РПЦ разработала для бизнесменов свод нравственных принципов
Русская православная церковь сделала беспрецедентно серьезную заявку на участие во внешней и внутренней государственной политике. Предложения, прозвучавшие из уст высокопоставленных духовных лиц, общественных деятелей, политиков и министров на завершившемся в среду двухдневном VIII Всемирном русском народном соборе, вышли далеко за границы узких церковных вопросов. С одной стороны РПЦ предложила создать международную всеправославную организацию, наподобие ОИК (Организация исламская конференция). А с другой, представила вниманию общества и власти рецепты праведной экономической жизни в виде "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании", которые в первый же день работы форума окрестили "десятью заповедями коммерсанта", сообщает "Время новостей". Последняя новация, по задумке авторов документа, будет способствовать экономическому росту и тем самым укреплению позиций России на международной арене.
Свод толкует значение таких явлений, как бедность и богатство, национализация и неуплата налогов, реклама и прибыль. Основная цель свода, как прокомментировали "Газете" в кулуарах собора, "максимально ввести бизнес в публичную сферу: никто не будет судить по законам государства предпринимателей, но сам предприниматель будет судить свою совесть".
"Судить свою совесть" предлагается РСПП, ТПП, "Деловой России" и "ОПОРЕ России". Несмотря на утверждения авторов о том, что свод создавался сообща с этими организациями, бизнесменов перспектива жить и трудиться по заповедям удивила. "Церковь нужно саму реформировать, она закоснела, поэтому и рождает такие дикие идеи", - говорят в РСПП.
Одна из заповедей предупреждает бизнесменов: "Богатство – не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа", другая гласит, что "присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе".
Рассуждая о налогах, авторы свода отмечают, что их неуплата - это "хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей". "Передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества", -- сказано в документе.
Свод пригодится и простым верующим для того, чтобы уяснить себе ситуации в бизнесе, с которыми они ежедневно сталкиваются. Например, нуждающиеся узнают из свода, как им воспринимать свое положение: "бедный же человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышая свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния".
На соборе ждали появления Владимира Путина, церковные иерархи прикладывали к этому серьезные усилия. Однако президент в Лавру не поехал. Дело в том, что в Кремле расценили принятый на соборе "Свод" как предвыборную платформу конкурнта нынешнего главы государства на президентских выборах Сергея Глазьева, который, в свою очередь, присутствовал на собраниях Собора. По неофициальным, но вполне достоверным версиям, он был одним из основных разработчиков документа наряду с экономистом Владимиром Мау и зампредом отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным.
Однако, вполне возможно, что "Свод православных принципов и правил в хозяйствовании" готовился "под Путина", ведь разработка документа шла больше года, отмечает "Время новостей". Решение о необходимости такого документа принял предыдущий народный собор РПЦ, который был посвящен экономическим вопросам.
Между тем в выступлениях на соборе не раз звучали высказывания, что вряд ли в ближайшее время отечественные бизнесмены решатся следовать новому своду. Заповеди предлагается принимать добровольно. Однако, пояснили "Газете", тем, кто не примет или примет и не будет соблюдать, грозит публичное порицание Церкви. "Возможно, Патриархия будет публиковать список тех, кто присоединился к cводу – это механизм еще не проработан", - сообщил источник в ОПОРЕ. Также, по его словам, в том случае, если, например, какая-то организация приняла cвод, а некоторые ее члены его не выполняют, то они могут быть исключены из организации. "Наверное, некоторые компании все-таки примут этот свод, хотя бы по политическим соображения, потому что мы видим, насколько церковь сейчас близка к власти. Эта близость очевидна хотя бы по тому, сколько политиков и высоких чиновников посетили cобор", - продолжил собеседник газеты. А митрополит Кирилл уже подтвердил, что уже "есть большой круг предпринимателей, в том числе крупных, кто готов хартию подписать".
