Мамакатясынлюбовник
![Чулпан Хаматова в роли Катерины. Фото ИТАР-ТАСС Чулпан Хаматова в роли Катерины. Фото ИТАР-ТАСС](/files/12183.jpg)
Чулпан Хаматова в роли Катерины. Фото ИТАР-ТАСС
После премьеры "Грозы" в "Современнике" не остается сомнений - театр нашел своего нового режиссера. И по складывающейся на наших глазах традиции им снова становится женщина. Нина Чусова гармонично вписалась и в сценическое пространство театра, и в коллектив, и даже имя театра ей очень подходит: что-что, а сделать из любой пьесы актуальную драму Чусова умеет. Даже из Островского, который до сих пор оставался для "Современника" негласным табу.
Впрочем, предыдущая пьеса, поставленная режиссером на сцене "Современника", в актуализации вовсе не нуждалась. "Мамапапасынсобака" - история четырех полудетей-полуподростков, разыгрываемая в песочнице, - была для нас и про нас. Но тинейджеровская стилистика не прошла даром ни для Чусовой, ни для Чулпан Хаматовой, получившей за роль сына в этом спектакле "Золотую маску". Превратившись из лопоухого мальчишки в молодую бабу Катерину, актриса так и осталась подростком с хрипловатым голосом, юношеским максимализмом и суицидальными идеями. Даже пластика Катерины во многом заимствована у сына из песочницы.
Подростками в "Грозе", разыгранной на повышенных тонах, остались все – вплоть до Кабанихи (ее играет звезда "Современника" Елена Яковлева). Бывшая интердевочка, встав на защиту домостроя, остается все той же жаждущей любви истеричкой. Только объектом этой любви оказывается ее собственный сын – еще один подросток, который пуще всего стремится вырваться из-под опеки любвеобильной родительницы. Абсолютно инфантильным поведением отличается и предмет Катерининой страсти. Борис, неспособный сделать ни шагу по собственной воле, очень вяло (что, в общем, гармонирует с сутью его роли) сыгран молодым, но уже известным Юрием Колокольниковым.
Чусова очень тщательно разыгрывает все мизансцены, беря что-то от Някрошюса, что-то от Фоменко. Вставляет многочисленные цитаты (и "Гамлет", и "Снегурочка"). Придуманная ею любовная сцена в клетке с голубями (то ли святой дух, то ли душа) – кульминация первого действия - очень красивый рисунок с точной пластикой долговязого блондина Бориса и миниатюрной брюнетки Катерины. Но вся эта суматошная игра в театр держится исключительно на силе великолепного дуэта Яковлева-Хаматова. У Чусовой Катерина и Кабаниха вовсе не антагонисты. Они единственные во всем этом построенном на юношеском эгоцентризме мирке хоть как-то понимают друг друга. В этой постановке - наверное, впервые в истории русского театра - знаменитый монолог "Отчего люди не летают" произносит Кабаниха. К концу спектакля кажется, что если Катерина, забравшаяся по веревочной лестинице в небо, не умрет (не в Волгу же – в небо), то в конце концов, на время забыв порывы юности, растеряв самоубийственный жар, превратится в свою свекровь.
Но пока она заламывает руки, кричит и бесится, скучает и жаждет правды. И еще любви и страсти – настоящей, плотской. Если не знать, что это Островский, история из купеческой жизни XIX века, нипочем не догадаешься. В общем, Чусовой удалось добиться одной из своих главных целей - разрушить стереотип "Грозы". Нет там ни темного царства, ни луча, нет уже больше и трагедии – все та же песочница, все те же дети.
