Концерт для Радзинского с оркестром
Историю покушения на Александра II Эдвард Радзинский однажды уже поведал телезрителям. Теперь он ее рискнул повторить, но несколько иначе.
По-другому расставлены не только смысловые акценты. На этот раз телевизионная запись сделана не в студии, декорированной под уединенную обитель аристократа духа, а в зале, заполненном публикой. За спиной рассказчика задник, на который спроецированы фасады имперских зданий и увеличенные копии царских указов. В какие-то моменты повествователь кажется ничтожно малой величиной в сравнении с фоном, на котором он выступает. В какие-то – целиком его заслоняет.
Лейтмотивом проходит изображение женского лица, искаженного ужасом и наполовину прикрытого ладонью. Оно время от времени укрупняется, заполняет собой все пространство экрана; в финале перед нами один зрачок-экран. Есть еще кое-какой иконографический материал – портреты героев повествования, съемки тех мест в Санкт-Петербурге, где происходили роковые события.
Впрочем, все эти изобразительные эффекты, оживляющие рассказ, ничто в сравнении с живостью самого рассказчика. Прежде Радзинский выглядел усталым жрецом, который если иногда и выходил из себя, то просто оттого, что накипело. А когда эмоции выплескивались, он успокаивался, как убежавшее молоко, уходил в себя, становясь легким хлебом для пародиста Максима Галкина. Если же отвлечься от эстрадных шаржей, то надо признать, что прежние исторические эссе известного драматурга и беллетриста легко могли сойти за завещание мудрого затворника для нас, суетных современников.
А тут он обратился к зрителям с исторической проповедью: его голос временами дрожал, срываясь на фальцет. Он не стоял на месте, много и энергично размахивал руками. То был трибун, что посетил сей мир в его минуту роковую. И его повествование о событиях давно минувших дней оказалось набитым под завязку аллюзиями и ассоциациями, которые звучным эхом отзывались на то, что произошло вчера, происходит сегодня и, возможно, случится завтра.
Днем было объявлено о немилосердном приговоре Мужихоевой, а вечером Радзинский рассказывал о жестокости, с которой царизм обошелся с несколькими террористами. В среду он посвящает выразительные пассажи русскому идеологу терроризма Нечаеву, а в четверг на НТВ в цикле "Тайны разведки" Сергей Корзун излагает историю восхождения бен Ладена на террористический Олимп. Днем раньше Сергей Пашков на канале "Россия" закончил свою хронику противостояния Израиля и Палестины, прологом к которой как бы стало противоборство народовольцев и самодержавия. В пятницу в программе "Свобода слова" эхом суждений из "Загадки императора" звучали речи наших писателей и опискиных об участи и назначении христианской религии в России. И все это проходило под аккомпанемент взрывов, захватов заложников, зачисток городских кварталов и горных селений, угроз новых терактов, уничтожения боевиков...
Теленеделя смотрелась и звучала как концерт для Радзинского с оркестром.
Солист в основном прав. Он представил нам сказание об истории государства Российского. Разумеется, показан лишь один фрагмент этой истории, но так, что в нем отразилась она вся, вплоть до сегодняшнего, а то, пожалуй, и до завтрашнего дня. С его, Радзинского, точки зрения.
В историческом подполье, куда он проник, хранятся давно уже не секретные объяснения того, что с нами происходит, того, чему мы являемся свидетелями. Тайны историк и беллетрист не открыл и не выдал. Он просто систематизировал все, что находилось в открытом доступе, то есть последовательно перечислил те пресловутые грабли, на которые первым наступил Александр II: отмена "гармонии рабства" посредством реформ, которые "всегда опасно начинать", снижение уровня жизни, безответственность интеллектуальной элиты, сорвавшееся с цепи разночинство, авторитарные инстинкты и рефлексы, наконец, торможение реформ, которые всегда опасно не заканчивать.
Круг замкнулся, и "дети перестройки", по Радзинскому, убили ее отца. Россия после этого взяла курс на Великую Октябрьскую революцию.
