Союз креста, полумесяца и прокуратуры
В начале января двое представителей религиозного традиционализма - руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, священник РПЦ Олег Стеняев и заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтий Фарид Салман - обратились с очень схожими текстами к генеральному прокурору РФ Владимиру Устинову. Они синхронно просят "возбудить уголовное дело по факту совершения членами общественного движения "За права человека" Львом Пономаревым и Евгением Ихловым действий, образующих состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ. Указанные действия выразились в преднамеренных и неоднократных нападках Л. Пономарева и Е. Ихлова на изданный центром "Покров" учебник Аллы Бородиной "Основы православной культуры". Высказывания Л. Пономарева и Е. Ихлова, на наш взгляд, носили однозначно провокационный характер и были направлены на оскорбление религиозных чувств православных верующих России и на возбуждение религиозной вражды". Эти тексты были выложены на сайте "Человек и его вера" (Православный форум диакона Андрея Кураева). Еще заявителей крайне возмутили попытки Пономарева и Ихлова потребовать от культурологического курса политкорректности. Оба обращения выполнены на официальных бланках юрлиц и потому являются акциями общественных объединений.
Причина суеты вокруг "жуков в муравейнике" была в том, что в июне прошлого года Общероссийское движение "За права человека" попросило прокуратуру выяснить, как можно было в светском государстве преподавать шестиклассникам слабо замаскированный и достаточно примитивный православный "закон божий" - с обязательными выпадами против сектантов, сатанистов, еретиков и, конечно, евреев. Оказывается, евреи ("этот народ"), по версии на с. 112 учебника, требовали распять Христа, а по версии на с. 114, сделали это сами, поскольку "мечтали только о богатстве, власти над другими народами, национальной независимости" и не могут принять Царствие Небесное.
Вопросы к размышлению: Что побудило православных радетелей учебника Бородиной так одолжиться перед замом верховного муфтия, чтобы тот позволил втянуть себя и Центральное духовное управление мусульман в шумный судебный скандал вокруг юдофобского православного учебника? И на каком уровне шло лоббирование "Основ православной культуры"? Почему текстуально совпадающие обращения в Генпрокуратуру последовали лишь через 1,5 месяца после ноябрьского выступления Ихлова на "Эхе Москвы", в котором тот дал публичную оценку учебника?
Сама история иска правозащитников к Останкинской межрайонной прокуратуре г. Москвы прессой достаточно пережевана: 18 июня 2002 года движение "За права человека" обратилось к Устинову, в сентябре районная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела, 30 декабря Мещанский суд признал отказ незаконным.
Хочется рассказать о том, что осталось "за кадром". В апреле-июне прошлого года власти изо всех сил изображали борьбу с ксенофобией и антисемитизмом. Устинов даже выпустил циркуляр о борьбе с экстремистской и фашистской деятельностью. В мае в офис движения "За права человека" пришли представители "Атома" (Атеистического общества Москвы) и принесли учебник Аллы Валентиновны Бородиной, купленный в "Педкниге" на Большой Дмитровке. Они попросили сделать хоть что-нибудь: у них в судах в Московской области даже исков не принимали. Беглое знакомство с учебником показало, что пора бить тревогу.
На радио "Свобода" учебнику Бородиной был посвящен целый выпуск передачи "С христианской точки зрения". Потом к правозащитникам обратилось еще несколько человек, в том числе из Воронежской области, где тоже вели преподавание по этому учебнику. Не обратиться в прокуратуру было просто нельзя. Хотя тогда этот учебник представлялся только печальным исключением на фоне аналогичных религиоведческих пособий. Одновременно появилась возможность посмотреть как будет действовать российское правосудие в деликатной ситуации: с одной стороны, учебник "коричневатый" и закон явно нарушен, с другой - за ним Минобразования и Московская патриархия, рекомендовавшие его, и вообще он "наш". Мы еще не знали, что готовится скандальный циркуляр министра образования Владимира Филиппова, честно предложившего считать ознакомление детей с православием способом укрепления национальной идентичности.
