В Манеже нашли остатки канистр из-под бензина
В выгоревшем здании московского Манежа найдены остатки канистр из-под бензина, передает "Эхо Москвы". Об этом в пятницу рассказал на Общественном градостроительном совете Москвы председатель комиссии по охране культурного наследия Союза художников, вице-президент Академии художественной критики Алексей Клименко. По его словам, находка может свидетельствовать о том, что здание подожгли. Клименко заявил, что поджог мог быть выгоден тем, кто добивался реконструкции Манежа в своих интересах, однако никаких конкретных имен не назвал.
Ранее к выводу о том, что Манеж сгорел из-за преднамеренного поджога, пришли эксперты МЧС и ФСБ. По их данным, пожар начался в результате искусственно созданного мощного теплового импульса. Специалисты говорят, что поджечь чердак здания можно было с помощью двух-трех пластиковых бутылок с бензином и оставленной возле них горящей свечи.
Между тем мэр Москвы Юрий Лужков заявил в пятницу, что окончательные выводы о причинах возгорания в Манеже должна сделать прокуратура. Как передает РИА "Новости", мэр напомнил, что по факту возгорания возбуждено уголовное дело. "Когда следствие закончится, прокуратура сделает выводы о причинах возгорания и доложит мне, я обязательно сообщу", - заверил мэр.
По словам градоначальника, слухи о том, что ущерб от пожара составил около $100 миллионов, не соответствуют действительности. "Цифра преувеличена как минимум в три раза", - сказал Лужков.
Пожар в Манеже начался 14 марта вечером, примерно в 21.15 по московскому времени. Пожару была присвоена высшая категория сложности. Сообщалось, что пламя поднималось над зданием на высоту до 30 метров. В результате крыша Манежа прогорела и обрушилась, когда в здании находились пожарные. Двое пожарных погибли, еще один с ожогами верхних дыхательных путей был госпитализирован. Окончательно потушить Манеж удалось лишь утром 15 марта.
Комментарий
Станет ли кому-нибудь легче от сознания того, что Манеж сожгли злоумышленники? Едва ли. Так же, как не станет легче оттого, что доброжелатели сгоревшее здание восстановят. В случае, если Манеж был сожжен, единственное, что могло бы принести облегчение, это примерное наказание поджигателя. Чтобы больше уже ничего не поджег. Но только где и кому его искать? Столичный градоначальник от этой миссии вежливо отказался, пообещав восстановить все "как было", и умчал, как на пожар, в Батуми – защищать свой бизнес и государственные интересы. Вернулся триумфально - ликвидировав очаг возгорания. И вновь опроверг версию умышленного поджога, уточнив лишь детали восстановления. А, может быть, лучше и не восстанавливать ничего? Пусть лучше будет как совсем давно, в шестнадцатом веке, когда на месте Манежа располагался Земской приказ. То есть пожарная часть. Чтобы больше уже ничего не сгорело.
Справка
История московского Манежа
Московский Манеж был построен в честь 5-летия победы русских войск над Наполеоном. Проект здания был разработан известным инженером Бетанкуром и стал уникальным для своего времени: его построили без единой опорной колонны. Строительными работами руководили инженеры Карбонье и Кашперов, а фасад и внутреннюю отделку здания разрабатывал архитектор Бове. Строительство велось в максимально короткие сроки, продолжалось ровно полгода и было закончено ко дню торжественного парада войск, который состоялся в ноябре 1817 года в присутствии императора Александра I.
К 1825 году была окончательно закончена внутренняя и внешняя отделка и Москва обрела новый памятник русского классицизма (о чем говорят архитектурные элементы, колонны и традиционное сочетание цветов - белого и желтого).
Изначально Манеж предназначался для проведения военных смотров, парадов и учений. Именно этим объяснялись объемы здания - оно вмещало пехотный полк (больше 2 тысяч солдат), зрителей и гостей.
Однако со временем здание стало использоваться и в более мирных целях. С 1831 году в нем проводились выставки, самой знаменитой из которых стала Политехническая выставка 1872 года, а также концерты. В 1867 году в Манеже состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тысяч зрителей. Оркестром и огромным хором из 700 человек дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн.
В середине 19-го века сложилась традиция проводить в Манеже и народные гуляния, посвященные официальным церковным и государственным праздникам. И эта традиция сложилась не случайно: место, на котором возвели Манеж, было исторически известным. В 1493 году по указу Ивана III была создана рыночная площадь для торговли дровами, сеном и мхом, который использовали для конопаченья домов. В XVI веке здесь находился Земской приказ, который выполнял полицейские и противопожарные функции, и Моисеевский женский монастырь с кладбищем. В начале 18-го века к монастырю по указу Петра I были перенесены торговые лавки Охотного ряда, и на рынке стали продавать птицу и дичь. В 1789 монастырь был закрыт, а потом снесен, однако торговая площадь продолжала существовать и сохранила название Моисеевская. Когда же построили и открыли здание Манежа, рыночную площадь решили оставить.
После 1917 года в здании Манежа размещался правительственный гараж. А в 30-е годы советское правительство утвердило план реконструкции Москвы и приступило к его реализации. В 1937 году площадь, на которой стоит здание Манежа, была названа Манежной. В связи с реконструкцией на ней были снесены все торговые ряды, в результате чего площадь стала одной из самых больших площадей Москвы - она занимала все пространство между Александровским садом, фасадом Исторического музея и домами, стоящими на улице Охотный ряд.
40-летие Октября (1957) было ознаменовано переоборудованием Манежа в Центральный выставочный зал, где проходили ежегодные отчетные выставки Союза художников. В 1967 года Манежная площадь была переименована в Площадь 50-летия Октября. С 1977 года в здании Манежа размещался Центральный выставочный зал "Манеж".
В 1990 году площади было возвращено историческое название, а в 1992 году началась очередная реконструкция. Которая, согласно планам московского правительства, должна была увенчаться полной реконструкцией самого Манежа. В конце 2003 года был объявлен открытый конкурс для инвесторов, желающих властвовать на одном из самых лакомых кусочков столицы. Конкурс грозил обернутся очередным "охранным" скандалом: Манеж является памятником архитектуры федерального значения, однако авторы проекта реконструкции едва ли собирались это учитывать.
Между тем концепция реставрации и приспособления Манежа к потребностям нового времени существует с 1998 года. Проект реконструкции был разработан мастерской № 14 "Моспроекта-2". Он предусматривает существенное расширение экспозиционных площадей, насыщение Манежа современной выставочной техникой и инфраструктурой, использование подземных пространств. Составной его частью является проект научной реставрации фасадов и интерьеров Манежа. Отдельным пунктом программы идет реставрация знаменитых ферм. Перекрытие, некогда считавшееся достижением инженерной мысли, срочно нуждалось в обновлении.
Как ожидалось, главным камнем преткновения должно было стать подземное пространство Манежа, которое любой инвестор всегда стремился использовать на полную катушку.
По материалам сайтов www.keng.ru, www.kultur-portal.ru, www.investmentrussia.ru