Православное порно
На этой неделе в первый раз в России хакерской атаке подвергся крупный православный сайт (предпочитающий именовать себя интернет-порталом) "Православие на Дальнем Востоке". "Вместо привычного контента нашим читателям предстали разнузданные порнографические картинки", - сообщил агентству "Интерфакс-Религия" главный редактор сайта и по совместительству ректор Хабаровской семинарии игумен Петр (Еремеев).
Степень разнузданности картинок оценить трудно, поскольку сейчас при открытии страницы демонстрируется и вовсе абракадабра, но утверждение игумена, что на такую диверсию пошли "диомидовцы", мстя захватившему их епархию Хабаровскому архиепископу Марку (Тужикову), представляется сомнительным.
Как показывает уже имеющийся большой и печальный опыт, идеологические противники, взломав неприятный им сайт, оставляют на нем свое "знамя", символы своего идейного направления. Так что вряд ли сторонники ультраконсервативного епископа захотели бы ассоциировать себя с ведущей в ад порнухой. Скорее уж написали бы что-то типа "сатана не пройдет".
Вряд ли ответственны за порно и китайцы, на негласную христианизацию которых и направлен интернет-проект "Православие на Дальнем Востоке". В 2005 году чахлая Хабаровская епархия получила специальное государственное финансирование под проект разворачивания миссионерской работы как среди китайских мигрантов, так и в пределах самого Китая. Именно тогда и была основана Хабаровская семинария, организовывать которую приехала столь значимая в церковном образовании фигура, как секретарь Учебного комитета РПЦ игумен Петр (Еремеев), и открыт поломанный теперь сайт. Китайский хакер, как правило, патриотичен, и в случае взлома он скорее забацал бы что-нибудь окрашенное в национальные краснознаменные цвета.
Нет, это свое, родное и к внутрицерковным спорам отношения не имеющее. Но напоминающее о том, о чем церковные начальники в своем медийном "торжестве православия" все время забывают. Каждое действие рождает противодействие. Грубая сила, нахрапистое выбивание из государства, общества, местной власти и т.п. чего-либо потребного (зданий, земельных участков, финансовой помощи, телевизионного времени, внимания учащихся к ненужным им предметам) вызывает все более жесткую обратную реакцию.
В стране ширится атеистическое движение. Причем это отнюдь не атеизм советского типа с усталыми дядечками, бормочущими себе что-то такое под нос. Нет, речь идет об атеизме или, быть может, об антиклерикализме молодежном и радикальном.
Еще несколько лет назад дискуссии о том, какой быть церкви, какое оно должна иметь отношение к государству и обществу, были уделом не слишком широкого круга московских и питерских интеллектуалов. Церковь, дружа с губернаторами и министрами, снисходительно игнорировала "обиженных", как ей казалось, интеллигентов, не желая понять, что их удел - работать "маяками", сигнализировать о намечающейся тенденции. Теперь же рост ненависти к церкви очевиден. Как очевидно и оформление групп ее идейных сторонников.
Провинциальные интернет-форумы, существующие теперь не только в областных, но и в районных центрах, пестрят дискуссиями о роли и месте церкви в обществе. Заседающие на них двадцатилетние в среднем наши сограждане в выражениях (как с той, так и другой стороны) не стесняются. И словами не ограничиваются. Вандализм в отношении религиозных объектов стал в России нормой. И между синагогами (первое место по числу нападений) и протестантскими молитвенными домами почетное второе место занимают православные храмы.
Правозащитным центром "Сова" за пять месяцев этого года зафиксировано 8 нападений на православные объекты (за весь прошлый год – 6, за 2006-й – 12). Казалось бы, не так много, но несомненно, что это лишь верхушка айсберга. В отличие от еврейских, мусульманских и протестантских организаций, как правило, заинтересованных в оглашении подобных инцидентов и обладающих каналами передачи информации с мест в Москву, православные не слишком склонны говорить о таких вещах. И дело не в скромности и даже не в неспособности наладить передачу сведений, а в том, что церкви очень невыгодно выглядеть жертвой, когда, по словам ее лидеров, "80% населения являются православными по факту принадлежности к русской культуре".
Только особо жуткие происшествия - убийства священников, поджоги их домов - вызывают на православных интернет-форумах реакцию в стиле "Ну а что ждать от неверующего, спившегося и ненавидящего священников сельского населения".
Теперь не только крестьяне выражают свое отношение к доставшим их "попам". Поколение, выросшее с Интернетом и обладающее некоторыми техническими навыками, в том числе теми, что необходимы для взлома сайта, тоже хочет предъявлять свои идеологические требования. Атеистов в нем, думаю, больше, чем неоязычников, но и у тех, и у других есть серьезные претензии не столько к православным вообще, сколько к православным институциям.
"Основы православной культуры" для не желающего такого предмета и неверующего будущего программиста? Публичное порубание православным корпусом движения "Наши" "языческого идола" на Селигере глазами юного неоязычника? Православный крест, установленный на въезде в город с не особо верующим населением?
А порно на миссионерском сайте не хотите? Или горящих по ночам крестов? Или расписанных свастикой храмов?
Впрочем, свастику с храма можно оттереть. Крест заменить. Сайт восстановить. А вот лишать сана священника, благословляющего юных нацистов на погром гей-клуба или протестантского молитвенного дома, РПЦ пока не собирается. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Статьи по теме
Православный билль об обязанностях
У меня есть к православным деловое предложение: как демократы не считают легитимными Госдуму и президентскую власть (после таких-то выборов!), так православным не считать легитимной РПЦ. Ни христианство, ни Христос там и не ночевали.
По-архиерейски
Постановление о правах человека, принятое Архиерейским собором РПЦ МП, можно было бы смело квалифицировать как документ кошмарный, смертельно опасный для общества и позорный для церкви, если бы не одна маленькая деталь: цена ему полкопейки в базарный день.