Фильм про "Норд-Ост" увидит весь мир, кроме России
В эти дни, когда трагедии на Дубровке исполняется год, во многих странах мира пройдет показ фильма "Террор в Москве". Один из главных вопросов, на который пытается найти ответ английский режиссер Дэн Рид (производство британской независимой студии Mentorn): почему так много погибло заложников во время операции освобождения? Впервые фильм был показан по Четвертому каналу британского ТВ 12 мая 2003 года.
Лента уже успела побывать в Москве. Она была представлена на московском кинофестивале, посвященном Чечне. Тогда столичный Киноцентр, где планировалось проведение фестиваля, отказался демонстрировать фильм, усмотрев в нем "антироссийскую направленность".
Сегодня фильм приобрели десятки телеканалов мира. В американской кабельной сети НВО, имеющей десятки миллионов подписчиков, объявлен 21 сеанс начиная с 23 октября.
Лицензия на русскую версию "Террора в Москве" принадлежит Фонду гражданских свобод. Глава фонда Александр Гольдфарб сообщил, что в годовщину теракта русскоязычные зрители смогут увидеть фильм по ТВ в Литве, Латвии, Эстонии, Казахстане, а также в Израиле, США и в западной Европе. "Ни одна российская телестанция не проявила интереса к фильму", - сообщил Граням.Ру Гольдфарб.
Комментируя фактический запрет на показ фильма в Росcии, Джордж Кэри, исполнительный директор студии Mentorn, заявил: "Очень жаль, что "Террор в Москве" не покажут в Москве. Если люди станут лучше понимать, почему происходят события, подобные захвату театра, от этого будет только польза. Вред наносит сокрытие информации - обычно это признак того, что властям есть что скрывать".
Усилия, направленные на демонстрацию фильма в России, поддерживает общественная организация "Норд-Ост" - ассоциация бывших заложников и родственников погибших на Дубровке. "Российская публика должна увидеть этот правдивый и страшный рассказ о том, что произошло на Дубровке" - заявила Татьяна Карпова, сопредседатель Координационного совета "Норд-Оста". Граням.Ру она сообщила, что намерена предложить фильм "Террор в Москве" телекомпании НТВ и кабельным телеканалам.
Дословно
Владимир Путин
(О применении газа при штурме "Норд-Оста". Из интервью американским журналистам)
Эти люди погибли не в результате газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным. И он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств - обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. Легко критиковать службы безопасности, которые штурмовали здание, или медицинских работников, докторов, которые оказывали медицинскую помощь. Но только представьте, все здание было заминировано, и взрыв мог произойти в любое время.
Вы знаете, что было несколько центров взрывчатки, центров детонации этих взрывных устройств, и наши службы безопасности не были уверены, что располагают сведениями обо всех центрах детонации. И если бы произошел взрыв, было бы 800 жертв в результате этого взрыва, а также погибли бы все сотрудники службы безопасности, которые участвовали в этой операции. И взрывные устройства были такими мощными, что, случись взрыв, пострадали бы соседние здания, а в некоторых из них находились сотни родственников тех, кого взяли в заложники в театре. Террористы держали детонаторы в своих руках. Все, что им нужно было сделать, - это нажать на кнопку. Ни одна служба безопасности в мире не проводила аналогичной операции в аналогичных условиях. Естественно, условия были очень сложными, и когда все позади, мы можем сказать, что во время операции не пострадал ни один заложник. Силы безопасности вошли в здание с разных сторон и фактически первыми выстрелами нейтрализовали террористов, которые сидели среди заложников. И я повторю: ни один из заложников не пострадал. Это все случилось в считанные секунды.