![Оставить комментарий](/assets/sys/comment-a1e7d43b171d927d9a8a8e2caaf3a60474d3822dc4313769fd759d64289593cd.png)
Справка
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА" 2004 года
ДРАМА
спектакль большой формы
"Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
спектакль малой формы
"Двойное непостоянство", театр "Глобус", Новосибирск
работа режиссера
Лев Додин, "Дядя Ваня", Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
женская роль
Чулпан Хаматова - Сын, "Мамапапасынсобака", спектакль Нины Чусовой в театре "Современник", Москва
мужская роль
Сергей Курышев - Войницкий, "Дядя Ваня", Малый драматический театр – Театр Европы, Санкт-Петербург
работа художника
Александр Боровский, "Ревизор", Александринский театр, Санкт-Петербург и Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва
КУКЛЫ
спектакль
"Приключения незадачливого дракона" , Кукольный театр Сказки, Санкт-Петербург
работа актера
Элина Агеева – Эвридика, Галатея, Дриада и др., "Сон Фавна", театр "Кукольный дом", Санкт-Петербург
Специальный Приз Жюри Драматического Театра и Театра Кукол
"Правда – хорошо, а счастье лучше", Малый театр, Москва
Ольга Цинк – Сильвия, "Двойное непостоянство", театр "Глобус", Новосибирск
ОПЕРА
спектакль
"Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск, Москва
работа дирижера
Алексей Людмилин, "Кахым-туря", Башкирский театр оперы и балета, Уфа
работа режиссера
Дмитрий Черняков, "Похождения повесы", Большой театр, Москва
женская роль
Елена Вознесенская – Энн, "Похождения повесы", Большой театр, Москва
мужская роль
Александр Лебедев – Я, "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск, Москва
ОПЕРЕТТА / МЮЗИКЛ
премии не присуждались
БАЛЕТ/СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
балет, спектакль
"Ballet Imperial", Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь современный танец, спектакль "Весна священная" , Камерный балет "Москва"
работа балетмейстера/хореографа
Алексей Ратманский, "Светлый ручей", Большой театр, Москва
женская роль
Мария Александрова – Классическая танцовщица, "Светлый ручей", Большой театр, Москва
мужская роль
Сергей Филин - Классический танцовщик, "Светлый ручей", Большой театр, Москва
работа художника в музыкальном театре
Давид Боровский, "Жизнь с идиотом", Театр оперы и балета, Новосибирск, Москва
Специальный Приз Жюри Музыкального Театра
Геннадий Янин - Гармонист, "Светлый ручей", Большой театр, Москва
Глеб Фильштинский – художник по свету, "Похождения повесы", Большой театр, Москва
КОНКУРС НОВАЦИЯ
"Кислород", Театр.doc, Москва
ПРИЗ КРИТИКОВ И ЖУРНАЛИСТОВ "Вишневый сад", Meno Fortas, Вильнюс и Международный фонд им. К.С. Станиславского, Москва
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА - ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО" Венгер Виталий Константинович Покровский Борис Александрович
ЛАУРЕАТЫ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА - ЗА ПОДДЕРЖКУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ" Федоров Николай Васильевич Общероссийский государственный телеканал "Культура"
ЛАУРЕАТ ПРЕМИИ "ЗОЛОТАЯ МАСКА - ЗА ЛУЧШИЙ ЗАРУБЕЖНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, ПОКАЗАННЫЙ В РОССИИ" "Времена года Донелайтиса", режиссер Э.Някрошюс, Театр Meno Fortas, Литва.
Дословно
Нина Чусова
Мне хотелось текст Островского скрыть и найти то, что меня трогает лично. Пьеса оказалась об очищении, о каком-то катарсисе, который претерпевает каждый персонаж. В самом слове "гроза" есть уже некое ощущение взрыва, анархии, стремление к какому-то озону, чистоте. Отрицательных персонажей у меня в принципе нет. Может быть, Катерина у нас вначале не очень хорошая девушка, потому что из-за нее же рушится весь дом, если честно. Но очень хотелось проследить, какой была Кабаниха или , допустим, Катерина, и кем стали вследствие того, что с ними случается в течение пьесы. То есть они неоднозначные фигуры. Мы рассуждаем о том, почему люди становятся злыми или добрыми, что есть такое внутри человека настоящая любовь и что такое ненастоящая любовь. На самом деле, пьеса эта о поиске подлинной любви и чего-то настоящего внутри человека.
"Маяк", 20.04.2004
Статьи по теме
![Чулпан Хаматова в роли Катерины. Фото ИТАР-ТАСС Чулпан Хаматова в роли Катерины. Фото ИТАР-ТАСС](/files/12182.jpg)
Мамакатясынлюбовник
В "Современнике" впервые разразилась "Гроза". Главные героини пьесы, роли которых исполнили две звезды театра Чулпан Хаматова и Елена Яковлева, разыгрывают историю подросткового бунта: с юношеским максимализмом и суицидальными идеями. Если не знать, что это Островский, история из купеческой жизни XIX века, нипочем не догадаешься.
Читайте статью Юлии Галяминой, побывавшей на премьере нового спектакля Нины Чусовой.
![Ксения Рапопорт и Петр Семак. Фото с сайта www.gzt.ru Ксения Рапопорт и Петр Семак. Фото с сайта www.gzt.ru](/files/11848.jpg)
Зрелище не для зрителя
На "Золотой Маске" показаны главные спектакли - те, что представлены в номинации "драматический спектакль большой формы". Игра, в которую включились номинанты, не имеет отношения ни к общению со зрителем, ни к интерпретации литературных текстов, ни даже к развитию новых театральных форм. Главное, что вдохновило мэтров, - разговор с самим театром, театральной традицией. При этом, под традицией каждый режиссер понимает что-то свое: школа Малого театра, мхатовский психологизм, авангард начала XX века или даже свое собственное творчество прошлых лет.
![Сцена из спектакля 'Канадэхон Гамлет'. Фото с сайта www.newizv.ru Сцена из спектакля 'Канадэхон Гамлет'. Фото с сайта www.newizv.ru](/files/11135.jpg)
Трагедия о Гамлете – матрешке японской
Представьте себе: принц датский выходит из–за кулис, подаренных театру экс-президентом США, топает ногой, трясет головой и говорит что-то по-японски, страшно вращая глазами. Переводчик растягивает в наушниках
"бы-ы-ы-ть или не бы-ы-ть", зрители падают со стульев.