Рассказчик не обошел так хорошо нам знакомые настроения и обольщения общественного мнения позапрошлого века. Первый акт реформ – счастье и общий энтузиазм: все купаются в них с демонстративным удовольствием, все любят Реформатора и хотят быть реформаторами.
Второй акт – все недовольны реформами и в еще большей степени реформаторами. Бунты, пожары... Здесь и во многих других местах следуют ссылки на "Бесов" Достоевского - роман, который вызывал патологическую ненависть у революционеров всех времен и народов. Третий – два шага назад. Репрессии, новый виток авторитаризма, ущемление подаренных было свобод.
Самое интересное и поучительное в этой исторической притче - то, как вызревал терроризм в российской действительности, какими идеями он вдохновлялся. Не из сора росли его цветы и стихи. "Чистейшие сердцем" шли на смертоубийство. Последнее обстоятельство звучало бы как откровение в устах Радзинского, если бы раньше не сказал об этом тот же Достоевский. О "чистейшем сердцем", об истовом идеалисте Алеше Карамазове у автора словно бы нечаянно вырвалось: "А ведь он, пожалуй, в террор пойдет". Радикальный идеализм и вправду оказался горючим топливом для всех террористических акций, включая и всевозможные революции.
Радзинский пытается проследить логику развития террора. По его мнению, со временем бомбистам славянской наружности стало важно не просто привести в исполнение вынесенный ими смертный приговор, но убить приговоренного публично, на миру. И положить как можно больше живой силы, а также живой немощи противника. Быть может, в отношении "Народной воли" это наблюдение небесспорно, но такая логика явно прослеживается в действиях современных организаторов террора - широкая публичность акта стала едва ли не самой важной составляющей террористической войны.
Раз так, с ней и надо сражаться публично. Потому он, Радзинский, не просто написал книгу об убийстве царя, а второй раз кряду решил поведать эту историю миру посредством ТВ, самого публичного из СМИ. Потому он это сделал предельно громко, что называется, криком крича.
- Э... - это я перехожу на почти умирающий шепот Радзинского, - так ведь как в свое время громко и убедительно прокричал об опасности Достоевский в тех же "Бесах" - и кто ж его услышал... А какую яркую, всех объединившую речь произнес все тот же Достоевский у памятника Пушкину. И все объединились – славянофилы с западниками, консерваторы с революционерами... на несколько дней. А дальше (я говорю совсем шепотом) все разбежались по своим партийным углам. И случилось то, что случилось.
Статьи по теме
Концерт для Радзинского с оркестром
Мастер облегченного исторического жанра Эдвард Радзинский предложил телезрителям новый вариант рассказа о едва ли не самом судьбоносном террористическом акте в российской истории - убийстве императора Александра II. На сей раз повествование ведется в другом антураже и сопровождается другим видеорядом. Но и другие события минувшей телевизионной недели подобрались таким образом, что образуют значимый фон для повествования об истоках отечественного и мирового терроризма.
Есть только мост между прошлым и будущим
Минувшая теленеделя прошла под знаком 70-летия ведущего отечественного телеведущего Владимира Познера. Не раз вспоминалось (в том числе и в юбилейном фильме Леонида Парфенова), что известность Владимира Владимировича в нашей стране началась с раннеперестроечных советско-американских телевизионных мостов. Как считает телекритик Юрий Богомолов, образ моста между эпохами и мирами дает довольно точное представление об идейной эволюции г-на Познера и о его нынешнем мировоззрении.
Порок умственной бедности
В стране, и в первую очередь на федеральных телеканалах, успешно прошла неделя борьбы с бедностью. Президент на глазах у зрителей ставил перед собою в позу подчиненности членов правительства, отчитывающихся об успехах их ведомств в борьбе за народное благосостояние. Некоторые популярные деятели искусства с благодарной тоской вспоминали о позднесоветских временах и жалели о том, что не удалось нам реформировать державу в условиях развитого социализма. Другие благожелательно говорили о богатых, но сурово отзывались о деньгах. До борьбы с интеллектуальной бедностью на нашем ТВ, видно, дойдет еще нескоро.
