Гарри Поттер и источник силы
Скажу сразу: мне кажется, что это лучший из трех фильмов о Гарри Поттере. Возможно, дело в том, что я хотя и люблю книги Роулинг, но не могу отнести себя к фанатам Хогвартса – и потому меня не слишком заботит буквальное следование книге из расчета "столько-то кадров на каждую страницу". Да и к пятому тому фильмы придется делать длинной в минисериал.
Впрочем, в разговоре об экранизации таких книг, как романы о Гарри Поттере, не обойтись без нескольких слов о первоисточниках. Секрет успеха книг Роулинг в том, что автор удачно нашла баланс между сказкой-фэнтези-приключением и романом о школе и взрослении героев. По большому счету, если вычесть из книг сами-знаете-кого, то каждый том рассказывает о характерных возрастных проблемах школьников - от вхождения в детский коллектив до отношений между полами. В этом отличие "Гарри Поттера" от любого другого фэнтези, где Темный Лорд хочет погубить мир, а герой спасает мир к седьмому тому. Понятно, что юные читатели все равно читают про волшебство и чародейство, но возможностей для идентификации с героями у них много больше. В этом смысле книги Роулинг - педагогически-правильные книги, и можно только радоваться, когда дети их читают.
Опять-таки мир Гарри Поттера - во многом школьный мир, но только более интересный и, так сказать, прикольный. Хогвартс соотносится с реальной школой примерно так же, как НИИЧАВО Стругацких с советским научно-исследовательским институтом шестидесятых.
Похоже, что в первых двух фильмах главной задачей авторов было как раз создать этот волшебный школьный мир с его парящими в воздухе свечами, матчами по квиддичу и конкурентными отношениями между Гриффиндором и Слизерином. Задача была, вероятно, полностью выполнена - и продюсеры сменили режиссера. Вместо Криса Коламбуса ("Один дома", "Миссис Даутфайр") пригласили Альфонсо Куарона - человека, известного не столько осовремененной экранизацией Диккенса, но и скандальным фильмом "И твою маму тоже". Иными словами, режиссера для взрослых, а не для детей. Это вполне оправдано, если учесть, что и герои фильма понемногу взрослеют, – но следствием стало то, что "волшебная" атмосфера стала более колдовской и готической. От детей мало-помалу мы переходим к подросткам.
На этот раз никому нет дела до того, кто победит в матче или займет первое место по итогам года. Даже вопрос об отметках и уроках, вполне занимающий героев книги, сильно отодвинут на задний план. Зато Дамблдор из ходульного мудреца (даром что его играл вполне мной любимый – и ныне покойный - Ричард Харрис) превратился в немного безумного директора колдовской школы, а герои перестали быть милыми детишками, а стали угловатыми подростками – у Гермионы появились брюки, интерес к своей внешности и, как отметили, кажется, все рецензенты, маленькая, но все-таки грудь. На смену волшебной феерии пришли немного жутковатые подлинно английские пейзажи, колдовская ива, вой при луне и дементоры, черными гарпиями кружащиеся над поверженными Гарри и Сириусом. Это еще не назгулы, но уже и не кукольный Волан-де-Морт первого фильма.
Иными словами, пропорция между школьным романом и фэнтези смещена в сторону фэнтези. По дороге Куарон выкинул некое количество подробностей из книги – я знаю, что фанаты будут этим недовольны, но с точки зрения обычного зрителя фильм от этого только выиграл. Режиссеру удалось соблюсти баланс действия и психологического напряжения, красочных спецэффектов и внезапных поворотов сюжета. И, может быть, самое главное: пожертвовав несколькими второстепенными линиями сюжета и оставив без объяснений некоторые моменты (кто же составил волшебную карту? ответ можно узнать только из книги), Куарон выделил основной урок, который Гарри извлек из третьего года своей учебы: выделил кинематографическими средствами, а не благодаря тому, что повторил пять раз словами. Почти отказавшись от "школьной" линии, он не забыл о главном в книгах Роулинг – это книги о взрослении, своеобразные романы воспитания. Или, если угодно, самовоспитания – потому что с учителями Гарри не слишком везет.
(В этот момент те, кто не читал книгу и боится спойлера, откладывают статью и идут покупать билеты в кино, а остальные читают дальше).