Читайте рассказ Юлии Галяминой о привезенном в Москву японским театром "Сантори" спектакле "Канадэхон Гамлет".
![Моцарт. Коллаж Граней.Ру Моцарт. Коллаж Граней.Ру](/files/10886.jpg)
Моцарт, достойный сам себя
"Когда сидишь в зрительном зале, кажется, что ты пришел в гости на Рождество к своим знакомым на представление домашнего театра. Я думаю, такого эффекта авторский коллектив добивался сознательно. И тем не менее людей, сделавших это представление, все равно хочется назвать любителями, но только в том смысле, что они влюблены в спектакль, в музыку, в литературу, друг в друга и в зрителя".
![Нервный брак. Фото с сайта www.kommersant.ru Нервный брак. Фото с сайта www.kommersant.ru](/files/10492.jpg)
Не просто, а чрезмерно просто
Пьесу Владимира Сорокина Hochzeitsreise ("Свадебное путешествие") сам автор скромно именует водевилем, что вроде бы исключает претензии на серьезную философскую проблематику. И ее постановка, осуществленная Эдуардом Бояковым и Илзе Рудзите в Центре имени Мейерхольда, может показаться вполне адекватной драматургическому материалу. Однако рецензент Граней.Ру Юля Галямина убеждена, что в сорокинской пьесе есть весьма глубокое содержание, не замеченное или сознательно проигнорированное постановщиками. Несмотря на это (а может быть, именно поэтому) спектаклю она предрекает успех.
![Анатолий Васильев. Фото с сайта www.theatre.ru Анатолий Васильев. Фото с сайта www.theatre.ru](/files/10243.jpg)
Лишь бы папочку любил
В театральном мини-городе Анатолия Васильева на Сретенке состоялась аванпремьера "Эдипа", поставленного одним из учеников гуру - Игорем Лысовым. Премьера же состоится (или не состоится) уже в самом начале наступающего 2004-го. Такая нерешительность объясняется как принципами васильевского метода, так и ситуацией внутри Школы драматического искусства. Бородатые ученики Васильева до старости лет ходят в учениках. И хотя они и пошли (взаимовыгодно) на выручку учителю, наполнив жизнью его пустовавший одно время дворец, им все равно надо сдавать своеобразные экзамены на соответствие букве и духу Учения. Духовные дети Васильева, все время пытающиеся убить своего отца, в конце концов оказываются у него под крылышком.
!['На фоне других юго-западный Гамлет-интеллигент, Вуди Аллен датского королевства, выглядит необыкновенным педантом, вместе с другими персонажами пьесы повторяющим все и центральные, и периферийные диалоги и монологи Шекспира'.
Читайте рецензию Юлии Галям 'На фоне других юго-западный Гамлет-интеллигент, Вуди Аллен датского королевства, выглядит необыкновенным педантом, вместе с другими персонажами пьесы повторяющим все и центральные, и периферийные диалоги и монологи Шекспира'.
Читайте рецензию Юлии Галям](/files/10070.jpg)
Гамлет не нашего времени
"На фоне других юго-западный Гамлет-интеллигент, Вуди Аллен датского королевства, выглядит необыкновенным педантом, вместе с другими персонажами пьесы повторяющим все и центральные, и периферийные диалоги и монологи Шекспира".
Читайте рецензию Юлии Галяминой на постановку "Гамлета" в Театре на Юго-Западе.
![Логотип фестиваля с сайта www.theatre.ru Логотип фестиваля с сайта www.theatre.ru](/files/9514.jpg)
Рижский бальзам на советское сердце
На сцене открылся до боли знакомый интерьер вонючей советской столовки, по залу разлились вполне натуралистичные запахи чего-то невообразимо съестного, и толстые тетки в белых халатах начали стучать ложками, счетами, тарелками, сгоревшими котлетами, мокрыми тряпками, железными стульями и прочей дрянью веселенькие и вовсе не советские ритмы, совсем как парни из "Стомпа". Так одним и тем же спектаклем был отмечен поворотный момент осеннего сезона - закат NET-декады и восход "Балтийского дома".
![Эймунтас Някрошюс. Фото с сайта www.kultura-portal.ru Эймунтас Някрошюс. Фото с сайта www.kultura-portal.ru](/files/8685.jpg)
Призраки в опере
Этот спектакль ждали азартно. Как ответ на мучающую загадку, как решающий поединок Льюиса и Кличко, как рождественский подарок под елку. До самого конца было неясно, кто кого - Някрошюс Большой или Большой Някрошюса.
![Фото с сайта www.chekhovfest.ru Фото с сайта www.chekhovfest.ru](/files/6866.jpg)
Театр - весь мир
Организаторы V Международного театрального фестиваля имени Чехова укрепили москвичей в уверенности, что они живут в культурной столице мира, пригласив весь этот мир под своды столичных театров. Целых два месяца жизнь в Москве вертелась вокруг тибетских монахов на французских конях, поющих корейских поварят и испанских мыльных пузырей.