Казаки подписали договор с РПЦ и поставили крест на Курилах
В Москве подписано соглашение о сотрудничестве между Советом казачьих атаманов и Русской православной церковью, передает Newsru.com со ссылкой на Интерфакс. Как заявил на торжественной церемонии глава синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов, этим актом церковь документально закрепила свое намерение помогать восстановлению казачьей жизни.
В свою очередь, советник президента РФ по делам казачества Геннадий Трошев отметил, что "в годы политических репрессий именно казачество и православная церковь понесли самые невосполнимые потери - теперь же они вместе возрождаются".
Как рассказал собравшимся атаман сахалинских и курильских казаков Леонид Сапрыкин, в последние годы казаки начали установку православных крестов на спорных островах Курильской гряды. "Таким образом мы как бы закрепляем эту территорию за нашей страной", - пояснил атаман.
Комментарий
В 1989-1990 годах, на излете советской власти, в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Владикавказе прошли первые казачьи круги. Возрождение казачества было инспирировано сверху: то ли партийными органами, то ли КГБ (эти структуры были тесно связаны между собой). Потребность в организованной народной поддержке, которая возникла у партии, попала на подготовленную почву - казачество испытывало острую потребность в самоидентификации.
На волне первых демократических выборов 1992-1994 годов казачество на Северном Кавказе пришло во властные структуры. Из-за отсутствия политического и хозяйственного опыта атаманы у власти не удержались, зато практически во всех административных образованиях начали создаваться комитеты по делам казачества.
В 1998 году Главное управление казачьих войск (структура администрации президента) довело концепцию огосударствления казачества до завершенности: казаков (не без сопротивления) сосчитали, записали в Реестр и определили для них 11 видов службы, в том числе армейскую (25 лет), пограничную, по охране правопорядка, природоохранную, пожарную, лесничью и т.д. Атаманам войск присвоили генеральские звания и сделали их служащими президентской администрации. Соответствующим ведомствам было дано распоряжение подумать о способах компенсации казачьих трудов в виде земельных наделов, сокращения налогов, выделения квот на вылов рыбы, отстрел дичи и т.п. Это можно рассматривать как попытку возродить казачество в виде архаичного служило-земледельческого сословия, существовавшего в Российской империи, а прежде - в Речи Посполитой.
В последнее время за казачьими структурами закрепилась дурная слава рассадников экстремизма и ультранационализма. В Ростове-на-Дону, Нальчике, Моздоке казаки неоднократно были замечены в разжигании межнациональной розни. В Ставропольском и Краснодарском крае казачество находится в сильной зависимости от идеологического влияния РПЦ, которая, как известно, тоже в той или иной форме поддерживает идеи национализма . Так что и без того близкие по духу и идеологии обе организации теперь еще и документально закрепили свой союз.