Победа Минина над Пожарским
И от злодеев Русь избавим,
Тогда невесту с женихом
Благословим и свадьбу справим.
"Иван Сусанин"
Либретто Сергея Городецкого
Вот и настал он, светлый праздник изгнания польских интервентов из Москвы. Надо отдать должное нынешним правителям России. Советская власть в вопросе объявления новых выходных дней была прижимиста. Объявили, например, всенародным праздником день принятия брежневской конституции, но справить его толком народу удалось далеко не сразу: герольдмейстеры ЦК КПСС так подгадали дату, что сначала она выпала на субботу, потом на воскресенье и лишь на четвертый год граждане получили "длинный уикенд" и оттянулись от души. Опять же взяли моду приплюсовывать праздники к отпуску – срам, да и только.
Сейчас такого мошенничества не бывает. Если и подгадывают, то наоборот. Бессмысленно, скажем, спрашивать, почему все-таки народное ликование велено проявлять по сравнительно мелкому поводу – ведь куда более крупной и значимой датой был бы день избрания на царство Михаила Романова, 21 февраля 1613 года по старому стилю. Да очень просто: во-первых, народ привык гулять "на ноябрьские", а во-вторых, юбилей династии может попасть на великий пост, и православное духовенство в торжествах участвовать не сможет. А без патриарха праздников нынче не бывает.
Да и вообще: в наше время исторического беспамятства какое значение имеет реальная дата чего бы то ни было? Вот задача по арифметике для ученика начальных классов. Дано: 250-летие Петербурга отмечали в 1957 году, 300-летие – в 2003-м. Спрашивается: сколько лет Петербургу исполнится в 2007 году?
Жертвой политкорректности на московский лад стала годовщина Куликовской битвы. Вместе с общественностью Татарии президент России считает это событие каким-то сомнительным. В его сентенциях по этому поводу чувствуется усердный читатель трудов знаменитого академика Анатолия Тимофеевича Фоменко, по мнению которого Дмитрий Донской и хан Тохтамыш – одно лицо, Орда – не что иное, как регулярное русское войско, а Куликовская битва имела место в Москве на Кулишках. Устроителям праздника пришлось довольствоваться присутствием министров Соколова и Реймана; последний учинил собственноручное спецгашение юбилейных почтовых марок. Президент, впрочем, направил участникам торжеств приветствие, где говорится, что в сражении на Куликовом поле произошел "разгром иноземных полчищ". Зато мифическое тысячелетие Казани отпраздновали с невиданным размахом.
Место же главного государственного праздника занял в казенных российских святцах разгром польских оккупантов. Не ливонцев, не крымского хана, не турок, не шведов, не французов, которые тоже добрались до Кремля, а поляков. Неужели же нам скажут, что тут нет злободневного политического подтекста?
Внесем ясность. Войско Лжедмитрия I было в основном русское, встречали его в Москве колокольным звоном, его право на престол ни в коей мере не оспаривалось. Польской марионеткой он не был. Его отношения с королем Сигизмундом III складывались крайне неудачно. Лжедмитрий пал жертвой не народного гнева, а клики Шуйских, главаря которой самозванец опрометчиво помиловал. Дворцовый переворот и воцарение Василия Шуйского нисколько не прекратили Смуту. Польские послы в Москве, своими глазами видевшие, как русские бояре пресмыкались перед самозванцем, диву давались, наблюдая удивительную перемену в тех же самых людях.
Польского королевича Владислава призвали на царство те же вельможи – "семибоярщина" - составившие заговор против Шуйского. После сокрушительного разгрома царской армии – в рядах которой, кстати, были французские, немецкие и шведские наемники – в Москве грянул бунт против Шуйского; царь покорно отрекся от престола и был пострижен в монахи без малейшего участия поляков. Между московскими боярами и Сигизмундом начались переговоры об условиях возведения на трон королевича – самым сложным был вопрос вероисповедания; не дожидаясь их результата, в Москве стали приносить присягу Владиславу. Взяв Смоленск, Сигизмунд с войском вернулся в Польшу, дабы обсудить с сеймом русский вопрос. Проблема обряда, по которому Владислав должен венчаться на царство, в особенности причащения, была не решена – она находилась на рассмотрении Святого Престола.
