлу" и, возможно, откажет "Нике", но проявил благосклонность к "Белому слону" и был вознагражден победой в номинации "лучшая женская роль" - статуэтку получила Галина Вишневская, сыгравшая главную роль в фильме "Александра".
В связи с обострившейся конкуренцией гораздо большее значение приобретает репутационная сторона каждой из кинопремий: речь идет о заинтересованности мастеров российского кино в честной спортивно-художественной борьбе.
Между тем не секрет, что у "Золотого орла" как раз с имиджем и проблемы. Слишком всем очевидно, что сама академия - лишь инструмент в руках Никиты Михалкова, коим он в этом году воспользовался для удовлетворения собственных амбиций в полной мере. На этот раз он всем продемонстрировал, что хозяин - барин. Кого хочу, того двигаю в номинанты. Кому хочу, тому выдаю статуэтки и пластиковые карточки.
Устроители церемонии не очень-то и заботились о впечатлении незапланированности результатов голосования академиков. Коллектив актеров, выдвинутый в номинации "лучшая мужская роль", присутствовал на церемонии в полном составе. И каждый из них получил по персональному "орлу".
Но еще более веским мне кажется одно косвенное свидетельство закулисных манипуляций команды Михалкова. До объявления номинантов премии Николаю Досталю, режиссеру сериала "Завещание Ленина" (он стал обладателем статуэтки в номинации "лучший сериал"), позвонили из аппарата Академии с вопросом: какого актера из своего фильма он желал бы видеть в номинантах?
- А можно двух - Класса и Капустина, сыгравших Варлама Шаламова на разных возрастных этапах?
- Нет, что вы. У нас устав премии этого не позволяет. Давайте кого-нибудь одного.
Через пару дней снова звонок. Радостный.
- Вы хотели, кажется, двух актеров - пожалуйста.
Видимо, строгий устав удалось подкорректировать в интересах будущего триумфа 12 актеров во главе со старшиной присяжных заседателей Никитой Михалковым.
Теперь мы знаем, что спектакль удался. На очереди - следующий спектакль: триумф на "Оскаре". У Михалкова, как свидетельствуют его друзья, действительно длинные руки.
Сейчас уже стало совершенно очевидно, что в этом году хозяин-барин сделал золотоорловскую церемонию стартовой площадкой в борьбе за голливудскую награду. 16 "орлов" Михалкова дружно махнули крыльями заокеанскому дядюшке Оскару.
Коллега режиссера на условии анонимности сообщил, что подготовительная работа в Голливуде уже ведется.
Уже последовала со стороны Михалкова подсказка мизансцены вручения ему "Оскара" - получить желанную статуэтку он должен непосредственно из рук Сиднея Люмета, классика американского кино и автора "Двенадцати рассерженных мужчин" 1957 года. Как бы это было эффектно!
Надо знать склонность американских академиков к мелодраматическим эффектам, чтобы понять: такая придумка будет за океаном оценена.
А Михалков, как шварцевский Охотник, весь в ожидании того сладостного момента, когда ему поднесут на блюдечке очередной сертификат, удостоверяющий его меткость. При этом он не устает повторять, что трудится не для наград и что они ему совершенно не нужны.
Статьи по теме
Предавший лестью
И те, кто целил в Михалкова, с неожиданной радостью для себя попали в Путина, который стал главной жертвой михалковского творчества. Равноудаленный от всех на своем Олимпе, запутавший страну своими играми в третий срок и в "Угадай преемника", он стал жертвой собственных технологий, основанных на унижении людей. Не ведая, что творит, его опустил Никита Сергеевич - до своего уровня.
Искусство как прием
Академия кинематографических искусств и наук присудила своего главного "Золотого орла" ничем не выдающемуся фильму "72 метра". Это странное решение объясняется деловыми соображениями патрона академии Никиты Михалкова. Главному начальнику российского кино не откажешь в умении хорошо обставить свои мероприятия.