На Воздвиженке прошла акция "Цветы и свечи у Военторга"
На улице Воздвиженка, где прежде находилось историческое здание Военторга прошла акция "Цветы и свечи у Военторга", передает корреспондент Граней.Ру с места событий.
В рамках мероприятия, призванного показать, что противников сноса исторических зданий много, что они могут выйти на улицу, защитить себя и свои права, все желающие могли подойти и положить на парапет у забора стройки на месте Военторга цветы и поставить зажженную свечу.
Акция не являлась санкционированным митингом, поэтому участники, поставив свою свечку и положив букет, тут же проходили дальше. По оценке нашего корреспондента, свою гражданскую позицию таким образом выразили не менее двухсот человек. Многие прикрепляли к забору записки, адресованные мэру Москвы. "Лужков, готовься. Это только начало", - гласила одна из них.
"Смысл акции, ее идейная составляющая – показать, что нас много, что мы можем выйти на улицу, можем защитить себя и свои права. Если даже просто сбор подписей вызвал такую реакцию Ю. М. Лужкова, как открытая полемика в "Известиях", то подобная открытая акция, поможет нам дать понять властям, что мы действительно не будем мириться более с уничтожением нашего города и нашего духа", - заявляют авторы идеи мероприятия.
"Акция не является политической, не является митингом или пикетом, не имеет организаторов. Это инициатива москвичей, которым небезразлично, что происходит с их родным городом", - подчеркивают участники акции.
Усиленные наряды милиции были подтянуты к месту событий, но в ход акции правоохранительные органы вмешаться не успели. По предварительному согласованию мероприятие было очень скоротечным, завершившись в течение получаса.
Москва которой нет - Сайт об утраченных архитектурных памятниках Москвы.
Справка
''Военторг''
Главная тема фасадов здания — вертикализм всех его составляющих: эркеров, узких окон, вертикальных тяг, узора балконных решеток. Кульминацией этой вертикальной устремленности здания является башня, отмечающая его угол, разделенная узкими лопатками и имеющая геометрически простое, кубообразное завершение.
Вход в сооружение также отмечен в силуэте постановкой ступенчатого аттика и двух кубов, прорезанных узкими проемами и покрытых полусферами. В целом проектное решение фасадов отличалось стилистической цельностью и тяготело к образности поздних построек Йозефа Марии Ольбриха, в частности магазина Тиц в Дюссельдорфе.
Не менее интересными были и интерьеры. Их отделка соответствовала уровню престижности нового магазина. Лестница центрального зала была облицована итальянским мрамором, стены и колонны на уровне 2-5-го этажей были украшены живописью. Стены буфета для публики на третьем этаже отделаны панелями из полированного американского ореха, а потолок украшен лепниной и живописными сюжетами. Рядом с буфетом располагалась гостиная в стиле Людовика XV с отреставрированной старинной мебелью.
В 1935 году во внутреннее убранство были внесены серьезные коррективы. Вместо светового фонаря было организовано глухое сводчатое перекрытие, разобрана парадная лестница, а для возведения новой северная стена была отодвинута на несколько метров в глубь двора. Расширили пилоны центрального зала между первым и вторым этажами, для размещения на них скульптуры, которые позже были заменены на вазы.
В 1992 году в из-за деформации несущего каркаса в здании произошла авария — в результате падения мраморной плиты, отколовшейся от облицовки колонны на уровне четвертого этажа, пострадали два продавца магазина. В связи с аварийным состоянием универмаг был закрыт.
В июле 2003 года Правительством Москвы было принято решение провести реконструкцию "Военторга" со сносом всех строений и основного здания, с "сохранением наиболее ценных архитектурных элементов фасада и внутреннего декора здания".
Справка
Открытое письмо московской общественности российским властям
Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину
Правительству Российской Федерации
Государственной Думе Российской Федерации
Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Правительству Москвы
Комитету по культуре Правительства Москвы
Комитету по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы
Союзу архитекторов России
Опираясь на положения Конституции Российской Федерации, гарантирующей право граждан "на доступ к культурным ценностям" и их обязанность "заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры" (Статья 44), обращаемся к властям всех уровней с просьбой принять безотлагательные меры по спасению архитектурного наследия нашей страны, и, в первую очередь, Москвы – великого города всемирно-исторического значения.
За последнее десятилетие историческому облику столицы России был нанесен непоправимый ущерб. Утрачено множество зданий, являющихся памятниками архитектуры. Интенсивное развитие города сопровождается безнаказанными нарушениями российского Закона об объектах культурного наследия. Этот процесс приобретает лавинообразный характер.
