Раздача Слонов
В минувшую субботу архив московской анимационной студии "Пилот" оказался в буквальном смысле слова на улице. Студия переезжает из центра Москвы в другое помещение, новые владельцы здания торопятся с ремонтом. Рабочие выбрасывают архив – десятки, если не сотни, папок с кальками, карандашными набросками, сценариями, бережно переложенными бумагой целлулоидными пленками – в огромный ржавый контейнер для строительного мусора.
Александра Татарского, руководителя студии, никто не предупредил. На новом месте хранить архив негде, найти возможность вывезти его куда-то целиком не удалось. Андрей Кузнецов, художник студии, сделал запись в своем Живом Журнале: "Подлинные картинки из Пилотовских фильмов выброшены в мусорный контейнер (не ящик, а здоровый такой - для строительного мусора), стоящий у входа в студию по адресу: Хохловский переулок, д. 16, стр. 1. Что можем, мы спасаем, но если кто приедет - тому много еще достанется".
Запись получила больше сотни комментариев, многие сослались на нее в своих журналах. Приехать в Хохловский смогли человек тридцать. Аккуратно разбирать архивы возможности не было – люди думали, что вот-вот приедет мусоровоз, и старались спасти хотя бы что-то.
Я добралась до студии где-то в половине девятого вечера – мне повезло увидеть ссылку на исходную запись в журнале одного из моих друзей. В контейнере, зарывшись по пояс в папки и кальки, стоял длинноволосый молодой человек, остальные столпились вокруг. Юноша вытаскивал из-под ног папки, открывал их, просматривал, кричал: "Китайцы!", "Бананы!" или "Шеф!" и передавал в протянутые руки. Картинки делили по-братски, копии аккуратно складывали на крылечке – для тех, кто, может быть, появится позже. На асфальте вокруг контейнера в беспорядке лежали раскрашенные пленки, бухгалтерские книги, какие-то бумажки. Ходить ногами по нарисованным братьям Пилотам, Карбофосам и прочим персонажам было дико, не ходить – невозможно. Почти у всех участников событий, с которыми я потом разговаривала, сохранялось ощущение полной ирреальности происходящего.
Рядом с контейнером стояли рабочие–таджики и смотрели на нас во все глаза, периодически спрашивая то одного, то другого, что же мы нашли во всей этой макулатуре. Кажется, им никто не ответил. Мимо контейнера, улаживая какие-то дела, ходил немного взъерошенный Татарский в яркой рубашке и очках. Попросил молодых людей вытащить из контейнера бревна с торчащими гвоздями, которые рабочие успели навалить поверх рисунков. К нему бросились за автографами, благодарили, соболезновали, задавали вопросы. Когда рабочие попытались выгнать людей из контейнера, Татарский договорился, чтобы сначала на свалку увезли те самые бревна и строительный мусор. Один из рабочих пошутил – скажи им, мол, пусть каждый по пятьсот рублей даст, тогда не увезем макулатуру, пусть стоит. Татарский только улыбнулся. Архив остался во дворе до утра.
Сотрудники студии, с самого утра спасавшие плоды 15-летнего труда десятков художников, собрались на крылечке и смотрели на то, как мы возимся в кальках и пленках. Андрей Кузнецов возился вместе с нами – рассказывал историю каждого найденного эпизода, называл фамилии аниматоров, объяснял, из чего сделана краска, которой разрисовывают пленки, шутил. От него я узнала, что в архиве были уникальные наброски и почти готовые эпизоды к приквелу "Пилотов", где как раз объяснялось, почему Слон так любит рыбий жир и зачем за ним гоняется Карбофос. Я видела эти пленки – любовно прорисованные кадры "погони китайцев за контрабандистами рыбьим жиром". Фильм этот так и не был снят, набросков на других носителях не осталось.
С крылечка то и дело доносились крики Сергея Меринова: "Вот она, слава-то! Так никому не нужны, а как картинки на помойку выбросили, пол-Москвы слетелось"! Он поднимал с земли листочки и снова кричал: "А это почему никто не берет? Это же оригинал, 89-й год, раритет! Это же Леша рисовал, Леша сейчас не с нами, он в Венгрии, главный художник там". Перед Сережей отчего-то было стыдно. Кто-то нашел папку с "Собачкой О" Димы Маланичева, про собачку Андрей рассказывал, что она тоже раритет, а Дима теперь работает в одной американской мультипликационной студии, рисует для них картинки.
Какое-то время в контейнере азартно искали Слона. Не нашли. Стемнело, кто-то достал предусмотрительно купленный фонарик. В контейнер залезли юркая девушка в розовом и темноволосый юноша, державший фонарик в зубах. Раскопки продолжались.
Я уехала из Хохловского переулка около полуночи с тремя папками картинок и калек. Чуть позже приехала милиция – говорят, ее вызвали обеспокоенные жители соседних домов. Милиционеры выяснили, в чем дело, проверили у кого-то документы - и уехали. Последние пользователи Живого Журнала добрались до контейнера к шести утра. К тому времени почти весь архив "Пилота" развезли по домам, в контейнере оставалась практически одна только бухгалтерия.
Это, пожалуй, первый случай, когда Живой Журнал в Москве способствовал массовой акции, более осмысленной, чем флэш-мобы. Вернее, без ЖЖ ничего бы и не вышло. Кто-то жаловался в ЖЖ-сообществе pilot_ru, созданном на следующий день после описываемых событий, что из десятка обзвоненных художников в Хохловский переулок приехал только один.
Справка
Студия ''Пилот''
Московская анимационная студия "Пилот" - первая негосударственная киностудия в России.
Президент и художественный руководитель Московской анимационной студии "Пилот" - Заслуженный деятель искусств России, кинорежиссер Александр Татарский.
Студия "Пилот" получила более 50 наград на самых престижных международных кинофестивалях.
Студия знаменита своими фильмами "Гагарин", "Следствие ведут Колобки", "Лифт", "Происхождение видов", "Братья Пилоты". Также студия выпускала анимационную публицистическую программу "Тушите свет" на каналах НТВ, ТВ-6, ТВС.
Дословно
Андрей Кузнецов
(Об архивах студии "Пилот")
Я считаю, что картинки попали по адресу - к тем людям, которым они были нужны. Единственно, что жалко - не было возможности организовать все это аккуратно и спокойно. Ну, хоть так.
Живой Журнал, 31.05.2004
Статьи по теме
Раздача Слонов
В минувшую субботу архив московской анимационной студии "Пилот" оказался в буквальном смысле слова на улице. Студия переезжает из центра Москвы в другое помещение, новые владельцы здания торопятся с ремонтом. Архив был просто-напросто выброшен в мусорный контейнер во дворе здания и отправился бы на помойку, если бы не пользователи Живого Журнала. Корреспондент Граней.Ру участвовала в вынужденной раздаче слонов.