Авторский коллектив при РПЦ обещает предложить вскоре свод правил и для государственных чиновников. В аппарате правительства к этой идее, равно как и к идее поставить бизнес на православные рельсы, отнеслись с удивлением. "Государство ведет диалог со всеми конфессиями и, конечно, с особым уважением относится к Русской православной церкви. Однако церковь у нас отделена от государства и вряд ли целесообразно превращать библейские заповеди в непосредственные нормы поведения госслужащих и предпринимателей. К тому же основные конфессии и так формируют нравственные нормы своих последователей и тем самым влияют на их поведение", - заявил высокопоставленный собеседник "Газеты" в Белом доме.
По всему заметно, что планы РПЦ простираются широко: собор принял резолюцию о духовном образовании и направит ее в ближайшее время правительству. Согласно этому документу "собор считает жизненно необходимым для России снятие всех бюрократических препон для преподавания в средних школах основ православной культуры при соблюдении принципа добровольности".
Не меньший интерес церковь проявляет и к средствам массовой информации. Так, в своде есть указание, что "частные СМИ должны откровенно говорить об источниках, размерах и расходовании своих средств". Этот пункт был добавлен только в среду при утверждении окончательного текста свода. О СМИ, которые финансируются из бюджетов разных уровней, то есть на деньги налогоплательщиков, не сказано ни слова, хотя таких в России подавляющее большинство. Владельцы частных СМИ, равно как и представители РСПП, при обсуждении окончательного текста свода не присутствовали.
Кроме того на соборе патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призвал переосмыслить роль православия в мировой истории и в "начертании судьбы человечества". "Вызовы времени естественным образом заставляют объединяться страны и нации, близкие по культуре, мировоззрению, духовной традиции, - пояснил он. - Набирают силу интеграционные процессы в Европе. Мусульманские государства стремятся консолидировать свои усилия на мировой арене. Могут ли в таких условиях оставаться разобщенными страны с многовековой православной культурой?"
Митрополит Кирилл высказал пожелание о скорейшем появлении политических, общественных и культурных проектов в рамках православного мира, которые бы послужили тесному сближению православных народов и их плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими нациями. В среду владыка пояснил журналистам, что в качестве образца для подобных проектов вполне может подойти и модель Организации исламская конференция. Хотя с его точки зрения более уместно говорить о воссоздании существовавшей некогда православной цивилизации. По оценкам РПЦ, численность православных христиан составляет сегодня около 300 миллионов, больше половины из которых является паствой русской церкви. По словам участников форума, эта мощная сила до сих пор была не задействована при решении многих общественных и политических вопросов. "Для России русский мир - это не этническое понятие, - оговорился владыка Кирилл. - Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом".
Комментарий
Насаждать в среде российских бизнесменов духовность и нравственность - дело богоугодное. Появление же "Свода нравственных принципов и правил хозяйствования" указывает на то, что дело это многотрудное и настолько в нынешней России запущенное, что одними десятью Божьими заповедями тут уже не обойтись. Нужна их внятная адаптация к современному миру предпринимательства. Лаконичное "не укради" не доходит до сознания современного бизнесмена. Он просто не находит в окружающей его жизни доказательств справедливости этой заповеди. Как, впрочем, и остальных девяти. Принятый "Свод" послужит своего рода комментарием к тому, что хотел сказать Господь, - на манер комментария к Уголовному кодексу. Авторы "Свода", видимо, полагают, если человек не понял, что от него хотят, говоря "не укради", то развернутый призыв "уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом" с объяснением, насколько "безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность", произведет переворот в душе заблудшего.
Cосредоточение пастырских сил прежде всего на экономике выглядит вполне разумно. "Православная традиция, - справедливо отметил докладчик, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, - не игнорирует ценностей материальных". Особенно не следует их игнорировать в ходе такой предвыборной кампании, как президентская. При всей отделенности церкви от государства, стоять соляным столпом посреди моря политического было бы крайне неосмотрительно. Особенно сегодня, когда современного российского избирателя так волнует "оценка общественных и политических реалий с религиозной точки зрения".
