В Третьяковке открылась выставка "Смысл жизни - смысл искусства"
В Государственной Третьяковской галерее (главное здание в Лаврушинском переулке, залы графики, #49-54) с 8 ноября по 4 декабря открыта выставка "Смысл жизни — смысл искусства". Это авторский проект художника и куратора Ядрана Адамовича, уроженца Сараево, ныне живущего в Нью-Йорке. Он решил познакомить публику с работами художников из Центральной и Восточной Европы, считая, что в Праге, Загребе, Любляне, Белграде и Москве в 70-80-е годы происходили схожие арт-процессы. Особенность экспозиции — техника выбранных произведений: все они (числом почти две сотни) формально относятся к графике, поскольку выполнены на бумаге. Это рисунки, акварели, коллажи, а также фотография. В сентябре этого года "передвижная" выставка была показана в Музее современного искусства в Будапеште, а после московских гастролей переедет в Русский музей в Петербурге. Далее — Рига.
Комментарий
Это очень камерная, тихая и потому по-своему стильная выставка. Так, почеркушки, эскизы, наброски или полноценные, но все равно негромкие, почти эфемерные (бумага — субстанция хрупкая) вещи. Но дело не в технике. Дело в дискурсе. Зрителю предложена антология славянского концептуализма — искусства мысли, которую отдельно взятое произведение лишь иллюстрирует. Затея Ядрана Адамовича, абсолютно субъективно собравшего работы своих знакомых, тем не менее обладает академической цепкостью. Несколько лет назад в Берлине я видел выставку, наглядно доказывающую, что в начале прошлого столетия свои Малевичи были и в Чехии, и в Сербии. Теперь оказывается, что свои Кабаковы и Приговы там тоже были. И это не умаляет национальные достоинства, а подтверждает вписанность русского искусства в лучших его проявлениях в интернациональный (хоть в данном случае этнически локализованный) контекст. Между прочим, создатель концептуализма Джозеф Кошут, родившийся в Америке, тоже славянских корней.
А теперь о грустном. Красиво придуманный проект (стилистическое "концептуалистское" единство, техническое "бумажное" родство работ, национальная общность крови авторов) отвратно скончался при своем московском воплощении. Надо понимать, что залы основного здания Третьяковки — это обитель интеллигентных дам преклонного возраста и шумливых школяров. Ни тем, ни другим до современного искусства нет дела, если оно само не предъявит себя с лучшей стороны. Сейчас нам показывают сторону не самую лучшую — декадентски бледную, полупрозрачную, неяркую, хоть и изысканную. Насладиться концептуалистской графикой, да еще лишенной всяких объяснений, настенных экспликаций, буклетов, финансово доступного каталога (408-страничный талмуд — вещь слишком ценная, да к тому же даже не поспевшая к вернисажу) смогут лишь утонченные эксперты-знатоки. И революционная по сути демонстрация адептов современного искусства в хранилище искусства старого благополучно провалилась. Что понятно: славян роднит не только концептуальная выучка, но и технологическое раздолбайство.
Федор Ромер