"Нику" получил фильм "Возвращение"
Национальную кинематографическую премию "Ника" в номинации "Лучший игровой фильм" получила картина режиссера Андрея Звягинцева "Возвращение", сообщает РИА "Новости".
В почетной номинации "За честь и достоинство" приз получил режиссер Петр Тодоровский. "Открытием года" назван Андрей Герман-младший, автор фильма "Последний поезд". Лучшим режиссером стал Вадим Абдрашитов с фильмом "Магнитные бури". Данная картина получила также приз "Лучший сценарий", врученный Вадиму Минадзе. Актерами года стали Виктор Сухоруков (фильм "Бедный, бедный Павел"), Сергей Маковецкий ("Ключ от спальни") и Андрей Панин ("Шик"), получившие премии в номинации "Лучшая мужская роль". Среди женщин награду вручили Валентине Березуцкой (фильм "Старухи") и Инне Чуриковой ("Благословите женщину").
Приз за лучший неигровой фильм взяла "Нефть" Мурада Ибрагимбекова. "Полтора кота" Андрея Хржановского был признан лучшим анимационным фильмом.
Также жюри "Ники" отметило музыку Сергея Шнурова к фильму "Бумер". Лучшим оператором стал Михаил Кричман, снявший фильм "Возвращение".
Церемония вручения премии прошла в столичном Международном доме музыки на Красных холмах.
Справка
Премия ''Ника''
Приз "Ника" был учрежден в 1988 году Секретариатом Союза кинематографистов СССР. Эта профессиональная награда сначала присуждалась по итогам демократического голосования, в котором имели право принять участие все члены конфедерации Союза кинематографистов. С начала 90-х годов окончательное решение выносят своего рода киноакадемики, избранные из числа кинематографистов.
Трижды лауреатами "Ники" являются композитор Микаэл Таривердиев, звукооператор Екатерина Попова, художник Борис Бланк, а также режиссер Кира Муратова (дважды — за фильмы, еще один раз — персонально за режиссуру) и Сергей Бодров (его фильм "Кавказский пленник" отмечен в целом, за режиссуру и сценарий).
Mega.KM.ru
Дословно
Андрей Звягинцев
- Русские режиссеры, ездящие на фестивали, очень любят философствовать на темы собственных фильмов, объяснять их и говорить о послании, которое они несут зрителям. Вы будете вести себя так же?
Это черта русской культуры - она полагает, что для мира что-то несет, об этом Достоевский еще на открытии памятника Пушкину сказал. Как он сказал, так и повелось. Мы полагаем, что спасем Европу и весь мир, что мы нравственная нация. Мне это, скажем так, не чуждо, но меньше всего я хотел бы говорить перед фильмом... да и после него я не хотел бы говорить, о чем он. Я бы хотел оставить зрителя один на один с экраном, фильмом и видеть там то, что он увидит. Я себе установку дал, зарок, что не буду говорить о смыслах фильма. Не хочу разрушать тонкую материю, которая возникает между глазом смотрящего - его пониманием, интеллектом и культурой - и тем, что он увидит на экране. Не хочу вмешиваться в этот контакт.
- А не боитесь "недобросовестных трактовок"? Вот Сокуров заклеймил всю Европу разом за то, что там в его "Отце и сыне" кто-то углядел гомосексуальную подоплеку...
Давайте заключим соглашение - вы будете моим свидетелем. Я попробую дать обещание не вмешиваться в интерпретацию, какой бы она ни была. Мне очень нравится один пассаж у Кьеркегора в "Страхе и трепете" - по поводу героя и рапсода. Рапсод - человек, который восхищается подвигом героя, воспевает его, грубо говоря, тот, кто может увидеть чудо поступка, но никогда не сможет его совершить. Зато он сможет его воспеть, как не сможет герой. Герой, или поступок, или подвиг - в данном случае это фильм. Если фильм сделан и существует, будет смешно, если он будет сам себя комментировать. Если я начну говорить "нет, вы неправильно поняли мой поступок", то мой поступок сам себя дискредитирует. Когда герой совершает поступок, на него смотрят многие, но они считывают свои смыслы, и это уже их личное дело. Зачем я буду в это влезать, говоря "вы не так поняли, я другое имел в виду"? То, что я имел в виду, я знаю, но передать этого зрителю я не смогу никак, кроме как показав фильм.
- Вы-то себя ощущаете героем или рапсодом?
Конечно же, рапсодом - один из толпы, который по-своему прочел этот поступок. У меня своя интерпретация, свой взгляд на этот фильм.
Интервью "Газете", 27.08.2003