Премия Стругацких присуждена Булычеву посмертно
Шестая церемония награждения финалистов и лауреатов международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких прошла в понедельник в Центре современной литературы и книги в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает Интерфакс.
В номинации "Критика и публицистика" АБС-премией посмертно награжден Кир Булычев за серию очерков "Падчерица эпохи".
Лучшим художественным прозаическим произведением признан роман Дмитрия Быкова "Орфография". Лауреатами премии также стали Кирилл Бенедиктов, Марина и Сергей Дяченко, Александр Зеркалов и Евгений Лукин.
Победители получили денежные призы и медали в виде семигранной гайки, которая является символом премии. По мнению оргкомитета, ничто не олицетворяет идеологию премии лучше, чем семигранная гайка, которая может быть только плодом воображения.
Премия Стругацких присуждается за лучшее фантастическое произведение года. Фантастическим считается любое произведение, в котором автор повествует о чем-то невероятном, невозможном и небывалом. "АБС-премия - это не премия, которую вручает Борис Стругацкий. Задача Бориса Стругацкого только в том, чтобы отобрать произведения и предложить их на рассмотрение жюри", - отметил писатель на церемонии.
Комментарий
Персонально с "живым классиком" нашей литературы Борисом Стругацким в нашей стране связаны целых две премии (неясно, существуют ли такому положению вещей какие-нибудь аналоги...). Но если "Бронзовая улитка", вручаемая параллельно с "Интерпрессконом", присуждается Борисом Натановичем совершенно единолично (мэтр является председателем и единственным членом жюри), то технология ее "младшей сестры" (по времени рождения, естественно) "АБС-премии" более прихотлива. Сам Борис Стругацкий членом жюри не является, но он, во-первых, определяет состав номинационной комиссии и жюри (которое то ли тождественно составу номинационной комиссии, то ли является ее подмножеством), а во-вторых, формирует окончательный номинационный список, по которому жюри и голосует.
В плане же содержательном "АБС-премия" тоже как бы имеет свои отличия от "Бронзовой улитки". Она позиционируется как премия, более близкая Большой Литературе, а не фантастике как жанру. В этом смысле в финальном списке "АБС-премии" естественнее встретить имена как фантастов, заслуживших признание в общелитературной среде (Кир Булычев), так и авторов, с точки зрения любителей фантастики изначально принадлежавших к Большой Литературе, но рискнувших в какой-то момент пуститься по "мутным водам" фантазии и не возражающих, чтобы их всерьез воспринимали в этом их новом качестве (к таковым, несомненно, относится московский поэт и критик Дмитрий Быков, уже отметившийся на предыдущей "АБС-премии" книгой "Оправдание"). То есть сверхзадачей учредителей премии было с одной стороны повышение уровня "легитимности" фантастики как приема в общем потоке мэйнстрима (ну и в головах литературных критиков), а с другой - обогащение собственно Литературы как таковой опытом, приемами и антуражем НФ, фэнтези, альтернативной истории и т.д.
В принципе, любая премия должна, наверно, иметь свою идеологию и эту идеологию последовательно претворять в жизнь, но настоящим успехом для финалиста можно считать то, что он вышел в финал скорее вопреки или независимо от этих изначальных довольно жестких установок. В этом смысле "АБС-премия" откровением, пожалуй, еще не стала - просто потому, что автор, под которого она была "заточена", просто пока не появился на свет. Конечно, есть Стругацкие, есть Витицкий и Пелевин, появившиеся еще до премии, однако разрозненные "половинки", упорно скрепляемые мощью, влиянием и авторитетом как самого Бориса Натановича, так и членов его питерского семинара, срастаться упорно не желают. Виной всему наша современная издательская ситуация, требующая, напротив, самого явного разъединения, этакого разложения по книжным полочкам. Все, что классификации поддается с трудом, сейчас заслуживает только определения "литературного эксперимента" и места в зоопарке для прочих химер.
Именно поэтому пишущие ныне довольно активно и на самом высоком литературном уровне Евгений Лукин и Дяченки (разумеется, отмеченные и более "привычными" фантастическими призами) столь дорожат своей "полочкой" в любом книжном магазине и наверняка зябко чувствуют себя в любом другом месте. Остается только посетовать на более чем странную ситуацию с той половиной премии Стругацкого, что должна приветить собственно новых критиков, призванных "склеить позвонки". Ведь ныне покойные Кир Булычев и Александр Зеркалов (псевдоним Александра Мирера (1927-2001)) известны прежде всего как писатели-фантасты старшего поколения...
...А семигранная гайка (символ премии) как умозрительный артефакт в книгах Стругацких - это ведь любопытно. Это, во-первых, признак того, что объект имеет искусственное происхождение, а во-вторых, сделан существами, обладающими явно отличной от нас технологией... И кажется, семигранную гайку там так и не нашли, а лишь с явным вызовом начертали на своих знаменах те, кто занимался поиском этих самых мифических технологий...
Статьи по теме
Тайная жизнь Третьей планеты
Булычев не нагнетал страсти и не устраивал ежечасных битв с полубезумными монстрами - он просто старательно представлял, как обычный и хорошо известный нам человек будет вести себя в нечеловеческих обстоятельствах...
Шмон у писателей-фантастов: ищут средство связи с иными цивилизациями
В прошлую пятницу состоялся обыск в квартире известного писателя-фантаста Евгения Лукина. Иррациональные обстоятельства этого инцидента заставляют вспомнить не менее иррациональную историю 30-летней давности, связанную с прахом Ивана Ефремова...