Аптечный плейбой
У него действительно преданные поклонники, потому что хотя (если уж совсем по-честному) последние лет шесть их кумир пребывает явно не на пике карьеры, да к тому же отрастил невообразимую бороду, они продолжают преданно собирать новые альбомы и синглы, терпеливо ждать второго приезда певца в Россию, и, что уж ни в какие ворота не лезет, визуализировать его в коллективных сновидческих ритуалах, аккурат как аборигены с исторической родины самого исполнителя. В своих интервью он больше не рассказывает о попойках, оргиях и хвосте, с которым якобы уродился; теперь разговор идет под сурдинку и все больше о предпочтениях Ника в одежде, его обязательствах по отношению к творчеству и собственной семье, и о том, как отвлечь сына-подростка от любимой Sony PlayStation. Да и появляются эти тексты не в маргинальных фэнзинчиках, а в солидных буржуазных журналах (GQ, например, что позволяет закрепить ассоциацию между новым диском Кейва и созвучным ему последним романом Брета Истона Эллиса, не столь, впрочем, заунывным). "В моем офисе стоит будильник, всегда звенящий в шесть вечера. Его звонок означает, что пора идти домой, даже если он раздается на середине предложения", - да вообразимо ли услышать подобное от хрипатого чернявого волчонка в залитой вином рубашке, истерически мечущегося по сцене, чтобы проорать в ужимках и прыжках:
So if you're sitting all alone and hear a-knocking at you door,
And the air is full of promises, - well buddy, you've been warned.
Far worse to be Love's lover than the lover that Love has scorned.
I let love in,
I let love in…
Если предыдущий альбом, No More Shall We Part, наметил тенденцию на переход к философской лирике об общечеловеческих ценностях, то "Ноктюрама" позволяет почти с уверенностью вздохнуть: новых Murder Ballads мы более не услышим. Действительно, не мальчик уже: 22 сентября прошлого года экс-анархисту стукнуло 45. Теперь он слегка стыдливо информирует публику: "В одной из моих новых песен слышен звук сотового телефона". А прошлым мартом сообщил крупной австралийской газете, что собирается в ближайшее время снимать фильм (в жанре вестерна, если кому интересно) – что встревоженные постпанк-круги не замедлили интерпретировать как завершение музыкальной карьеры. Тем более что и для биопиков время подоспело: чешский фэн Кейва Симон Шафранек не так давно закончил документальную полнометражку "Миф", ради которой несколько лет буквально преследовал гастролирующего идола с камерой наготове. Жаль только, что не будет там кадра из концерта в Москве, где Бликса Баргельд под восторженные выкрики Ника танцует торжествующую румбу на крыше припаркованного возле "Горбушки" бандитского "Мерседеса". Впрочем, это ведь было еще до кризиса, а в последнее время у нас короткая память.
Светлая печаль, доминирующая нота (как обычно выражаются анонимные авторы пресс-релизов к парфюмам) последних релизов Кейва, на "Ноктюраме" нарушается только дважды – и оба этих эмоциональных всплеска кажутся натуральными вспышками на унылом пастельно-дождливом ландшафте этой невнятной скорби. Но если боевичок Dead Man In My Bed разве что напоминает о том, как у старины Ника это раньше бывало, то пятнадцатиминутная панк-симфония Babe, I'm On Fire, на мой взгляд, вообще единственная причина поставить этот диск рядом с Tender Prey или The Good Son. Такого, кажется, не позволяет себе сейчас даже Игги. Сплошь ярость, отчаяние, злая любовь и горькая правда – то бишь именно те качества, которых с уходом преподобного Ника от славы человеческой в музыкальном мире стало немного меньше.
Все прочее на альбоме – в лучших традициях давнего письма Кейва на MTV: "Мои отношения с Музой слишком нежны, чтобы не чувствовать обязанности защищать ее от пагубных влияний, способных оскорбить ее хрупкую природу". Но про это уже пропел приблизительно в начале заката карьеры Кейва перенявший эстафету Леша Фомин: "Ты пережил свое превращение в попс".