Естественно, не хватало опыта в том, как обращаться с людьми, выведенными из здания на улицу. Было много летальных исходов не из-за газа, а из-за того, что доктора не знали, как лечить людей, и, скажем, человека, которого нужно было положить на живот, клали на спину, и он глотал язык, и люди задыхались в своей рвоте. Но антидота было достаточно, и он был введен всем, кто в нем нуждался. Вы можете представить, в каком состоянии людей вытаскивали из этого здания - 800 человек - и никто не был уверен в том, что не будет взрыва, потому что в здании было полно взрывных устройств и мин-растяжек, и людям приходилось переступать через них, а эти гранаты и ловушки могли взорваться в любое время. И во всем этом нужно винить террористов, а не тех, кто сражался с ними.
Что касается сил специального назначения, которые штурмовали здание, сказать честно, я был даже удивлен тем, насколько безупречной была операция. Никто не был на 100 % уверен, что все пройдет гладко, но сто человек из этих сил специального назначения вошли в здание и провели эту операцию. Они провели очень тщательную подготовку к этой операции и выполнили ее безупречно. И это, кстати говоря, также один из элементов усиления государства. Я думаю, вряд ли это было бы возможно три или четыре года назад.
NEWSru.com, 29.09.2003
Александр Ткаченко
Если посмотрите все эти фильмы, то вообще-то это фильмы о гуманитарной катастрофе, которая произошла в Чечне за эти годы. И если сейчас [фестиваль] под угрозой срыва, практически уже наполовину его сорвали, то фактически люди не могут высказаться, это идет чистейшая цензура, чистейшее нарушение прав человека на право получения информации. А самое главное, что на право самовыражения. Ведь несмотря на то что фильмы документальные, все эти фильмы имеют художественный смысл. В связи с этим хотел бы сказать, что совсем недавно, 2-3 дня назад, Путин заявил в Нью-Йорке, что ФСБ не имеет права вмешиваться в гражданское общество, оно должно блюсти только права государства.
"Эхо Москвы", 01.10.2003
В связи с тем, что вторая часть войны прошла уже при новом отношении к этой войне у руководства страны и журналисты уже не имели право брать интервью у другой стороны, мы многое пропустили. Вообще общество было введено в заблуждение относительного того, что именно происходит на территории Чечни. И если в период первой войны было много материалов и с той и с другой стороны, то сейчас материалы подаются очень односторонне. Фильмы дают возможность более широко взглянуть на проблему. Меня больше всего в этом фестивале интересует, насколько велика гуманитарная катастрофа. Мне кажется, что если бы мы не увязли в чеченской проблеме, то сейчас у нас была бы демократия совсем иного рода. Поэтому я считаю, что сейчас мы должны увидеть, что же действительно там происходило и происходит сейчас. В этих фильмах мы должны увидеть правду об этой войне, которая принесла только горе, страдания людям с обеих сторон. Эта уже десятилетняя война истоптала Чечню - может быть, фестиваль поможет кому-то понять это. Может быть, увидев ужасы чеченской кампании без цензуры, общество начнет требовать от правительства политической воли к тому, чтобы прекратить эту войну.
Грани.Ру, 30.09.2003
Валентина Мельникова
Меньше всего я связываю правозащитные действия с выборами. Вот так сложилось, что сейчас идет предвыборная кампания, и возможно, то, что будет показано на фестивале фильмов о Чечне, у политиков вызовет хоть какие-то эмоции, какой-то отклик - может быть, люди поймут, что происходит на чеченской земле. Но меньше всего я бы стала связывать это с выборами. Это не первый правозащитный фестиваль, и не первый раз показывают документальные фильмы, просто это возможность достаточно широко осветить происходящее в Чечне. Возможно, для многих российских граждан это будет новостью. На мой взгляд, трудно говорить в России о каком-то общественном мнении: существует мнение журналистов, существует мнение правозащитников, существует мнение работников искусства, существуют политические соображения, но по крайней мере у нас есть возможность составить впечатление о том, куда могут отправлять наших солдат, за что гибнут наши солдаты и офицеры на чеченской земле.
