Радости и разочарования
На вкус и цвет товарища нет. И потому сегодня я предлагаю свой субъективный список восторгов и огорчений XXIII ММКФ. Большинство фильмов приобретены для российского проката, и потому читатель при желании сможет стать зрителем.
1. "Амели" (Жан-Пьер Жене) - соавтор Марка Каро по "Деликатесам" и "Городу похищенных детей" и создатель "Воскрешения Чужого" неожиданно снял лирическую и добрую комедию о любви. Но столь же изобретательную, сюрреалистическую и гениальную, как его предыдущие фильмы. Два часа экстаза.
2. "Кандагар" (Мохсен Махмальбаф) - еще одно кинематографическое путешествие к сердцу тьмы, снятое столь же ярко и чарующе, как и знаменитый "Габбех". Ступив на опасную почву кино про "очаги конфликтов", Махмальбаф сделал фильм про то, что даже посреди войны и хаоса продолжается жизнь и сохраняется человеческое достоинство. Красота - как дух из Писания: дышит где хочет. Один из самых красивых эпизодов - одноногие инвалиды, прыгающие по пескам к месту, куда упал протез, сброшенный на парашюте Красным Крестом.
3. "Совместная зона безопасности" (Пак Чан-вук) - даже не буду пересказывать сюжет, а то никто не поверит, что фильм о границе между Южной и Северной Кореей временами приближается по уровню к "Европе" фон Триера. Неожиданный шедевр от одной из самых модных кинематографий.
4. "Кинопробы" (Такэси Миике) - сорок минут мелодрамы, сорок минут саспенса, двадцать минут кошмара. Удивительная рефлексия над жанром "черного фильма". Разум мужчины засыпает, когда девушка начинает расстегивать платье, а сон разума порождает чудовищ.
5. "Трахни меня" (Виржини Депант, Корали Трин Ти) - На этот раз чудовища порождены сном женского разума. Гимн сексу и насилию, женский и куда более жесткий вариант "Прирожденных убийц". Секс снят с такими подробностями, что невольно думаешь - насилие в кадре тоже не имитировали и героини на самом деле прибили несколько человек во время съемок фильма. Картина, запрещенная во Франции и Канаде, похоже, выйдет в российский прокат нерезаной.
6. "Сексуальная тварь" (Джонатан Глэйзер) - На этот раз название обманывает. Ни единого сексуального эпизода - просто напряженнейший криминальный триллер, возвращающий жанр к его истокам. Никаких посттарантиновских смешков, никакой клюквенной крови - все по-настоящему. И до такой степени, что не можешь оторвать глаз от экрана.
7. "Маска обезьяны" (Саманта Лэнг) - еще одно посвящение film noir. Все как положено по жанру: частный детектив, роковая блондинка, таинственное убийство. Только детектив - лесбиянка, а жертва - молодая поэтесса. Весь фильм читают ее стихи, все больше про секс, член и вагину, а героиня по ним пытается угадать, кто же убийца.
8. "Полено" (Ян Шванкмайер) - классик чешского сюрреализма наконец-то добрался до жанрового кино и снял фильм ужасов про очень прожорливого Буратино. Получилось все равно смешно.
9. "Помни" (Кристофер Нолан) - уже вышедший на экраны фильм формально можно записать в программу ММКФ, потому что в ней-то он и был показан. Фильм разворачивается от конца к началу короткими кусочками по пять минут - потому что у героя такой вид амнезии: он не может удержать в памяти события, случившиеся раньше чем пять минут назад. Оставляя сам себе записки, он пытается найти убийцу своей жены. А зритель пытается понять - кого же он убил в самом начале фильма и в самом конце истории?
10. "День, когда я стала женщиной" (Марзийех Мешкини) - три истории о трех возрастах иранских женщин. Девочка, жена, бабушка. Свобода приходит чуть раньше смерти. Красивое и трогательное кино.
И - приз личных симпатий - фильму "В июле" (Фатих Акин), изящной и энергичной молодежной road movie.
"Мулен-Руж" (Баз Лурман) - увы, попытка перепеть все хиты прошлого века от "Битлз" до Дэвида Боуи не удалась. От кавер-версий чудовищно несет музыкальной продукцией компании "Дисней", мелькание на экране несколько утомляет, а сюжет нельзя воспринимать всерьез. Фанаты "Ромео + Джульетта" будут разочарованы.
"Пианистка" (Михаэль Ханеке) - у всех свои сексуальные проблемы. И это тот самый случай, когда попытка скрестить жесткую "бергмановскую" драму с натуралистичным насилием не взволновала меня. Но я видел зрителей, которые выходили из зала с онемевшим лицом, - как я после последних фильмов фон Триера.
"Опасный Бангкок" (братья Пан) - после Вонга Кар-Вая и Джона Ву этот фильм может считаться разве что ученической работой. Небездарной, но неизбежно разочаровывающей. Зато теперь зритель предупрежден и знает, что шедевра не следует ждать, - и потому явно получит больше удовольствия, чем я.
Хорошо, но много - Грани.Ру, 02.07.2001
Австралийская фиалка Монмартра - Грани.Ру, 10.05.2001
Изба-писальня (конкурс Граней.Ру)