Статьи по теме
Аптечный плейбой
Новый альбом Ника Кейва Nocturama, выходящий на День Сурка, получился гламурным, траурным и ненужным, считает критик Георгий Мхеидзе. Правда, светлую печаль нового диска дважды нарушают яростные вспышки, столь любезные сердцам верных поклонников певца. Возможно, эти всплески - последнее, что осталось от прежнего Кейва.
Буддийское лето Фо Мина
Большинство из нас настолько отвыкло от столь откровенного называния вещей своими именами, что слушая "Ненависть", все время ловишь себя на смутном непонимании: то ли смешно, то ли страшно до жути. Зародившийся в животе смешок - надо же, чувак против гамбургеров в "Макдоналдсе" выступает! - не успевает вырваться наружу, задавленный спазмом в горле.
Железная кошка на виниловой крыше
Недоступная киска Мисс Киттен в очередной раз проанализировала ситуацию и сделала выбор - на сей раз в пользу России. Как показали прошедшие выходные, на наше общее счастье.
В греческом зале
Ростовское трио "Каста" записало пластинку, после появления которой можно всерьез употреблять в речи словосочетание "русский рэп".
На молочных реках вавилонских
Thievery Corporation, короли музыки для среднего класса, выпустили долгожданный новый альбом с характерным названием "The Richest Man In Babylon". Новое детище Thievery вполне недвусмысленно трубит славу всеобщему чиллауту. Кочумай, мать, ништяк – это даунтемпо.
Инфернальный трэш
11 октября в "Джусто" выступает французский пост-блюзмен Жан-Ив Приер, более известный под псевдонимом Кид Локо. А 14 октября день рожденья клуба Б2 приедет отмечать мать-героиня панка Нина-Катарина Хаген с первым и единственным концертом в Москве.
Эй, моряк, ты слишком долго плакал
Antenna, новый альбом Джея Джея Йохансена, развеял опасения старых поклонников шведского андрогина: пластинка звучит на удивление современно и мощно, а едва ли не у половины песен есть все шансы вскоре превратиться в хиты.
Нездоровые розы
Наблюдать, как под равномерно накатывающие со стороны сцены волны отчаянного и совершенно уже безбожного нойза сорокалетняя британская гей-икона методично разбивает седеющую голову о висящий над терменвоксом металлический лист, отвечающий на каждый удар протяжным гулом, - удовольствие масштаба вполне космического. Тогда безумное действо случилось 15 сентября, в этом же году - 27 сентября.
Джаз, продавший родину
Для Мейера, как и полагается профессионалу пост-постмодернизма, нет никакой разницы, из чего варить свой низкокалорийный фьюжн. В ход идет все: босса-нова с хаусом, джаз с латино, драм-н-бас с соулом. Главное - апломб, чутье и умение слегка охладить получившееся блюдо перед сервировкой в модных кафетериях старушки Европы, чтобы хорошо шло с прочими ингредиентами современного вечера, вроде коньяка со льдом и белых одежд.
Теневик
Новый альбом Shаdow продемонстрировал его готовность раздвигать стилистические рамки уже до стадии полного беспредела: в 2002 году обнаглевший Дэвис доходит уже до диско и электро, выворачивая модные танцевальные треки на оголенную изнанку, где от их эротизма и манящей легкости не остается и следа - только агрессивная пульсация бесстрастного бита.
Сверхчеловек дождя
Как-то Уэйтс объяснил собственную любовь к поношенной обуви, назвав ее - в шутку ли, всерьез - метафорой своей жизни. И правда ведь: по ботинкам видно, каким манером ты ходишь по земле, их подошвы несут на себе след всех тех мест, где ты побывал, а если ты собрался начать новую жизнь, так с чего еще начинать, как не с вышвыривания на помойку стоптанной пары?