Чего хотят македонские албанцы
Нынешние события в Македонии поставили перед политиками и наблюдателями множество вопросов, в том числе и такой: в какой мере конфликт имеет собственные, внутримакедонские причины? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории.
Народная Республика Македония была образована в декабре 1944 - марте 1945 года, после освобождения от оккупации войсками царской Болгарии, и стала полноправным членом новой югославской федерации. Тогда, после победы над нацистской Германией, ее союзниками и квислингами, казалось, что при новом социалистическом строе национализм никогда не вернется в жизнь балканских народов. Однако уже в первые послевоенные годы события, связанные с попыткой создать из Югославии, Болгарии и Албании Балканскую федерацию, и осуществить идею, выдвигавшуюся южнославянскими социал-демократами еще в начале XX века, показали, что национализм не умер, а лишь принял новые, соответствующие новым условиям, формы. Прикрываясь лозунгами "пролетарского интернационализма", "верности политике СССР" и, конечно же, "любви к великому Сталину", руководители "стран народной демократии" повели между собой ожесточенную борьбу за осуществление вполне традиционных национально-государственных интересов своих стран.
Так называемый македонский вопрос занимал в этой борьбе одно из центральных мест. Коммунистическое руководство Югославии во главе с Иосипом Брозом Тито уделяло особое внимание положению в Македонии, которая была своеобразным "передним краем" не только в югославско-болгарских отношениях, но и в отношениях между Югославией и "советским блоком".
Национальные противоречия на фоне нараставшего социального, экономического и политического дисбаланса, свойственного всей югославской социалистической федерации, постепенно обострялись и в многонациональной Македонии. На ее территории помимо македонцев жили албанцы, доля которых в населении республики постоянно увеличивалась, а также турки, цыгане, другие меньшинства.
Становление первого в истории независимого македонского государства растянулось на одиннадцать месяцев - с января по ноябрь 1991 года. Этот процесс был составной частью распада Социалистической Федеративной Республики Югославии. Первым шагом стала принятая в январе Декларация о суверенитете Республики Македония, вторым - проведенный в сентябре референдум, третьим - принятая в ноябре Конституция. По ходу процесса выявлялись политические и межнациональные противоречия, апогей которых мы наблюдаем сегодня.
Декларация о суверенитете Республики Македония была единогласно принята депутатами Собрания (парламента). За нее проголосовали 120 народных представителей независимо от партийной (тогда в стране было 17 партий) и национальной принадлежности. Провозглашение приоритета республиканских законов над федеральными помогло в тот момент Македонии защититься от последствий распада СФРЮ.
На сентябрьский референдум был вынесен вопрос: "Выступаете ли вы за создание суверенного и независимого государства Македонии с правом вступления в союз суверенных государств Югославии?" Положительно на него ответили 72 % всех избирателей, или более 95 % проголосовавших. С правовой точки зрения референдум имел консультативный характер. Однако уже тогда начали обостряться отношения между македонцами и албанцами: албанское меньшинство, составлявшее в тот момент примерно 22 % населения, бойкотировало референдум.
Конституция 17 ноября 1991 г. была принята парламентом уже не единогласно - лишь 92 голосами из 120. Депутаты от албанского меньшинства были против, поскольку не были учтены их требования - признание албанского конституционного элемента в государстве наряду с македонским и провозглашение албанского одним из двух официальных языков, то есть фактическая федерализация страны.
Македонские правоведы считают, что в Конституции юридически закрепляется совместное существование македонского народа с представителями национальных меньшинств - албанцами, турками, цыганами и др. Такая этноцентралистская модель государства типична для всех постюгославских республик, за исключением находящейся в особых условиях Боснии и Герцеговины. Надо, впрочем, заметить, что, в Конституции Македонии отсутствует формулировка "государство македонской нации".
В Конституции провозглашена необходимость защиты и развития национального и культурного самосознания национальных групп. Создан Совет по межнациональным отношениям, включающий по два представителя от македонцев, албанцев, турок, влахов и цыган и еще двух - от прочих национальностей. Всем гражданам независимо от национальности и вероисповедания гарантированы равные права. Однако многие албанцы убеждены, что их этническая общность должна иметь такой же правовой статус, как македонская.
Предвидя возможность обострения межнациональных противоречий, творцы Конституции отказались от использования термина "национальное меньшинство", заменив его на "национальность". В единицах местного самоуправления с большой долей немакедонского населения гарантирована возможность использования национального языка. Но эти и другие меры, к сожалению, оказались недостаточными.
Ведущие ныне бои с армией Македонии албанские повстанцы и поддерживающие их политики настаивают на территориальной автономии для албанцев или даже на федерализации Македонии по этническому принципу. Однако пока трудно сказать, что будет результатом такой уступки: укрепление демократии и этнического плюрализма при сохранении стабильности в Македонии и на Балканах в целом или, напротив, усиление национализма и дальнейшее обострение межэтнических конфликтов, чреватых перерастанием в межгосударственные.
Статьи по теме
Чего хотят македонские албанцы
Македонские правоведы считают, что в Конституции юридически закрепляется совместное существование македонского народа с представителями национальных меньшинств - албанцами, турками, цыганами и др. Такая этноцентралистская модель государства типична для всех постюгославских республик, за исключением находящейся в особых условиях Боснии и Герцеговины.