Однако же электорат населяет не одну лишь экономическую область человеческой деятельности. И не одни бизнесмены нуждаются в особом пастырском окормлении. Было бы правильно отозваться аналогичными сводами и на положение дел в армии, в правоохранительных органах, в социальной сфере, в науке, культуре и спорте. В подобного рода нравственном путеводителе нуждаются политики, депутаты, государственные мужи всех степеней. Иначе говоря, всяк, кто является избирающим и избираемым, должен, как подчеркивает митрополит Кирилл, добровольно принять за основу духовные наставления православной церкви.
В настоящее время, как сообщают Граням.Ру источники, близкие к РПЦ, в недрах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата близка к завершению работа еще над одним судьбоносным для россиян документом – "Сводом нравственных принципов для православного избирателя". Занимаются ли предвыборным окормлением электората представители иных конфессий, пока неизвестно.
Справка
Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании
I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества.
(...) Исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Впрочем, крайности такого выбора приводили к страшным трагедиям.
Помня это, мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. Этой гармонизации, как показывает исторический опыт, содействуют правила, основанные на библейских принципах.
II. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.
Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную "войну всех против всех". (...)
Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. (...)
Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ.
Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений. (...)
Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.
Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышая свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом.
III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.
Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.
(...) Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и закрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах.
Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой гармоничных отношений в экономике. Напротив, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей страны.
Общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными (отказ в личном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ).
Те же правила применимы к недобросовестным работникам, не исполняющим определенное трудовым договором. (...) Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярностъ.
Государство призвано принимать законы, поддерживающие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области выполнения политических обещаний. (...)
IV. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.
Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деградации. Ничто не может оправдать отказа человека от законного времени отдыха, выходных дней и полноценного отпуска. (...)
Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работников. Ведь личность, потенциал и таланты которой всесторонне раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике.
V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Экономика - это социально ответственный вид деятельности.
Национальное хозяйство саморазрушается без эффективных мер социальной защиты. Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, - никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением. (...)
Работникам предприятия должны быть открыты возможности для ответственного участия в управлении им в соответствии с их профессиональным уровнем и образованием, дабы люди могли почувствовать себя партнерами, сопричастными судьбе общего дела.
Работодатель, в том числе государство, должен нести публичную ответственность за свое участие в программах социального и пенсионного страхования. (...)
VI. Работа не должна убивать и калечить человека.
Создание достойных условий труда, строгое соблюдение техники безопасности на производстве - сфера повышенной ответственности работодателя, в том числе государства.
Впрочем, и работник должен ответственно относиться к требованиям безопасности, не допускать халатности, пьянства, особенно при обращении с опасной техникой. Он должен помнить, что своей безответственностью подчас ставит под угрозу жизнь и здоровье других людей. (...)
Предпринимательское сообщество должно отказаться от противозаконных методов ведения дел с употреблением насилия и угрозы силой. (...)
VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.
Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит публичному осуждению как безнравственная.
Производственные и предпринимательские структуры, полностью или частично принадлежащие государству, не должны делать политических предпочтений.
В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.
Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров. Отстаивание бизнесом своих интересов перед властью должно быть законным и открытым для общественного контроля.
Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества.
Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм.
VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.
Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кармана неположенное, подлежит публичному позору.
Хищение у партнера по бизнесу, лишение его оговоренной части общей прибыли должно становиться общеизвестным и непременно вести к санкциям со стороны предпринимательского сообщества.
Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Общество не должно делиться на сверхбогатых и сверхбедных. (...)
Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и по возможности заменять восполнимыми ресурсами. (...)
Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества.
Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников. (...)
Оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Она должна позволять человеку не только полноценно питаться, но и приобретать необходимые для быта товары, растить детей, обеспечивать себя жильем.
Те, кто не выплачивают людям зарплату, систематически задерживают ее, допускают ее уровень ниже прожиточного минимума, достойны общественного порицания.
Государство, существующее на средства народа, должно быть ограничено в своих претензиях на долю в общественном богатстве. Необременительные налоги -- одна из основ эффективного и нравственного хозяйствования, при котором граждане могут без излишних тягот оплачивать государственные расходы.
IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.
Конкуренция - один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора. (...)
При ведении конкурентной борьбы нельзя пользоваться нравственно ущербными приемами. Так, предприниматель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверенную информацию о своих деловых партнерах. (...)