Надо сказать, у нас не было особых претензий лично к г-же Бородиной. Да, она сделала рукопись агитационно-клерикальную и ксенофобскую (кроме евреев, досталось и армянам), но средневековое мракобесие, прочно вошедшее в отечественную публицистику, она облекла в юридически "скользкие" формы, оставляя окончательные погромные выпады для самостоятельного поиска юных умов. Главная вина была на должностных лицах Московского комитета образования и Министерства образования, которые и превратили книжку, которая могла бы лежать на "патриотических развалах", между тайнами тибетско-арийских магов и разоблачениями сионо-чеченских заговоров, в учебник для 12-летних учащихся государственных школ.
Вопрос к размышлению: Что должен чувствовать школьник Ногинского района Московской области (татарин, "еретик" армянин, "мечтающий о власти над миром" еврей, отдельно атеист), когда читает объявление "Те, кто принесет заявление от родителей, получают освобождение от прослушивания курса "Основы православной культуры"?
Дальше пошла рутина: Устинов "спустил дело на район", Останкинская прокуратура честно направила учебник на заключение в Минпечати (и получила отказ – не наше мол дело, мы теперь не лицензируем), честно запросила главу Москомобразования Любовь Кезину об апробации учебника в столичных школах (как это записано в начале "Основ..."), но с августа по декабрь, до передачи надзорного дела в суд, прокурор не удостоился ответа. С горя учебник направили на отзыв в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка Генпрокуратуры, где кандидат юридических наук В.А. Бурковская пришла к выводу, что "Основы" ничего не возбуждают. Получив заключение, прокурор Останкинской межрайонной прокуратуры советник юстиции И.И. Божко в возбуждении дела отказал. Движение "За права человека" обжаловало его отказ в суде. Судья Останкинского суда В.Б. Матвеев в самом начале заседания убежал из зала, испугавшись диктофона, а затем перекинул дело в Мещанский суд. Дальше представитель Останкинской прокуратуры все не передавал материалы в Мещанский суд, а когда передал, то в суд не пришел (вечер 30 декабря, вы что, смеетесь!) и дело с позором проиграл. Проиграл он потому, что заключение НИИ Генпрокуратуры было признано неквалифицированным, а к делу была приобщена экспертиза директора Центра изучения религий РГГУ Николая Шабурова со вполне однозначной оценкой творения Бородиной как антисемитской апологии православия.
На наш взгляд, следует вообще избегать всяких утверждений не только насчет коллективной вины религиозной или этнической группы (что уже пахнет нацизмом), но и вообще о каких-то специфических моральных качествах (хоть похвальных – как у Бородиной, отметившей особое благородство православных русских, - хоть ущербных) того или иного народа или последователей той или иной религии. В этом существенное различие между сознанием демократическим и тоталитарным, которое считает личность чем-то производным - от Нации, Веры, Класса. Нами двигало четкое понимание того, что если в основу самосознания граждан России будут положены средневековые национал-религиозные представления, основанные на неприятии чужака, то через поколение нашу страну ждет новый распад, участь ракетно-ядерного Ливана.
Вопрос к размышлению: По какую сторону границы, разделяющей демократов и национал-богословов, оказалась российская прокуратура?
Справка
Экспертное заключение на книгу: А. В. Бородина. Основы православной культуры
А. В. Бородина. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: "Покров", 2002 г.
(Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви).
Рецензируемый учебник, как явствует из аннотации, "предназначен для 6 класса и любых более старших классов на первом году внедрения данного курса... Может быть использован в качестве основного и дополнительного пособия в рамках культурологических и гуманитарных курсов, таких как история религии, религиоведение, мировая художественная культура, а также при изучении базовых дисциплин (литература, история и др.)".
Сам факт существования факультативной дисциплины "Основы православной культуры" в рамках школьной программы не вызывает возражений. Учащимся средней школы было бы полезно познакомиться с православной культурой. Однако рецензируемый учебник не отвечает требованиям, предъявляемым к учебно-методической литературе, поскольку содержит некорректные высказывания, способствующие разжиганию религиозной и национальной розни.
