Национальная идея пошла прахом
Сегодня в некрополе московского Донского монастыря предают земле прах генерала Антона Ивановича Деникина, вождя белого движения на Юге России, и философа Ивана Александровича Ильина, спустя много лет после окончания Гражданской войны провозглашенного идеологом этого движения. Останки первого доставили из Нью-Йорка, останки второго - из Цюриха. Панихиду служит сам патриарх Алексий II, выразивший надежду, что погребение Деникина и Ильина в России воссоединит русский народ.
Торжествам придан государственный размах. По замыслу властей этот акт должен символизировать историческое примирение между красными и белыми. Что ж, примирение - дело хорошее. Но тогда уж надо было бы идти до конца и официально реабилитировать адмирала Колчака (в его реабилитации было отказано весной этого года), генерала Миллера, атаманов Краснова и Семенова, барона Унгерна и других белых военачальников, убитых советской властью. И похороны, и примирение - это вообще дело тихое, интимное, шума не требующее. Ну, собрались бы над могилами Деникина и Ильина дожившие до XXI века ветераны белой и красной армий (таких во всем мире дай бог десятка два наберется), а по большей части их потомки, помянули бы покойников, пожали бы друг другу руки в знак примирения, и дело с концом. Здесь скорее можно согласиться с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым: "Если была воля покойных быть захороненными на родной земле, то она должна быть выполнена... Но не надо властям из рядовой человеческой акции делать политику и использовать этот факт для разжигания страстей".
Так нет - надо государственные торжества устраивать, чуть ли не с участием президента. Добрых две недели перезахоронение регулярно фигурировало в качестве одного из главных событий на российских федеральных телеканалах. "Генерал Деникин - выдающийся патриот, на полях сражений доказавший право именоваться великим русским генералом, - сказал глава правительственной рабочей группы по перезахоронению Андрей Вульф. - Это не знак преференции белому движению в противовес красному движению, поскольку это было бы не актом примирения, а ожесточения в обществе". А дочь Деникина Марина заявила: "До конца своей жизни он боролся за Россию словом и пером. Последние слова умирающего генерала Деникина в американском госпитале были: "Так и не увижу спасенную Россию". Вот почему мой сын, мои внучки и я благодарны вам, русскому народу, русскому правительству за то, что вы вернули прах большого русского патриота на родину".
Чувства дочери белого генерала вполне понятны. Да, Деникин был хорошим генералом на полях Первой мировой войны, да и в Гражданскую как военачальник показал себя неплохо, не раз наносил поражения красным войскам, но в конце концов был разбит многократно превосходящими силами неприятеля. А вот политиком Антон Иванович был никудышным. Со своим лозунгом "Единой и неделимой России" он успел перессориться практически со всеми народами Российской империи, в частности, с поляками и украинцами, в решающий момент практически прекратившими боевые действия против большевиков, что позволило красным бросить все силы против деникинской армии и разгромить ее. Стремление Деникина к жесткой централизации власти и ликвидации автономного правления в казачьих областях поссорило его с донскими и особенно с кубанскими казаками, которые в массовом порядке стали покидать ряды его войска, что также способствовало поражению белых. Деникин даже не пытался решить на контролируемых Вооруженными силами Юга России территориях ни одного острого социально-политического вопроса, прежде всего аграрного, так и не рискнул пойти даже на половинчатую земельную реформу, осуществленную в конце концов его преемником Врангелем. Да и откровенный грабеж населения, который процветал в деникинских войсках, сам Деникин оказался не в силах остановить. Все это катастрофически сузило социальную базу белого движения и предопределило его крах.
Казалось бы, Деникин как политик очень мало может дать для российской национальной идеи. Но нынешнюю власть, по-видимому, привлекает его лозунг "Единой и неделимой России", который позволяет оправдать осуществленную администрацией Путина фактическую ликвидацию федерализма в России и постепенное превращение ее в унитарное государство. Президенту Путину наверняка по душе и та форма правления, которую Деникин мечтал осуществить в освобожденной от большевиков России: единоличная военная диктатура, но без суровости, так сказать, с либеральным лицом. Ведь Антон Иванович был по характеру человеком мягким, а по взглядам близок к кадетам, которые и преобладали в его правительстве - Особом совещании. Владимир Путин тоже хотел бы быть если не диктатором, то достаточно авторитарным правителем, не чуждым, однако, демократических ценностей. Вот только либерализм в такой системе может исходить лишь только сверху.
Философ-неогегельянец Иван Александрович Ильин (его главный теоретический труд - "Аксиомы религиозного опыта") был убежденным противником большевизма, и это, пожалуй, единственное, что роднит его с Деникиным. В 1922 году его выслали из России, и он покинул страну на так называемом "философском пароходе" вместе с другими русскими мыслителями, в том числе Николаем Бердяевым, Сергеем Булгаковым, Николаем Лосским, Семеном Франком и другими. Впоследствии Ильин был профессором философии берлинского Русского научного института, откуда в 1934 году был изгнан нацистами за отказ поддержать увольнение еврейской профессуры. В 1936 году Ильину было запрещено печатать свои труды и выступать с публичными лекциями, после чего в 1938 году он эмигрировал в Швейцарию.
