В Риме обсуждают проект европейской Конституции
В Риме открывается межправительственная конференция Евросоюза, на которой будет обсуждаться проект Конституции единой Европы. В конференции примут участие главы государств и правительств 15 действующих и 10 будущих членов ЕС - Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Кипра, Мальты, Латвии, Литвы и Эстонии.
Текст Конституции разработан Европейским Конвентом под председательством бывшего президента Франции Валери Жискар д'Эстена.
Наиболее противоречивые пункты в будущей конституции - численность и состав руководящих органов Евросоюза, а также система голосования в Совете министров. Жискар предлагает федерализацию - то есть отказ от части национального суверенитета во имя укрепления единой Европы. К его предложениям относится, в частности, введение новых должностей в ЕС - министра иностранных дел и президента Евросоюза на срок 5 лет. Кроме того, в проекте предложено ограничить число членов европейской комиссии 15-ю. В этом случае крупные страны оставляют за собой право иметь по одному комиссару, а малым странам придется довольствоваться системой ротации.
Как передает РИА Новости, Франция, Германия, Бельгия, государства Бенилюкса и Италия в целом позитивно относятся к разработанному Европейским Конвентом тексту Конституции. Однако ряд государств, включая Австрию и Финляндию, а также восточноевропейские страны-кандидаты в ЕС добиваются пересмотра некоторых ключевых положений ее проекта.
Руководители Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, которым, как и другим будущим членам ЕС, в Риме будет предоставлена возможность высказаться по проекту конституции единой Европы, уже заявили о своем намерении внести в него ряд уточнений. В частности, Польша при поддержке Испании намерена отстаивать договоренности, достигнутые в Ницце, и касающиеся предоставления помощи на структурные реформы.
Как сообщает радио "Свобода", страны так называемой "Вышеградской четверки" твердо намерены отстоять свои права как будущих членов Европейского Союза и не пойдут на компромиссы. С этим заявлением выступили сегодня после совещания в Чехии лидеры четырех стран. Будущие члены ЕС считают, что проект ущемляет их права, и требуют для малых стран равного с крупными государствами статуса. Речь идет о новой процедуре голосования в ЕС. Согласно проекту, решения будут приниматься простым большинством голосов стран, население которых составляет 60 процентов от общего населения ЕС.
Формула голосования "одна страна - один голос" остается одним из наиболее спорных моментов. Против этой формулы выступают более крупные и богатые страны. Италия и Польша настаивают, чтобы в преамбуле была отражена приверженность единой Европы христианским ценностям.
В день проведения саммита в Риме состоятся две крупные демонстрации. Одна – организованная европейскими профсоюзами – пройдет в центре. Другая - антиглобалистская - в непосредственной близости от места проведения конференции.
Справка
Заявление отдела внешних связей Московского патриархата в связи с проектом преамбулы к Договору
Вызывает сожаление историческая некорректность, допущенная в проекте преамбулы. Указывая на источники культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, проект перечисляет цивилизации Греции и Рима, а также философские течения Просвещения, совершенно обходя молчанием исторический период с IV века по XVIII век, когда влияние христианства на развитие европейских народов было доминирующим. Как объяснять новым поколениям европейцев, откуда появились в Европе прекрасные соборы, почему великие мастера музыки, живописи, литературы творили на библейские и церковные сюжеты? Подобный подход означает перекраивание истории согласно определенным идеологическим лекалам. Из истории России мы очень хорошо знаем, что означает диктат одного мировоззрения.
К сожалению, особое упоминание философских течений Просвещения также свидетельствует об идеологической предвзятости проекта. По нашему мнению, эти идеи сыграли важную роль в отдельных странах, но они не являются универсальными и общепринятыми, поскольку многие люди не вполне их разделяют. Упоминание идей Просвещения не более идеологически нейтрально, чем упоминание какой-либо религии.
Кроме того, принятие антропоцентричных гуманистических формулировок в преамбуле к основному закону Европейского Союза может вызвать отрицательное отношение к объединительным процессам многих религиозных европейцев, в том числе православных христиан.
Считаем, что философские течения Просвещения могут быть упомянуты в преамбуле только наряду с христианским наследием, а также, возможно, наследием других религий, видимо присутствующих в Европе. Ссылка на абстрактный "духовный импульс" не снимает данной проблемы.
Надеемся, что наше мнение будет учтено в процессе формирования окончательного текста преамбулы.