Заплывы слепых наперегонки со зрячими
Миновала неделя после выборов, а предвыборная кампания на наших телеэкранах все еще продолжается. Президент демонстрирует хозяйственную активность, встречаясь под телекамеры то с одним правительственным функционером, то с другим, а то и с коллективом функционеров. Лидеры проигравших партий не устают рассказывать о том, почему они проиграли и почему не могли выиграть. Между тем на одном из телеканалов завершается посвященный новейшей российской истории проект под выразительным названием "Заплыв слепых".
Война полов в эпоху их мирного сосуществования
После страшно милитаризированного праздника "День Защитника Отечества" настала очередь очень партикулярного торжества – "Международного Женского Дня". Телеэкран по этому поводу сразу расцвел красочными заставками и феминизировался. Рекой во всех цикловых программах от "Большой стирки" до "Кулинарного поединка" полились поздравления, уверения, приветствия, напутствия, признания. Итоги минувшей теленедели специально для Граней.Ру подводит обозреватель газеты "Известия" Юрий Богомолов.
За удовольствие остаться в дураках приходится платить
На Первом канале только что возобновилось увлекательное шоу под названием "Розыгрыш". По-видимому, это знамение времени: с прошлого вторника и по нынешний понедельник на всех каналах длился грандиозный розыгрыш, постановщиком которого выступил гарант Конституции, а объектами - премьер-министр, члены правительства, политики, политологи и все граждане страны. Бывает, что люди совсем не прочь остаться в дураках. Однако и такое сомнительное удовольствие обходится дорого.
Армия как национальная идея
"Видимо, происходит следующее. Отчаявшись сочинить общенациональную идею, умные головы из агитпроповского отдела администрации президента решили обзавестись общенациональной идеологией. На эту должность назначен государственный патриотизм. Но это не все. Те же ребята совместно с первым и вторым федеральными каналами трудятся над единой и неделимой историей России для массового потребления – такой историей, которая бы органично включала бы в себя все режимы и все идеологии".
Слипшиеся страницы
"Всей правды мы не знаем и, может быть, так до конца и не узнаем". Эту фразу нередко произносят с экрана, говоря о политических интригах современности, например, о загадочном исчезновении кандидата в президенты России Ивана Рыбкина. Еще чаще она бывает уместной в телевизионных рассказах о драматических событиях нашего недалекого прошлого, где славные страницы неразрывно слиплись с рассказами о жестокости, трусости и подлости.
Тоска по смерти
"Можно себе представить, как продюсеры политических ток-шоу и ведущие информационно-аналитических программ, предлагаемых телезрителям на уикенд, составляя меню, маялись в предчувствии низких рейтингов. Ну что: ну, футбол – раз, продление срока президентского правления – два, выпущенный на свободу Шахновский – три, кандидаты в президенты – четыре. И это, пожалуй, все. Сплошная рутина. И вдруг: не было ни гроша..."
Догоняющее нас Прошлое
По телевизору показали фильм "Убить дракона", снятый в 1988 году по знаменитой пьесе Евгения Шварца. В перестроечные времена казалось, что экранизация, сделанная Марком Захаровым, рисует навеки уходящую социально-писихологическую натуру. Однако, по мнению Юрия Богомолова, сейчас в пьесе и фильме обнаруживается острая злободневность. Эту мысль критик доказывает на примере ряда событий прошедшей телевизионной недели.
Из жизни замечательных покойников
Значительная часть теленедели была посвящена "дежурной" январской теме: закопать в конце концов Ильича или оставить мумию на месте в качестве историко-культурной ценности и в назидание потомкам. Известный российский кино- и телекритик, открыто относящий себя к сторонникам "закопать", приводит в пользу своей точки зрения еще один аргумент. Мистический.
Обратное сальто
Если правда, что политика есть концентрированное отражение экономики, то телевидение следует считать сверхконцентрированным отражением и политики, и экономики, и общественно-культурной жизни. Как бы ТВ ни было скверно, поверхностно, пошло, сколь бы оно ни раздражало сегодня, назавтра ему суждено стать историей общественного самоопознания. Так считает известный российский кино- и телекритик Юрий Богомолов. С этой недели на Гранях.Ру будут регулярно помещаться его обзоры важнейших телевизионных событий.