Кульминацией фильма является атака дементоров на Гарри и Сириуса на берегу озера. Некоторое время Гарри удерживает их силой заклинания "экспекто патронус", но потом слабеет и падает. Дементоры вытягивают из Гэри Олдмена и его крестника душу – и в этот момент на том берегу озера появляется сияющий олень, рядом с которым Гарри видит фигуру своего отца. Дементоры улетают, герои спасены, Гарри счастлив, что отец и с того света явился к нему – не то призраком, не то фантомным воспоминанием (напомним также, что латинское patronus (заступник) происходит от pater (отец)).
Через двадцать минут выясняется, что патронуса в виде оленя вызвал сам Гарри – с помощью магической машины времени оказавшийся на другом берегу озера. Никакого отца не было – он видел сам себя.
Напомню, какое воспоминание давало Гарри силы противостоять дементорам: не первый полет на метле, как он пробовал сначала, а образы отца и матери, которые, как он сам признает, могут быть ложными. Иными словами, весь фильм Гарри занят тем, что сам создает себе источник силы: возможность устоять перед лицом материализовавшегося отчаяния и депрессии ему дает не что-то, что было в его жизни, а что-то, что он сам себе выдумал. Он находит магический источник не в своем прошлом, а внутри себя. Точно так же, как он сам приходит себе на помощь в финале фильма.
Собственно, это и есть момент взросления. Когда ты понимаешь, что кроме как на себя тебе не на кого рассчитывать. Ты сам должен быть себе и отцом, и матерью. Ты сам должен себе их придумать – и пройдет еще два года до того, как Снегг объяснит Гарри, что его отец не был таким уж прекрасным человеком, как Гарри верит. Но это будет уже неважно – сила, найденная в самом себе, остается с человеком на всю жизнь.
Статьи по теме
Гарри Поттер и источник силы
Третий - и лучший - из фильмов о юном, но неумолимо взрослеющем волшебнике рецензирует для Граней.Ру Сергей Кузнецов.
Гарри Поттер не по-детски
В пятницу выходит в прокат третий фильм о Гарри Поттере. Снят он, по мнению многих, по лучшей книге Джоан Роулинг. Однако интересно даже не это, а персона режиссера: Альфонсо Куарон, известный по кино "И твою маму тоже", про выпивку, марихуану и ветреных подружек. На вопрос, что в новом "Поттере" осталось от морализаторства Роулинг, уже ответили в Австралии: детям смотреть не рекомендуют.
Гарри Путин и волшебная палочка ФСБ
Авторитет многих пап и мам в глазах их милых чад стремительно падает, потому как не могут родители запомнить элементарных вещей - правил игры в квиддич и названия четырех колледжей Хогвартса. Они откровенно скучают на премьере последнего фильма про Гарри Поттера и ждут не дождутся момента, когда схватят любимую газету с политическими новостями или усядутся перед телевизором. Эти несчастные даже не догадываются, что сказки о Гарри Поттере - вовсе не сказки, и хуже того - совсем не о Гарри...
Второй фильм о Гарри Поттере страшнее и забавнее первого
В воскресенье в кинотеатре "Одеон", расположенном в центре Лондона, состоялась мировая премьера второго фильма, снятого по произведениям английской сказочницы Джоан Роулинг, - "Гарри Поттер и тайная комната". Продажа билетов началась в Англии еще за семь недель до премьеры, разжигая страсти среди целого легиона поклонников мальчика-очкарика со шрамом-молнией во лбу.
Ути-Путер и Магические Сюси-Пуси
Гонка между первыми частями двух великих саг - трилогии "Властелин колец" и семиярусного "Поттера" - расколола мир фанатов надвое. За сборную Хогвартса выступали: свежесть сюжета, юность основных фанатов, люли-гули по поводу обаяния Эммы Уотсон и большее, чем у борьбы с соблазнами власти, соответствие уроков зельеварения детским интересам.
Гарри Поттер - русский национальный герой
- Лучше б вы, теть Тань, шли бы борщ варить! А то я всем расскажу, как вы отказывались голая на печку с напарником лезть и вместо этого у меня фонарик забрали и читать сели!
Я знала, чего он хочет. Он хотел забрать у меня Гарри Поттера, которого он начал читать, пока все взрослые валялись пьяными по углам.
Гарри Поттер и рецепт счастья
Она говорит, что это был вызов. Что если бы она не написала историю Гарри, она бы свихнулась.
Апология Гарри Поттера
Конечно, людям, прошедшим от начала до конца весь тернистый путь от чистильщика сапог до литературного критика, должно быть обидно, что Поттеру все достается так легко.