В отличие от Деникина, Ильин был убежденным монархистом, считавшим, что абсолютная монархия в наибольшей степени отвечает укладу русской души и быта (последний незавершенный его труд так и назывался "О монархии и республике"), и не желавшим никакого либерализма для будущей России. И Деникин для него был слишком либерален. Нынешнюю власть, Ильин несомненно привлекает как убежденный государственник и сторонник авторитарного правления, а отнюдь не как философ (его философия, кстати, особой глубиной и оригинальностью не отличалась). А вот политические идеи Ивана Александровича могут быть Путину и его окружению по душе. Ильин мечтал о самодержавной монархии как идеальном типе правового государства, где сильная власть гармонично уживалась бы со свободой личности и социальным и духовным творчеством народа. Путин тоже, как кажется, считает, что авторитарная власть способна облагодетельствовать народ правами и свободами. Беда только в том, что такого идеального самодержавия не существовало нигде и никогда в истории.
Можно понять молодого читателя "Комсомолки", заявившего по поводу перемещения останков Деникина и Ильина: "Для молодежи перезахоронение Деникина - все равно что перезахоронение Тутанхамона. Никто уже не помнит ничего". Да если уж сегодня из молодых мало кто знает фамилию Деникина, то фамилия Ильина и подавляющему большинству представителей старшего поколения мало что говорит. В рядах эмиграции это был философ второго ряда, явно уступавший по степени известности и признания на Западе Бердяеву, Булгакову, Франку, Шестову. В роли объединителя русского народа Ильин выступать никак не может в силу своей малоизвестности.
Но и Деникин не самая лучшая фигура для объединения. И дело не столько в его полном политическом и военном банкротстве, но и в том, что у значительной части народа, хотя бы у той трети, что голосует за КПРФ и близкие к ней по идеологии партии, Деникин не вызывает восторга именно как борец с большевиками. Тот же Зюганов прямо говорит о "неоднозначности" Деникина, которому так и не может простить борьбу против советской власти. А лозунг "единой и неделимой", который для Деникина означал восстановление Российской империи, пусть и без императора, в границах 1914 года, сегодня звучит нелепо. Уж Польшу и Финляндию даже самые завзятые патриоты вроде бы присоединять к России сегодня не собираются.
Что же касается Ильина, то одна из его основных идей, сформулированная в заглавии его программной работы "О сопротивлении злу силой", скорее может оказаться опасной для современной российской мысли, так как она легко может вдохновить сторонников новой "цветной революции", если не в России, то в союзной ей Белоруссии, где президент Лукашенко по части насилия никогда не стеснялся.
Характерно, что идею перезахоронения Деникина выдвинул его внучатый племянник, в путинское время сделавший неплохую карьеру и ставший заместителем полпреда президента в Центральном федеральном округе. На радостях дочка генерала пригласила его во Францию. Да там вышел конфуз: племянника чуть с лестницы не спустили, когда выяснили, что в советской армии он служил не кем-нибудь, а офицером военной контрразведки, которая в глазах старых эмигрантов ничем не отличается от ненавистной ЧК. (Об этом сам деникинский племянник честно поведал НТВ.) Как бы не вышло конфуза и с национальной идеей, объединяющей "единую и неделимую" и советский гимн, наследников Деникина и Лубянки.
Впрочем, нынешнюю власть можно понять. Никакой идеи кроме личного преуспеяния, никакого рефлекса кроме хватательного у нее нет. А тут еще очередная "цветная революция" того и гляди грянет. Надо народ срочно чем-то воодушевить, объяснить, что нынешние "временные трудности" ради большой и светлой цели. Вот и хватаются Путин и его люди то за советскую цивилизацию, то за Деникина с "единой и неделимой Россией". Только забывают, что по заказу национальные идеи не возникают.
Справка
Антон Деникин
Антон Иванович Деникин был одним из лидеров русского "белого движения". В 1918 году принял на себя командование Добровольческой армией, боровшейся против большевиков. В 1919 году его войска заняли практически весь Северный Кавказ и двинулись на Москву. Весной 1920 году после разгрома Белой Гвардии Деникин был вынужден эвакуироваться в Крым, где передал командование генералу Врангелю и уехал за границу. Генерал жил во Франции, отойдя от политической деятельности. В годы Второй мировой войны осуждал эмигрантские организации, сотрудничавшие с фашистской Германией. Генерал Деникин умер в 1947 году.
Справка
Иван Ильин
Иван Александрович Ильин (1883-1954) русский религиозный философ, правовед, публицист. Автор более 40 книг и 300 статей на русском и немецком языках. Разрабатывал идеи русского национализма. Активный противник большевизма, идеолог белого движения. В 1922 выслан из советской России за границу. Жил в Берлине, где был профессором Русского научного института и издавал журнал "Русский колокол". В 1938 году перебрался в Швейцарию, где прожил до смерти.
Статьи по теме
Красно-белый ответ на русский вопрос
Недавно государственное телевидение показало очередную серию документального проекта Никиты Михалкова "Русский выбор" - панегирическое повествование о генерале Деникине. В тот же день на другом канале шла давняя картина того же режиссера "Раба любви", в которой Гражданская война на юге России рисуется в ином свете. Михалков последовательно стремится сочетать браком две России - Красную и Белую.