Вер у нас много, но надежда и любовь у Кремля одна
"Каноническая территория" государства российского характерна тем, что она может становиться неприступной или неуютной для представителей других конфессий по самым разным поводам и соображениям. Далай-ламе, к примеру, на днях отказали в российской визе потому, что его визит к нам якобы приобретал "политизированный характер" и вообще мог отразиться на отношениях с Пекином.
В случае с папой римским Иоанном Павлом II проблема вроде бы не в визе - Кремль пару раз давал понять, что не против его визита. Но вот не хотят видеть его на святой русской земле предстоятели нашей православной церкви: прозелитизм Ватикана, говорят, прямо невыносим, а значит, неискренен папа в своих извинениях за прошлые прегрешения католиков.
С иудеями, похоже, проблем ни у Московской патриархии, ни у Кремля нет, да вот только на "бытовом уровне" много чего и довольно часто происходит; но попробуйте припомнить, чтобы кого-то изловили и осудили за антисемитские высказывания и выходки!
Ислам в России чувствует себя также внешне неплохо, но настороженность в отношении его фундаменталистских ответвлений - в свете событий в Чечне и теракта 11 сентября - достигла такого предела, при котором вопрос "лоялизации" мулл приобретает общегосударственное значение (метаморфоза с бывшим муфтием Чечни Ахмадом Кадровым весьма показательна).
Получается, что мировые религии у нас поделились на "свои" и не "свои", любимые и нелюбимые, лояльные и не очень. Конфессиональные отношения становятся заложниками политических и внешнеполитических интересов (как в случае с далай-ламой), используются для поднятия политического рейтинга (как пытался сделать Кирсан Илюмжинов, пробивая визит того же далай-ламы в канун выборов в Калмыкии, или как сейчас делает Александр Лукашенко, который сразу после размолвки с Москвой вдруг заговорил о возможности приглашения папы в Белоруссию).
В итоге в России только "титульная" Русская православная церковь чувствует себя спокойно. Особенно сейчас, когда счастливо соединились духовное и властно-материальное начала и когда при нынешнем подчеркнуто православном президенте госмужи стали особенно рьяно креститься перед телекамерами на Рождество, на Пасху и вообще при всяком удобном случае.
Президент строит свои взаимоотношения с конфессиями строго избирательно и дозированно. С патриархом Алексием II у него, понятное дело, постоянный и плотный контакт. С главными раввинами (особенно с тем, который прибыли к нам из-за океана) встречается также весьма регулярно: они ведь почти "свои", ибо здорово лоббируют интересы России и российского бизнеса в тех же США.
А вот с российскими католиками явный "напряг". С их главой Тадеушем Кондрусевичем ни Путин, ни его предшественник Ельцин за все годы существования новой России не удосужились встретиться ни разу. То ли о том же прозелитизме наслышаны, то ли дивидендов от Ватикана никаких не видят. Вот поспособствует папа решению калининградской проблемы, а то и введению безвизового режима со странами Евросоюза, тогда, глядишь, чего-то и изменится...
Ну а от далай-ламы и подавно никакого проку - одни неприятности. Хотя буддистов в России и больше, чем тех же иудеев, но зато постов видных они у нас не занимают. Разве что Илюмжинов числится президентом автономии, да и то, как надеются в Москве, ненадолго. Потому что не "свой", да и до настоящего олигарха явно не дотягивает. А ведь на другой чаше весов Китай, многомиллиардные контракты по вооружениям, нефти. Так что на чаяния "не наших" верующих можно и не принимать особо близко к сердцу. Тем более что буддисты в целом народ мирный - ни Калмыкия, ни Бурятия с Тувой новой Чечней никогда не станут.
В общем, пока "маргинальные" мировые религии не будут представлены в российской политической верхушке и бизнес-олигархате, не видать далай-ламе Монголии (куда можно прилететь только через Россию или Китай), а папе римскому не служить мессу в Лужниках.
Операция "Ватикан" - Грани.Ру, 22.04.2002
Религиозная госбезопасность - Грани.Ру, 22.04.2002
ИНФОРМБЮРО: Католических священников не пускают в Россию
Досье Граней.Ру:
Межконфессиональные отношения
Россия-Китай
Статьи по теме
Вер у нас много, но надежда и любовь у Кремля одна
Получается, что мировые религии у нас поделились на "свои" и не "свои", любимые и нелюбимые, лояльные и не очень. Конфессиональные отношения становятся заложниками политических и внешнеполитических интересов, используются для поднятия политического рейтинга.