Скончался Сергей Аверинцев
В субботу в Вене на 67-году жизни скончался Сергей Сергеевич Аверинцев, выдающийся российский ученый, известный культуролог, сообщает "Эхо Москвы". Согласно завещанию, тело ученого будет кремировано, и прах захоронен в Москве, на Даниловском кладбище.
Сергей Сергеевич Аверинцев родился 10 декабря 1937 года в Москве. В 1961 году окончил МГУ. Работал в Институте истории и теории искусства (с 1966 г.) и в Институте мировой литературы АН СССР. С 1987 г. - член-корреспондент РАН.
Автор переводов и работ по истории и литературе позднеантичной, раннехристианской и средневековой эпох, философии и поэзии русского серебряного века, русской религиозной философии. Среди них: "Плутарх и античная биография". (1973), "Поэтика ранневизантийской литературы" (1977, 1997), "Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье", (1986), "Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996) и других.
Опубликовал серии статей в "Философской энциклопедии" и энциклопедии "Мифы народов мира", в научной и массовой печати. Был главным редактором энциклопедии "Христианство" в 3 т. Член СП СССР (1985), Русского ПЕН-центра (1995), председатель Русского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов.
Читал курсы лекций в Венском и многих других зарубежных университетах.
Справка
Сергей Аверинцев, русский филолог, культуролог, библеист, переводчик
Сергей Аверинцев родился 10 декабря 1937 в Москве в профессорской семье.
В 1961 окончил классическое отделение филологического факультета МГУ; в 1967 защитил кандидатскую диссертацию по теме "Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра".
Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры – от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи "Филология" в Краткой литературной энциклопедии, 1978; "Новый Завет", "Теизм", "Теократия", "Христианство", "Эсхатология" и многие другие в Философской энциклопедии, 1967, 1970; "Архетипы", "Христианство" и др. в энциклопедии "Мифы народов мира", 1987–1988; монография "Поэтика ранневизантийской литературы", 1977, защищена в качестве докторской диссертации; многочисленные статьи, посвященные греческой и ближневосточной словесности и эстетике); переводы древних (в том числе византийских, латинских и сирийских) и современных авторов (в основном с немецкого языка – Гельдерлин, Гессе, Тракль), статьи в энциклопедиях и научных изданиях об Шпенглере, Маритене, Юнге и Хейзинге, главы в коллективных трудах "История Византии", "История всемирной литературы" и др., концептуальные статьи-обзоры "На перекрестке литературных традиций", 1973; "Судьбы европейской традиции в эпоху перехода от античности к средневековью", 1976; и др.
Автор многочисленных статей о русской поэзии – Вячеславе Иванове, Мандельштаме, Пушкине (в сопоставлении с Гете), в которых, наряду с развитием принципов формального анализа "опоязовцев", отчетлива тенденция к определению постулата личной ответственности художника и мыслителя в рамках "объективной" культуры эпохи.
С 1987 Аверинцев – член-корреспондент АН СССР (с 1991 – РАН); лауреат Государственных премий СССР (1990) и России (1996). В 1989–1991 депутат Верховного Совета СССР. В острой полемике "неославянофилов" и "неозападников" отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства. Профессор Московского и Венского университетов, почетный доктор Европейского гуманитарного университета, главный редактор журнала "Православная община", член попечительского совета Свято-Филаретовского института.
С 1980-х годов писал духовные стихи, ориентирующиеся на европейский фольклор и поэзию: "Подражание Клоделю" и др.
По материалам сайта Кругосвет.Ру
Дословно
Сергей Аверинцев
Я не отношусь к своей персоне столь торжественно. Пока, дай Бог, чтобы моих сил хватило на каждодневные дела и какое-то участие в продолжении, выживании культурной традиции. Это, наверное, все-таки тоже общественное служение - по мере моих сил, слабых сил... И должен сказать, что чрезвычайно живо ощущаю: мы сейчас переживаем время, когда всякий, кто не сделался хотя бы на доли миллиметра умнее, чем был вчера, делается бесконечно глупее, чем был вчера. Я с испугом ощущаю эту возможность для себя. Я делаю усилие для того, чтобы этого со мной не случилось. Но, кажется, безразличия к тому, что происходит, я не проявляю и теперь.
Известия, 09.12.02
Сергей Аверинцев
(О преодолении тоталитарного прошлого)
"Преодоление" тоталитаристского прошлого — это задача, которая теоретически стоит перед всеми народами с подобным опытом, хотя на практике, как мы видим, принимается к сведению далеко не всеми.
Один из уроков, который мы извлекаем из анализа тоталитарных безумств, состоит в том, что безумством становится всякая система рассуждений, когда она становится некритичной по отношению к себе. Для любого вида критицизма дело чести — трезвый взгляд на себя. Необходимо отметить, что сам по себе императив "преодоления" своего прошлого, то есть систематической критики поведения не тех или иных предводителей нации, но нации в целом, и притом в ее собственном самосознании, является вполне новым явлением, для которого нет аналогий во всей человеческой истории.
Журнал "Родина", октябрь 2002