Обращаясь к столь тонкой теме, как религия, в рамках светской школы, следует избегать как некритической апологетики, так и неуважительных, конфессионально окрашенных высказываний по поводу других религиозных традиций. Соответствует ли рецензируемый учебник этим критериям? К сожалению нет.
В тексте учебника встречаются такие высказывания, как "несторианская" и "монофизитская ересь" (с. 29-31). Учение Нестория и т.н. монофизитство были осуждены на Вселенских соборах и с точки зрения ортодоксального христианства являются ересями. Однако термин "ересь", содержащий негативную оценку, неприемлем для школьного, неконфессионального учебника. Условно называемые несторианской и монофизитской церквями Ассирийская Церковь Востока и Армянская Апостольская Церковь представлены в России, и оценка учения, которому они привержены, как еретического является оскорблением религиозных чувств верующих.
Кроме того, в ряде случаев автор позволяет себе высказывания, оскорбительные для представителей еврейского народа. Позволю себе процитировать: "Пилат, не находя вины Иисуса, приказал воинам Его бичевать, надеясь, что иудеи будут удовлетворены... Но иудеи не унимались и продолжали настаивать на казни Христа. Они подговаривали народ, чтобы он требовал распятия Христа... Причиной было то, что этот народ думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов, страстей и зла, была непонятна ему" (с. 112). Автору следовало бы объяснить школьникам, что обвинения в адрес иудеев в Евангелиях обусловлены полемическими задачами авторов Евангелий. Не следует забывать, что и Иисус, и апостолы были иудеями. Иудаизм в эпоху Иисуса был разделен на ряд течений, сильно отличающихся друг от друга. Инициаторами суда над Иисусом выступали лишь некоторые группы, а решение о казни было принято римским наместником Понтием Пилатом. Уж тем более автору следовало воздержаться от собственных рассуждений о еврейском народе, думавшем о власти над другими народами, чуждом идее вечной жизни, обретаемой через "спасение от грехов, страстей и зла". Эти рассуждения не имеют ничего общего с исторической действительностью и носят откровенно антисемитский характер. В иудаизме были группы, в частности фарисеи и ессеи, которые как раз исповедовали идею вечной жизни через спасение от грехов и зла. Иудаизм - живая религия, десятки тысяч ее приверженцев живут в нашей стране сотни лет (не случайно иудаизм назван одной из традиционных религий в Законе о свободе совести и религиозных объединениях). Однако у читателей учебника сознательно формируется представление, что иудаизм - ложная религия, превзойденная христианством.
Способствуют возбуждению межнациональной розни и ксенофобии следующие утверждения автора: "Почему православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность, несмотря на то, что это чаще всего совсем "невыгодно" и даже опасно, т.к. "гости" или новые жители не всегда так же благородно ведут себя на территории традицинно-православного государства?" (с. 13). В целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия. Только апологетическими задачами можно объяснить отождествление понятий "русский" и "православный", хотя бы и до XX в. (с. 14). Таким образом, стригольникам 14-15 вв., молоканам, духоборцам, штундистам и др. отказывается в праве называться русскими. Учебник содержит некритическое описание чудес (см., в частности с. 159, где описание чуда должно продемонстрировать превосходство православных над армянами). Удивительно, что книга получила рекомендацию Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии Русской Православной Церкви.
Руководитель Центра изучения религий
Российского государственного гуманитарного
Университета
Н. В. Шабуров
Статьи по теме
Союз креста, полумесяца и прокуратуры
Тестирование российского истеблишмента выявило опасный "клерикально-коричневый" вирус. Так считает руководитель информационно-аналитической службы движения "За права человека" Евгений Ихлов. Недавно на него написали заявления в Генпрокуратуру православный священник Олег Стеняев и муфтий Фарид Салман. Представители двух ветвей традиционного духовенства просят привлечь г-на Ихлова к уголовной ответственности за критику школьного учебника "Основы православной культуры". Эту любопытную историю комментирует для Граней.Ру сам Евгений Ихлов.