Еще один важный аспект – фестиваль демонстрировался не только в Москве, но и в других странах. Мир должен понять, что слова Путина о том, что в Чечне сейчас мир, не соответствуют действительности, что выборы президента Чечни, которые там будут проводить, это выборы на штыках.
Грани.Ру, 30.09.2003
Владимир Медведев
Киноцентр не может предоставить зал для показов документальных фильмов фестиваля "Чечня", так как ряд зарубежных фильмов неприемлем для показа в Киноцентре... Нам не сказали, какие фильмы будут. К российским фильмам у нас претензий нет, а вот все зарубежные картины - антироссийского направления, и нам это в Киноцентре ни к чему. Фильмы "Покушение на Россию", "Террор в Москве", "Правдивые рассказы. Война Бабицкого" и прочие - чистая политика. А мы политикой не занимаемся, мы показываем художественные фильмы.
Никакого давления на нас не было, просто мы не показываем фильмы, связанные с политикой, особенно когда это связано с российским правительством, с президентом. У нас очень хорошие отношения со всеми высшими органами, зачем нам портить отношения, нам это не нужно.
Мы дорожим именем Киноцентра, и прямо скажу: Березовский здесь не нужен. Мы лучше будем показывать фильмы, которые ничего кроме славы России не приносят. Cумма, оплаченная общероссийским общественным движением "За права человека" (за проведение фестиваля в Киноцентре. - Ред.), будет незамедлительно перечислена на расчетный счет этой организации.
"Эхо Москвы" // NEWSru.com, 01.10.2003
Юрий Самодуров
(На открытии фестиваля "Чечня")
В течение всего вчерашнего дня мы вели переговоры с Киноцентром. Они спросили нас, не связан ли этот фестиваль с выборами. Я сказал, что нет. Потом они поинтересовались у меня, не получал ли я разрешения на проведение фестиваля у администрации президента, у Суркова (заместителя главы администрации. - Ред.). Я сказал, что мне как-то даже в голову не пришло получать разрешение у Суркова на проведение фестиваля. Также они интересовались, не направлены ли какие-то фильмы из программы фестиваля против существующей власти. Сначала они попросили снять с программы фильм "Покушение на Россию". Мы были согласны заменить его другим, но потом они попросили убрать из программы еще один фильм - "Террор в Москве" о "Норд-Осте", затем в этот список попали "Правдивые рассказы: Война Бабицкого", "Убийство с международного согласия" - у руководства Киноцентра вызвало опасения то, что эти фильмы непосредственно затрагивали деятельность ФСБ, - и "Чеченская колыбельная". Потом и вовсе отказались проводить фестиваль и пообещали вернуть деньги, заплаченные в кассу. По тому, как ситуация развивалась, видно, что на руководство Киноцентра оказывалось давление и сами они попали в очень сложную для себя ситуацию. Мы понимаем, что руководству Киноцентра очень и очень непросто далось это решение.
Грани.Ру, 01.10.2003
Александр Гольдфарб
(Об отмене фестивальных показов в Киноцентре)
Запретили - значит боятся. Что и требовалось доказать!
Грани.Ру, 01.10.2003
Алла Гербер
(На открытии фестиваля "Чечня")
Сам Киноцентр сейчас находится в очень сложном положении, и есть много желающих заполучить Киноцентр. И если такое случится, то Киноцентр уже не будет таким, какой он сейчас. Я знаю людей, которые работают в Киноцентре - поверьте, они не просто так вот, за чашкой кофе, решили отказать в проведении фестиваля. Уже то, что они согласились на фестиваль, это смелый шаг с их стороны. Нельзя обвинять их. Решение отказать в проведении фестиваля далось им очень тяжело, и понятно, что они сделали это под давлением.
