Поражающий фактор
Состояние здоровья общества наиболее достоверным образом диагностируется в дни катастроф или террористических актов. Одни общества в такие дни сплачиваются в общей беде, забывая хотя бы на время о социально-культурных противоречиях и взаимных претензиях. Другие же, чей инстинкт самосохранения находится на грани полного исчезновения, немедленно сбрасывают с себя, как обгорелую кожу, и без того тончайшую пленку цивилизованности, здравого смысла и способности к взаимопониманию.
Одни общества в такие минуты из двух сакраментальных вопросов на первое место ставят "что делать?". Других в первую, если не единственную очередь волнует "кто виноват?".
А делать? А что делать - в сортире мочить, как было сказано одним выдающимся политиком современности. Или искать на дне унитаза, как сказано несколько позже все тем же политиком. "Террористы будут уничтожены", - в очередной раз пообещал он. И это обещание, я уверен, не потеряет своей убийственной актуальности вплоть до следующего взрыва.
Поиск виноватого на фоне привычных информационных темнот, эзотерических иносказаний и туманных угроз непонятно в чей адрес принимает те формы, какие только и может принять в подобных обстоятельствах. Людям нужна простота. И чем эта простота проще, тем она неоспоримее. А что может быть проще ксенофобии, самого древнего, самого темного и дремучего, а потому и вечно универсального способа решения всех загадок бытия и всех вызовов времени?
Несколько дней тому назад таксист завел со мной ученую беседу об изменении климата. Я в этих делах разбираюсь не очень, поэтому полную инициативу предоставил ему. И он, представьте себе, объяснил мне все это в один буквально момент. "Чучмеки во всем виноваты", - убежденно сказал он. Сначала я решил, что ослышался, и переспросил: "Кто, кто?" "Ну, эти, приезжие. Ну, черные, короче. Сидели в своих горах и пустынях, и все было нормально. Зима - зима. Лето - лето. Равновесие, короче. А потом они с гор спустились, и все сюда. Земная ось, конечно же, сместилась - и вот, пожалуйста. Все просто!"
Куда уж проще.
А в день взрывов я прочитал о том, что на одной из станций московского метро были избиты и вышвырнуты из вагона две женщины в мусульманских платках. И тут же наткнулся в Интернете на оживленную дискуссию по этому поводу. Оставляя за скобками уровень цивилизованности граждан, уверенных в своем праве решать, каким именно образом должны выглядеть другие граждане, а также интеллектуально-эмоциональный уровень их аргументации (чтобы не умножать тираж тяжелого и небезопасного для общественного здоровья бреда), скажу только, что сводилось все это к простой как мычание формуле: "Смертницы-шахидки были мусульманками. Эти, которые в платках, тоже мусульманки. Поэтому - нефиг. Как они с нами, так и мы с ними".
Логика ясная и даже убедительная, но только в том случае, если принять за аксиому, что преступления (равно как и благородные поступки) совершаются не людьми, а национальностями, конфессиями, философскими учениями или, допустим, профессиями. Типа, "я вправе отметелить почтальона за то, что другой почтальон крадет у меня газеты. Все они такие".
Логично? Логично.
Итак, взрывы в московском метро устроили мусульмане. Не так ли? Хотя этого никто до сих пор не доказал, но допустим, что это дело рук каких-то людей, называющих себя мусульманами. Допустим.
Итак, мусульмане устроили теракт в Москве.
И если это так, то буквально вчера восьмидесятидвухлетнюю Людмилу Михайловну Алексееву, пришедшую к метро "Парк культуры", чтобы почтить память погибших там людей, ударила кулаком по голове Русская православная церковь в лице ее славного представителя - злобного и тупого хамла, позиционирующего себя в качестве русского православного патриота.
Как вам такая версия происшедшего, господа патриоты-ксенофобы? Не нравится? Мне - тоже. Но так выходит по вашей логике, не по моей.
Статьи по теме
Философия барака
Человек, как известно, животное социальное. Поэтому он обязательно чего-нибудь "представитель". В одних случаях он представитель "домовой общественности", в других - мировой культуры, в третьих - той или иной профессии, в четвертых - того или иного "Великого Народа".
Деревенская проза
Никого, разумеется, большинство не поддерживает. Оно поддерживает лишь собственные штаны, раз в четыре года обреченно бредя в ближайшую школу, чтобы окунуть в какой скажут ящичек какую укажут бумажку с какой покажут фамилией. Вот и вся поддержка. Это самое "большинство", отходящее от телевизора только в клозет или чтобы помешать борщ в кастрюле, поддержит кого угодно.