Некоторые народы более равны, чем другие
Недавно в гостях у Владимира Познера в вечернем эфире ОРТ дискутировали "независимый эксперт" Павел Фельгенгауэр и глава думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин. Обсуждая развитие ситуации на Балканах, собеседники запросто называли народы этого региона "туземными племенами". К сожалению, ведущий не счел нужным ни остановить гостей, ни извиниться за них. Этот эпизод высвечивает одну из основных причин неудач российской политики на Балканах, подмеченную еще в XIX веке. Многие отечественные чиновники и общественные деятели на словах много и охотно рассуждают о "братской любви" к славянским народам, однако в глубине души относятся к ним свысока, рассматривая их лишь как орудие российской внешней политики.
В статье, опубликованной 23 марта в "Известиях", мэр Москвы Юрий Лужков основной упор сделал на сопоставлении событий в России и Македонии. Приведу лишь фрагмент, характеризующий представления автора об истории межнациональных отношений на Балканах: "Косовары старательно воспроизводят чеченский опыт... В Косово сербов тоже выдавливали еще в мирные времена. Причем исторических обоснований для этого было гораздо меньше, чем у чеченцев. Албанцам косовский край не принадлежал никогда - их туда пригласил коммунист-интернационалист Тито в рамках своего плана создания балканской федерации. Напомним, что в развитие того же плана живущие в Югославии болгары были объявлены особым народом - македонцами".
Хотя многие вопросы истории Косово и дискуссионны, мало кто отрицает (за исключением разве что некоторых радикальных сербских политиков), что албанцы жили в крае уже в Средние века - есть свидетельства их участия в Косовской битве 1389 г. на стороне антиосманской коалиции, возглавлявшейся сербским князем Лазарем. Так что говорить о том, что албанцев "пригласил" в Косово Иосип Броз Тито нет никаких оснований.
Что касается македонской нации, то по этой проблеме также давно идут споры между учеными различных национальных школ. По мнению отечественных славистов, начало ее формирования относится ко второй половине - концу XIX века. Историками подробно изучено, как развивалось самосознание "македонских славян" как особой этнической общности, как эта общность получала признание во внешнем мире (в том числе и в нашей стране). Поэтому и второе утверждение уважаемого автора не выдерживает сопоставления с исторической действительностью.
Необходимо также сказать и о политических последствиях подобных заявлений. Во-первых, в принципе неправомерно утверждать, что некая территория "принадлежит" какой бы то ни было этнической общности (народу). Именно идея народа как собственника территории и государства лежит в основе ультранационалистических движений, стремящихся к созданию моноэтничных государств. Эти движения во многом и и привели к распаду СФРЮ. Какими методами создаются такие государства, мы видели на протяжении первой половины 1990-х годов на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, а сейчас наблюдаем в Косово и Македонии. Пресловутое "историческое право", теоретически отвергнутое еще в XIX веке, несовместимо с общепризнанным принципом равноправия граждан независимо от национальности.
Во-вторых, наличие "исторических обоснований" не может служить базой для политики насильственного вытеснения представителей иных национальностей, этнических чисток и т.п. Даже если такую политику проводили "православные славяне" - сербы, возглавляемые Слободаном Милошевичем, Радованом Караджичем и Миланом Мартичем.
В-третьих, эти положения, не имеющие ничего общего с реальной историей, носят оскорбительный характер по отношению к двум народам - албанцам и македонцам. Мы видим тут странное смешение сербского национал-экстремизма, воспринимающего Косово исключительно как "колыбель" сербского народа, с национал-экстремизмом болгарским и греческим, сторонники которого рассматривают Македонию как "искусственное творение Коминтерна и Иосипа Броза Тито". (Интересно, как бы реагировал любой российский политический деятель, появись подобного рода пассажи относительно этнотерриториальных проблем России в иностранной печати?)
Кроме того, утверждения, подобные вышеприведенным, стравливают также Белград и Софию - этнотерриториальные притязания на Македонию с апелляцией к "историческим обоснованиям" могут взбудоражить общественно-политическое сознание в обоих государствах.
Эти высказывания идут вразрез и с усилиями российской дипломатии, стремящейся найти (не без труда) общий язык со всеми вовлеченными в конфликт сторонами. Дипломатам придется извиняться, а "особым интересам России" на Балканах, в особенности в Македонии, можно нанести трудно восполнимый ущерб.
Еще одно опасное заблуждение - видеть причину кризиса на Балканах не в противоречиях между балканскими народами и государствами, а исключительно во внешних "заговорах" - прежде всего со стороны США. Эта тенденция с проявилась и во время обсуждения ситуации в Македонии в Думе, депутаты которой еще во время войн в Боснии и Герцеговине и в Хорватии, а также событий в Косово и Сербии показали слабую осведомленность и низкий уровень понимания происходящего. Взгляд на события в Македонии как на результат злокозненной политики НАТО, "Запада" и США разделяют даже те политики и политологи, кто относит себя к либеральной части общественно-политического спектра.
Пока российский политический класс не избавится от всех этих предрассудков и заблуждений, от нашей политики на Балканах трудно ожидать успехов.
Статьи по теме
Некоторые народы более равны, чем другие
Мы видим тут странное смешение сербского национал-экстремизма, воспринимающего Косово исключительно как "колыбель" сербского народа, с национал-экстремизмом болгарским и греческим, сторонники которого рассматривают Македонию как "искусственное творение Коминтерна и Иосипа Броза Тито".