Русский народный собор: Нравственность и Отечество выше прав человека
Десятый Всемирный русский народный собор в четверг принял "Декларацию о правах и достоинстве человека". Один из основных авторов документа, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, назвал ее "эпохальным историческим и философским документом", сообщает РИА "Новости".
"Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека, - говорится в декларации. - Это такие ценности, как вера, нравственность, святыня, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое".
По мнению авторов декларации, "нельзя допускать ситуации, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к обострению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества".
В документе также называется опасным "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями". "Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя", - говорится в декларации.
Отмечая, что "содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью", авторы декларации подчеркнули, что отрыв этих прав от нравственных основ означает их профанацию, "ибо безнравственного достоинства не бывает".
Накануне, выступая на Соборе, митрополит Кирилл заявил, что Запад навязывает России и всему миру собственную концепцию прав человека, которая, по его мнению, зачастую служит оправданием бездуховности и безнравственности. Священнослужитель высказал убеждение, что основой для концепции прав человека, которая будет приемлема в равной степени для всех народов и цивилизаций, могут служить только религиозные ценности. На этом и базируется принятая Собором Декларация.
Справка
Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора
Сознавая, что мир переживает переломный момент истории, стоит перед угрозой конфликта цивилизаций, по-разному понимающих человека и его предназначение, - Всемирный Русский Народный Собор от имени самобытной русской цивилизации принимает настоящую декларацию.
Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается.
Вечный нравственный закон имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. Эта основа заложена Творцом в человеческую природу и проявляется в совести. Однако голос совести может быть заглушен грехом. Именно поэтому различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога.
Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность - достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбора ведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избирает зло.
Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию, ибо безнравственного достоинства не бывает.
Мы - за право на жизнь и против "права" на смерть, за право на созидание и против "права" на разрушение. Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете нами уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права.
Права и свободы неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность, реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи, местной общины, народа, всего человечества.
Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество. Когда эти ценности и реализация прав человека вступают в противоречие, общество, государство и закон должны гармонично сочетать то и другое. Нельзя допускать ситуаций, при которых осуществление прав человека подавляло бы веру и нравственную традицию, приводило бы к оскорблению религиозных и национальных чувств, почитаемых святынь, угрожало бы существованию Отечества. Опасным видится и "изобретение" таких "прав", которые узаконивают поведение, осуждаемое традиционной моралью и всеми историческими религиями.
Мы отвергаем политику двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя.
Мы готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Особыми областями такого сотрудничества должны стать сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию.
Мы стремимся к диалогу с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Сегодня такой диалог, как ничто другое, поможет избежать конфликта цивилизаций, достичь мирного сочетания на планете различных мировоззрений, культур, правовых и политических систем. От того, насколько людям удастся решить эту задачу, зависит их будущее.
Официальный сайт Московской патриархии
Дословно
Кирилл
Задача концепции прав человека состоит в том, чтобы защищать ценность человека и способствовать возрастанию его в достоинстве, а не в том, чтобы выпускать джинна из бутылки, который начинает рубить иконы на выставках в Манеже, проводить выставки "Осторожно, религия", а потом убивать людей только потому, что они принадлежат той или иной национальности! Это все звенья одной цепи. И нельзя плакать по поводу возрастающей ксенофобии в тот момент, когда мы открываем возможности для человека, которого не сдерживают никакие нравственные силы, и он разрушает святыни, оплевывает свое отечество, разрушает свою культуру. Этот человек пойдет и будет убивать другого. И по признаку национальности, и по признаку веры. Нравственность едина и неделима!
В рамках десяти заповедей все основные религии мира совпадают между собой в определении добра и зла. Религиозная традиция, таким образом, содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции не могут признаваться в качестве нормы насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия, издевательства над национальным чувством и другие виды поведения, нередко активно защищаемые сегодня с позиции прав человека.
НТВ, 04.04.2006
Всеволод Чаплин
Чего бы не хотелось видеть в будущем, - это попыток утвердить радикально-либеральный взгляд на права человека как единственный, безальтернативный и не подлежащий обсуждению. Например, некоторые люди считают, что свобода творческого самовыражения абсолютна, а на самом деле даже в международном праве говорится о том, что эта свобода подлежит ряду ограничений, в том числе связанному с общественным порядком, нравственностью и интересами других людей. Абсолютное большинство православных христиан считает, что эта свобода не должна приводить к оскорблению чувств верующих и поруганию их святынь. Нам надо привыкнуть к тому, что политика и общественные решения должны учитывать позицию как первых людей, так и вторых. Некоторые считают, что целостностью государства нужно жертвовать ради интересов тех или иных социальных групп, например, сепаратистов, в то время как другие люди считают, что целостность государства нужно отстаивать даже ценой человеческой жизни. Наверное, нужно, чтобы при урегулировании общественных конфликтов учитывался как первый, так и второй взгляд.
Интерфакс, 04.04.2006