Центр города, включая ближайшее окружение Кремля – памятника Всемирного наследия, находящегося под охраной ЮНЕСКО, подвергся катастрофической деформации. В водовороте строительного бума безвозвратно исчезли важнейшие фрагменты рядовой застройки XVII – XIX веков, являющейся основой исторической Москвы. В хаотической расчистке городского центра под новое строительство погибли сотни живых московских памятников, на смену которым пришли "памятники-подделки" и новые постройки, разрушающие городской ансамбль. В нарушение норм и методов научной реставрации, международных хартий и конвенций о сохранении культурного наследия, общепринятых в цивилизованных странах, "реконструкция" и "реставрация" в Москве, как правило, подменяются полным сносом памятников и их заменой на фальшивые "новоделы", лишенные художественной и исторической подлинности.
На фоне огромных инвестиций в новое строительство близки к гибели выдающиеся сооружения московского классицизма и неоклассицизма (постройки Баженова, Жолтовского и многие другие). От неоднократных пожаров при невыясненных обстоятельствах погибли многие памятники, включая уникальное здание Манежа – жемчужины европейской архитектуры. Последние дни доживает весь пласт построек советского авангарда 1920-х годов, считающегося главным вкладом России в развитие мировой архитектуры XX века. Изуродованы все постройки Мельникова и запланирован снос одного из его шедевров – клуба завода "Каучук". Происходит деградация знаменитых на весь мир станций московского метрополитена 1930-1950-х годов. Из-за нерешенных инженерно-технических проблем погибает станция "Маяковская". Произведeн ничем не оправданный снос знаковых московских зданий – Военторга, гостиницы "Москва", под угрозой сноса – универмаг "Детский мир" и гостиница "Пекин".
Сегодня в Москве уничтожаются целые градостроительные образования, гибнет пространственно-планировочная структура города, складывавшаяся столетиями. Исчез район Остоженки, полностью искажен облик московских набережных – Софийской, Кадашевской, Садовнической, радикально перестраиваются Арбат, Полянка и другие исторические улицы.
Коммерческая выгода и передел собственности не могут оправдать планомерное уничтожение собственной истории, культуры и национальной идентичности. Практикуемая сегодня в Москве строительная политика, по своей сути является преступной, антисоциальной и антигосударственной, лишающей будущие поколения граждан России исторической памяти. Разрушение архитектурного прошлого в Москве оказывает пагубное воздействие на российские города, которые также стали стремительно терять исторически сложившийся облик. Началось тотальное уничтожение материальных свидетельств величия России.
Надвигается культурная катастрофа, с которой ни государство, ни общество не должны мириться. Всем ветвям власти необходимо осуществить срочную и эффективную программу действий по спасению и сохранению памятников отечественной архитектуры в масштабах России. Ущерб, нанесенный национальной культуре в Москве и во всей стране, не должен оставаться безнаказанным. Российские законы и, в первую очередь, Закон об объектах культурного наследия должны быть применены со всей своей строгостью и полнотой. Сохранение культурного наследия должно стать основой национального возрождения России. Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют, чтобы политика в области архитектуры и градостроительства приобрела статус федерального приоритета.
Аркадий Арканов, писатель
Сергей Бархин, народный художник, лауреат Государственной премии РФ
Андрей Баталов, доктор искусствоведения
Александр Бродский, архитектор
Геннадий Вдовин, директор музея-усадьбы "Останкино"
Сергей Гандлевский, поэт
Илларион Голицын, Народный художник РФ, член Президиума Академии Художеств РФ
Наталья Душкина, профессор Московского архитектурного института
Наталья Иванова, литературный критик, зам. главного редактора журнала "Знамя"
Ольга Кабанова, журналист
Александр Карнаухов, художник, лауреат Государственной премии РФ
Тимур Кибиров, поэт
Алексей Клименко, искусствовед
Роман Козак, художественный руководитель театра им. Пушкина
Алексей Комеч, доктор искусствоведения
Андрей Красулин, художник
Петр Кудрявцев, главный редактор журнала "Современный дом"
Павел Любимцев, телеведущий, Заслуженный артист РФ
Владимир Паперный, искусствовед
Ирина Прохорова, главный редактор издательства "Новое литературное обозрение"
Григорий Ревзин, главный редактор журнала "Проект Классика"
Лев Рубинштейн, писатель
Дмитрий Сарабьянов, академик РАН
Андрей Сарабьянов, директор издательства "Русский авангард"
Давид Саркисян, директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева
Владимир Седов, доктор искусствоведения
Наталья Семенова, издатель
Александр Скляр, музыкант
Ангелина Смирнова, доктор искусствоведения, профессор
Владимир Сорокин, писатель
Гарик Сукачев, музыкант
Татьяна Толстая, писатель
Людмила Улицкая, писатель
Илья Уткин, архитектор
Мария Фаворская-Шаховская, художник, лауреат Государственной премии РФ
Семeн Файбисович, художник, литератор
Дмитрий Харатьян, актep
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), писатель
Дмитрий Шаховской, художник, лауреат Государственной премии РФ
Иван Шаховской, художник, лауреат Государственной премии РФ
Михаил Ширвиндт, телепродюссер и телеведущий
Александр Ширвиндт, художественный руководитель "Театра Сатиры"
Алексей Щенков, доктор архитектуры, профессор, лауреат Государственной премии РФ