X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.
Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость.
Национализация частной собственности нравственно оправдана только тогда, когда ее использование заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей. В любом случае изъятие собственности должно проводиться строго по закону и при условии справедливой компенсации.
Это в равной степени относится к процессам отчуждения государственной и общественной собственности. Ее незаконный захват почти всегда сопровождается разрушением национальной экономики и страданием миллионов людей.
Приватизация - не самоцель. Нравственно оправдана законная передача общественной собственности в частные руки, следствием чего должно быть реальное улучшение качества товаров и услуг, снижение цен, укрепление экономики, построение динамичного, справедливого и гармонично развивающегося общества.
Незаконное перераспределение собственности - всегда преступление перед обществом, нарушение нравственного закона. Частное лицо, завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником. В подобном случае государство призвано восстановить справедливость, следуя закону и нравственному долгу.
Публикуется с сокращениями
Дословно
Сергей Глазьев
Без восстановления нравственных принципов в экономике мы не сможем обеспечить экономическое могущество страны, а именно здесь самое узкое место в нашем развитии.
"Время новостей", 05.02.2004
Олег Киселев
(О решении Всемирного русского народного православного собора) А что здесь делать другим конфессиям? Я знаю только одну заповедь прямого действия – "не укради". И вообще, меня больше интересует жизнь мирская. Тем более я, агностик, уважаю все конфессии.
"Газета", 05.02.2004
Андрей Онуфриев
(О Всемирном русском народном православном соборе)
Я не комментирую любые глупости, происходящие в обществе. Собор никакого отношения к РПЦ не имеет, даже несмотря на благославление Патриарха. Это просто общественная организация, а потому говорить, что Церковь создает правила для ведения бизнеса, неправильно.
"Газета", 05.02.2004
Алена Николаева
(Oб участии в подготовке "Свода")
Мы принимали участие в разработке свода нравственных принципов и правил, и надеемся, что с Божьей помощью они распространятся повсеместно. Среди бизнесменов много верующих людей, для которых действительно важна позиция церкви по вопросам хозяйственной деятельности. Свод правил, кстати, адресован не только предпринимателям. Любой человек, вовлеченный в хозяйственную деятельность, даже бабушка, торгующая на рынке семечками, должен осознавать свою нравственную ответственность.
"Время новостей", 05.02.2004
Сергей Борисов
(О проведении cобора)
Такую идею надо приветствовать. Одно дело, когда сам бизнес трактует правила поведения, и совсем другое, узнать как его воспринимает общество, и чего от него ожидает. Церковь является выразителем мыслей значительной части общества. Мы принимали участие в его подготовке, так как считаем, что эти правила, способны достучаться до сердца каждого. Однако нельзя забывать, что существует не только бизнес, но и чиновники, которым не менее важно соблюдать моральные нормы. Существует ведь две стороны - бизнесмен, который дает взятку, и чиновник, который ее берет. Свод правил обязательно должен распространяться и на них.
"Время новостей", 05.02.2004
Алексей Саватюгин
(О проведении Всемирного народного православного собора)
Конечно, все правильно, и основная идея принципов понятна -надо жить хорошо и не надо жить плохо. Но теологический антураж всего этого мне кажется излишним. В России, где число истинных православных верующих незначительно по сравнению с общим населением, принимать подобные документы со ссылкой на религиозные догматы и библейские заповеди было бы излишне. Хорошо, если правила эти будут светскими, без религиозного подтекста. Мы, в свою очередь, готовы под ними подписаться, если их поддержат крупные профобъединения - к примеру, РСПП или ТПП.
"Время новостей", 05.02.2004
Борух Горин
(О "Своде")
Очень хорошо, что в Россию пришло понимание, что никакой страх перед полицейскими методами или общественным мнением не может уберечь человека от того, от чего его удерживает четкая нравственная позиция, традиционно основанная на богобоязни... Это совершенно добровольное нравственная позиция. И вряд ли ситуацию изменит сам только факт принятия. Тут важнее проповедь на более личном частном уровне.
"Время новостей", 05.02.2004