Памяти Лимонова
Очень жаль. Жил на свете большой писатель, яркий публичный лидер, просто порядочный человек – Эдуард Лимонов. И вдруг - бесславный финал в сумбурной бабской истерике по совершенно неясному поводу.
Я не собираюсь быть мелочным и напоминать Эдуарду Вениаминовичу, кто и как ему (и НБП) помогал в самые нелегкие периоды его жизни. Пусть помнит сам, если еще умеет. А нет – так неплохо действуют кислородные ванны, а также бельгийское средство "Ноотропил" (по 2 таблетки 3 раза в день). Если же Эдуард считает, что моими руками ему помогала некая башня Кремля – то пусть подойдет к Кремлю и поцелует эту самую башню. Право слово, ему есть за что благодарить, даже если он все забыл.
Да, кстати, насчет кремлевских агентов. В свое время многие уверяли меня, что Лимонов получил условно-досрочное освобождение из тюрьмы благодаря некоей тайной договоренности с ФСБ. Я, конечно, эту версию всегда с негодованием отвергал. Отвергаю, вестимо, и сейчас.
Очень странной кажется мне и вся эта риторическая суета вокруг "Другой России". Если Лимонов не знает, почему и зачем я ездил перед "маршами несогласных" в Питер и Нижний Новгород, то это проблема сугубо медицинская (см. выше). Но это, конечно, не имеет убийственного значения. Я всегда поддерживал и продолжаю поддерживать "ДР" - по меньшей мере, по этическим и эстетическим соображениям. И еще 7-8 июля, когда я дважды выступал на конференции "ДР", меня никто не предупредил (наверное, трудный Лимонов недоработал), что там кто-то якобы от меня дистанцировался. В сегодняшней России я был и остаюсь оппозиционером. Моя работа (очень непростая, смею уверить) в качестве учредителя независимого аналитического института и нескольких неподцензурных интернет-СМИ об этом свидетельствует. Ни в каких "сертификатах оппозиционера" за подписью Лимонова или чьей-то еще я не нуждаюсь. Если кто-то собрался организовать торговлю оппозиционными "должностями" и выдавать VIP-приглашения на борьбу с властью, то я в этом не участвую. Пусть кто хочет, тот и погрязнет в этой мышиной возне, но только без меня, пожалуйста.
Муторно-мелкотравчатый текст Эдуарда, написанный в духе "Советской России" конца 1960-х годов, не требует внимательного разбора. Но одну уж слишком вызывающую ложь (на которой, по большому счету, и построен весь лимоновский вопль духа) придется разоблачить. Мелодраматическая композиция Э.В. "Разговор с Рогозиным о русском "Народе", конечно же, не выдерживает критики. Если верить Эдуарду (и его данным лубочным литгероям Каспарову и Рогозину), получается, что рогозинский митинг на Болотной площади 15 апреля был проведен в знак протеста против создания движения "Народ", учредительная конференция которого прошла в конце июня (через два с половиной месяца после митинга). Да и само обсуждение идеи грядущего "Народа", насколько мне известно, началось лишь в середине мая. Версия о том, что "Народ" создан Лимоновым, выглядит, мягко говоря, совсем неубедительной – в конце концов, состав учредителей этого движения хорошо известен, и Эдуарда Вениаминовича, к сожалению или к счастью, среди них не было и нет. Полагаю, Дмитрий Олегович Рогозин найдет в себе публично-политические силы подтвердить, что я нисколько не ошибаюсь.
Попытки Эдуарда убедить, что я тайно управляю "Народом", просто смехотворны – по крайней мере, для всех, кто еще не совсем утратил понимание нашей осенней реальности. Да, я был соавтором идеи "Народа", чего никогда не скрывал. Вот и всё. Однако движение это создал вовсе не я. А - Гуляев, Навальный, Прилепин, Милосердов, Дмитриев, Голышев и другие. В общем, не жалкая кремлядь какая-нибудь. Людьми такого уровня, такого класса управлять извне, манипулировать невозможно. Я так считаю. Наверное, Лимонов думает иначе. Пусть думает. Легко.
Я не могу обижаться на Эдуарда, потому что, кажется, понимаю, что действительно подвигло его на странный (по меньшей мере) выпад в мой адрес. Если разобраться, то физическое лицо "Белковский С.А." здесь вообще ни при чем. Проблема – совсем в другом. Она называется "Кризис художника в политике".
Эдуард Лимонов – разумеется, не политик в чистом смысле этого слова. Он – художник. Политика для него – форма расширения художественного пространства. НБП изначально была не партией, но художественным проектом стареющего гения. Его священной игрушкой. Предпоследней великой книгой.
Сознание художника тоталитарно по определению: власть творца над его творением бесконечна и безгранична. Поэтому многие художники искренне восхищались великими тиранами – и Лимонов не исключение. Но бег времени сыграл с Эдуардом злую шутку. В НБП выросли новые, молодые лидеры. Самостоятельные фигуры. Не погремушки в длящемся лимоновском представлении. Они захотели большего. Творение начало вырываться из-под контроля творца. Вчерашние безгласные персонажи сошли с романных страниц в дышащий жизнью русский партер.
И старик Лимонов просто-напросто испугался. Что персонажи убегут от автора. И перепишут сюжеты его творений на свой собственный лад. И тогда он, страшась признаться себе в подлинной природе своего страха и гнева, учинил себе виртуального врага. Им и оказался проклятый Белковский, якобы соблазняющий малых лимоновцев на членство в совсем другой литературе.
- Марк!- сказал "шофер", утирая бумажной салфеткой кофе и майонез с кетчупом с лица.- Марк, ты не можешь уйти, я тебя предупредил. Ты не можешь уйти. Не можешь!- Голос "шофера" был, как ни странно, спокойным.
- Да? - со злобой спросил тот, кого назвали Марком, повернувшись к "шоферу".- Да? Так вот, я ухожу.- Красивое широкоротое лицо его изломалось поперек в резиновой гримасе.- Ухожу!- И, сунув руки в карманы куртки, он твердо, не оборачиваясь, нарочито печатая шаг, пошел к двери.
Далее произошло то, чего Оскар никак не ожидал и что заставило
вздрогнуть даже как будто безучастного ко всему на свете старика бродягу.
"Шофер" выудил откуда-то из одежды револьвер и, не вставая из-за стола,
более того, как показалось Оскару, даже практично используя стол, укрепив на
нем локти, вытянул перед собой револьвер и три раза подряд выстрелил в того. кого называл Марком. Три раза. Баф! Баф! Баф!
Боже мой! Как все мельчает в нашей России! Еще недавно виноват во всем был целый Березовский, и вот уже – какой-то Белковский. Улыбка.
Битва автора с героями нескончаема, как расширение Вселенной. Простим ему, ибо он не может иначе. Политика – дело коллективное. Эгоценстрист (как все большие художники), Лимонов не в силах этого понять. И уже не сможет – история с биографией, понимаешь.
Дорогой Эдуард Вениаминович! Поскольку мы с Вами в скором будущем не увидимся, хочу заранее поздравить Вас с наступающим 65-летием. Поверьте: и в этом возрасте Вы сможете быть полезным России и всем тем, кто Вас действительно любит.
Искренне Ваш