В Москве остался лишь относительно небольшой польский гарнизон, который постепенно превратился в обузу и бельмо на глазу у москвичей – им было неприятно видеть, что в Кремле хозяйничают иноземцы. В апреле 1611 года поляки устроили в столице настоящее бесчинство с грабежами и поджогами и с запасами провизии заперлись в Кремле, превратив его в осажденную крепость. После этого инцидента на Руси и началось брожение против чужеземцев, вдохновляемое Троицкой лаврой. В отличие от Лжедмитрия I, Владислав был католиком явным. Наконец-то нашлась первопричина всех бед, постигших Московское царство в годину великой смуты, – поляки и проклятое латинство. Оголодавший кремлевский отряд в конце концов сдался на милость горожан. Это событие и отмечается теперь в России как День народного единства. Что касается рати, собранной Мининым и Пожарским, то ее боевые действия состояли в том, что она не пустила в Кремль подкрепление. Впереди была еще тяжелая шестилетняя война с Польшей.
Меня всегда смешила языческая эклектика московских праздников. Помню самый первый День города: вечером на Красной площади в лучах лазеров русские витязи разили копьями и мечами огнедышащего дракона, наутро глядь - китайцы тащат его на палках по Тверской. Ну так это было весело. Дети разных народов шли одной колонной в национальных костюмах.
Теперь другие времена, и по Москве пойдут совсем другие колонны. Как некогда невежественные и изнуренные нуждой подданные Московского царства, участники этого шествия верят, что все зло в России от чужеземцев.
Справка
Россияне о 4 и 7 ноября: опрос ВЦИОМа
По результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, для 37% россиян день 7 ноября лишен идеологического содержания. Это просто старый праздник, от которого не хочется отказываться (так отвечали преимущественно респонденты моложе 60 лет). 29% опрошенных придают этому празднику историческое значение (респонденты старше 60 лет). Для 8% россиян этот день – трагическая страница в истории страны. Еще 17% рассматривают эту дату как День примирения и согласия.
Среди тех, для кого важно идеологическое содержание этого праздника, молодые люди в возрасте 18–24 лет считают его "Днем примирения и согласия", а респонденты от 35 лет и старше – скорее "Днем Великого Октября". Мнения респондентов в возрасте 25–34 лет делятся примерно поровну.
Недавно появившийся праздник "День народного единства" пока вызывает настороженное к себе отношение: 46% опрошенных воспринимают его отрицательно, 31% - положительно. При этом самые молодые респонденты дают позитивные оценки не реже негативных.
Между тем год назад лишь 17% россиян одобрили предложение отменить празднование "Дня согласия и примирения" и ввести новый праздник "День народного единства".
Статьи по теме
От Ленина к Минину
В этом году россияне в последний день празднуют Седьмое ноября. Годовщина большевистского переворота 1917 года, неуклюже перекрещенная в День согласия и примирения, уступает место придуманному в Кремле "Дню народного единства". Насколько обоснован новый праздник исторически и идеологически?
Лепота казанская
В Казани с невиданным размахом отмечается тысячелетие города. О сомнительных исторических обоснованиях и о скрытых политических мотивах юбилейных торжеств - в статье обозревателя Граней.Ру.
Уроки Манифеста 17 октября: мнения политиков и историков
Век назад, с манифестом 17 октября (а по новому стилю – 30 октября) 1905 года, была предпринята попытка внедрить в России демократию. Об уроках Манифеста рассуждают известные политики и историки.
Праздник с бревном в глазу
Глава государства, в столице которого беспрепятственно действуют банды скинхедов, где градоначальник открыто призывает к этническим чисткам, а милиция задерживает людей только за неславянскую внешность, где члены парламента пишут юдофобские доносы в прокуратуру, - такой глава государства должен для начала привести в чувство собственных неонацистов, а потом уже ставить вопрос о "легитимизации" мирных шествий в других странах.
С днем рождения, страна!
Славный праздник 125-летия со дня рождения И.В. Сталина Российская Федерация встречает новыми трудовыми свершениями под лозунгом "Назад, в СССР, без коммунистов, но с чекистами!" - Иосиф Виссарионович был бы доволен. Его с нами нет, но он по-прежнему нехорошо усмехается, созерцая безуспешные попытки страны вырваться из его нематериальных, но более чем ощутимых объятий. Комментарий Андрея Колесникова.
Мир, Труд, Май. Они же - Бог, Нация, Труд
В сущности, идейная подкладка у Мира, Труда, Мая, у Бога, Нации, Труда (слоган русских фашистов) и у Православия, Самодержавия, Народности не то чтобы одна - все-таки следует учитывать конкретно-исторические обстоятельства, - но чрезвычайно сходная по направленности, содержанию и форме.