Грани.Ру, 01.10.2003
Джордж Кэри
Очень жаль, что "Террор в Москве" не был показан на фестивале в Москве. Если люди станут лучше понимать, почему происходят события, подобные захвату театра, от этого будет только польза. Вред наносит сокрытие информации - обычно это признак того, что властям есть что скрывать. Фильм "Война Бабицкого" идет по всему миру. Мне трудно понять, почему его нельзя посмотреть россиянам.
Анна Политковская
(На открытии фестиваля "Чечня")
Сейчас то, что присходит в Чечне, замалчивается. У нас нет возможности увидеть, что война идет на самом деле. То, что сейчас проходит в различных СМИ, создает абсолютно не соответствующую действительности, причесанную картину происходящего. И то, что сегодня Киноцентр отказался предоставить помещение для показа фильмов, в которых зрители могут увидеть правду о происходящем в Чечне, - это еще один шаг в замалчивании происходящего в Чечне, в выстраивании угодной режиму картинки.
Грани.Ру, 01.10.2003
Алексей Симонов
Фонд защиты гласности представляет картины, которые сняты в России (фонд представил большинство картин в российской части программы. - Ред.). Это картины последних лет, которые были призерами правозащитного кинофестиваля "Сталкер" или были представлены на этом фестивале. Поскольку я являлся в течение этих последних лет председателем жюри, то все эти картины были включены в программу по моей рекомендации, чтобы мы понимали, что не только международная общественность озабочена происходящим в Чечне, но и российская общественность озабочена этим не меньше. Что и российская общественность, российские художники, российские кинематографисты с такой же печалью, с такой же краской стыда смотрят на происходящее, как это делают их зарубежные коллеги.
Целью демонстрации того, что происходит в Чечне, является прекращение войны. Естественно, впрямую никакой фестиваль войны прекратить не может, однако он может увеличить число людей, которые не приемлют эту войну, и рано или поздно количество их превозможет количество тех людей, окторые так или иначе относятся к этому равнодушно или поощрительно.
Грани.Ру, 30.09.2003
Лев Пономарев
Эти фильмы крайне актуальны и могут ознакомить жителей Москвы с тем, что реально происходит в Чечне. Фильмы охватывают большой промежуток времени, там есть и фильмы первой чеченской войны, и короткого промежутка так называемого "мирного времени", и второй чеченской войны – работы совершенно разных режиссеров, которые в этом смысле дают большую объективность. В основном фильмы иностранные, но есть также и работы российских документалистов. По телевидению сейчас российский зритель практически не видит ничего о том, что происходит в Чечне, зато ему показывают ура-патриотические фильмы. Чаще всего художественные - о том, как наши войска "мочат" чеченцев. Так что фильмы, представленные на фестивале, полезны для общества.
Грани.Ру, 30.09.2003
Олег Орлов
На мой взгляд, это очень важная акция - очень важно постоянно привлекать внимание общественности к тому, что происходит в Чечне. А показ фильмов - это прежде всего воздействие и на эмоциональную составляющую. Все настолько уже очерствели... Вот эти бесконечные сообщения о всевозможных ужасах, прочитываемые в газетах, они уже как бы не действуют на людей, и люди прочитывают, не понимая ужаса того, что там происходят. Когда же будет показан визуальный ряд, возможно, люди увидят то, что там происходит, они как бы побывают там. Потому что когда мы там бываем, конечно, мы этот ужас привозим, но совсем иное дело - передать это средствами документального кино.
Грани.Ру, 30.09.2003
Статьи по теме
Прямая речь о косвенных уликах
От Каширки до Дубровки, от гексогена до фентанила... Московские осенние трагедии 1999 и 2002 годов сходны между собой в том, что вызывают немало вопросов к российским властям и спецслужбам. Надежды на правдивые ответы с каждым днем остается все меньше, но ведь давно известно, что отсутствие информации - это тоже своего рода информация. Обозреватель Граней.Ру Илья Мильштейн комментирует заявление Бориса Березовского, обвиняющего ФСБ в причастности к гибели заложников "Норд-Оста".